UA / RU
Поддержать ZN.ua

Слово "поштівка" придумал Генрик Сенкевич

История галицкой почтовой открытки - своеобразный учебник иконографии Львова конца ХІХ - начала ХХ вв.

Автор: Игорь Галущак

Об этом и не только можно узнать, осматривая богатейшую коллекцию львовских почтовых открыток известного украинского коллекционера Александра Коробова.

По его мнению, история галицкой иллюстрированной почтовой открытки - неоценимый материал, своеобразный учебник иконографии Львова конца ХІХ - начала ХХ вв. Ведь сегодня панорамные львовские почтовые открытки тех времен выполняют функцию своеобразного окна в прошлое, некоторым образом утоляя любопытство к прошлому Львова всех влюбленных в историю города Льва и вообще старой Галичины и восхищается урбанистической фотографией.

Следует заметить, что колоритный во всех проявлениях Львов, в разные эпохи носивший разные названия - Львув, Лемберг, Льовенбург, Львовград, - на стыке позапрошлого и прошлого веков был самым фотогеничным, наверное, во всей тогдашний Европе, находился на пике привлекательности и просто просился в объектив. Ведь тогда царил золотой период во львовской архитектуре! Достаточно обратить внимание на старинные виды Львова с Каличей горы, с горы Шемберга, с улиц Познанской, Вроновских (Цитадельной), Гицловской, со Святоюрской горы и с Высокого замка.

Что касается происхождения почтовой открытки, это было оригинальное изобретение Генриха фон Стефана - генерального почтмейстера при прусском короле, а позже и при первом императоре Германии Вильгельме І. Фон Стефан первым предложил проект корреспондентской открытки, которая стала симптомом цивилизационных изменений. Ведь частная корреспонденция впервые обрела открытую форму! Затем, с небольшими изменениями, эту идею воплотили в жизнь в 1870 г. на территории северной Германии, а в 1874 г., после образования Всемирного почтового союза, почтовые открытки были введены и в международное обращение.

Затем почтовая открытка стала своеобразной эсэмэской конца ХІХ в. - новой формой корреспонденции. А общепринятое однословное название корреспондентской почтовой открытки в польском и украинском языках определилось после конкурса, проведенного на выставке 1900 г. в Варшаве.

Из предлагаемых названий: безконвертка, читанка, явка, картолист, кількаслівка, листівка, листик, нагопис, нібилист, незалєпка, отвартка, отвартолист, писанка, напівлистик, поспішка, відомостка - больше всего голосов получила "поштівка".

Генрик Сенкевич

Автором был выдающийся польский писатель, будущий лауреат Нобелевской премии (1905 г.), автор ныне культового романа "Камо грядеши" Генрик Сенкевич. Наградой же для него стал роскошный альбом для почтовых открыток, который писатель позже пожертвовал на благотворительные цели.

Точная же дата появления первой иллюстрированной почтовой открытки в Галичине по сей день не установлена, а самые старые почтовые открытки с видами Львова, вроде "Gruss aus…" ("Привет из…") связаны с Всеобщей краевой выставкой 1894 г. во Львове. За пять месяцев ее посетили 1 млн 200 тыс. человек, что в десять раз больше, чем население тогдашнего Львова. Так что с 1894 г. почтовые открытки со львовскими видами стали непременной принадлежностью культурной среды, а количество издателей из года в год увеличивалось. Почти 70 издательств - австрийских, польских, чешских, украинских - тиражировали виды города, используя уже тогда большой потенциал как львовских, так и европейских фотомастеров, обогащая визуальный образ столицы Галиции.

Что касается сюжетов, изображенных на этих почтовых открытках, то среди их разнообразия прежде всего выделяются выдающиеся сооружения Львова - административные, религиозные, финансовые, учебные заведения, музеи, а также виды города, улицы, парки, памятники, стадионы, лечебные заведения, выставки.

Изображены на старинных львовских открытках и события Первой мировой войны, интерьеры кофеен и ресторанов. Есть здесь и рекламные почтовые открытки, прибыль от которых предназначалась на развитие городской инфраструктуры. Таким образом, благодаря сообразительности издателей, которые старались угодить покупателям, как тогда говорили, "до кольору, до вибору", теперь и у нас есть возможность увидеть множество оригинальных изданий, украшенных искусными виньетками и рисунками.