Он оставил на Волыни дворец, полный ценностей, несколько сел с более чем четырьмя тысячами подданных и отправился в европейские страны - сначала учиться, а позже создавать высокое искусство скульптуры. Томаш-Оскар Сосновский согласовал свое творческое призвание с жизненным мировоззрением: "Общество изменится лишь тогда, когда человек обратится к Богу" - и навсегда вошел в историю мирового искусства. Его религиозные и светские скульптуры украшают монастыри и музеи Украины, Польши, Италии, Палестины. Но на родине, на Волыни, имя известного мастера, родившегося 200 лет назад, до сих пор находится в пыли забвения...
Старинный замок в селе Новомалине ко времени рождения будущего художника принадлежал шляхтичу Яну Кануту Малиновскому. Одна из его дочерей, Касильда, вышла замуж за ротмистра, хотя и отставного, зато дальнего родственника польского коронного гетмана Сосновского - Станислава Сосновского. От их брака родился Томаш-Оскар, ставший третьим сыном в семье.
Биографы до сих пор спорят, когда же все-таки родился будущий скульптор. Год его рождения отмеривают то от поступления в лицей, то от призыва в войско. В одном случае выходит 1810-й, в другом - 1813-й. Но недавно киевский историк Игорь Тесленко отыскал в Государственном архиве Волынской области дату крещения Томаша-Оскара в Острожском костеле - 21 декабря 1812 г. А в римо-католическом обряде крещение происходило примерно через десять дней после рождения. Так что мальчик появился на свет 11 или 12 декабря.
Отца, Станислава Сосновского, недаром избрали острожским маршалком. Он был образованным умным человеком, меценатом художников, писателей, музыкантов. В роскошном замке Сосновские собрали большую библиотеку, архив, картины, гобелены, старинную мебель и скульптуры. Здесь часто бывала интеллигенция края. Художественная среда повлияла на выбор профессии Томаша-Оскара.
Юноша закончил одно из лучших учебных заведений Волыни - Кременецкий лицей - и вместе с братьями поступил на службу в войско. Но его службу прервало польское восстание против русского царизма в ноябре 1830 г. О том, принимал ли участие в нем 18-летний Томаш, нет никаких архивных документов. Но известно, что после подавления восстания он, видя унижение поляков со стороны русского правительства, в войско не вернулся. Отец понял: военная карьера сыновей не удалась, и потому разделил между ними земли. Но Томаш-Оскар помещиком не стал...
В 1833 г. юноша едет в Варшаву и поступает на скульптурное отделение Академии искусств. С учителями ему повезло. Скульптуру Томаш-Оскар изучает у известного мастера Павла Малинского, а рисунок и живопись - у Ксаверия Яна Каневского. Художественное образование Сосновский продолжил в Художественной академии Берлина, где был учеником знаменитого скульптора периода классицизма Кристиана Рауха. А закончил учебу в 1836 г. в Академии искусств святого Луки в Риме. Здесь его учителем и другом стал представитель неоклассического течения Пьетро Тенерани. Эта учеба оставит глубочайший след в творчестве Томаша-Оскара - почти все его работы зрелого периода будут выполнены в стиле неоклассицизма.
В 1846 г. Сосновский окончательно поселяется в Риме, где его избирают профессором по классу скульптуры упомянутой академии...
В раннем творчестве художник совершенствовался в технике обработки мрамора и скопировал ряд античных статуй, в частности Сократа, Александра Македонского, Ареса, спящей Ариадны, Аполлона Бельведерского, Брута Капитолийского и других, хранящихся ныне в Ровенском и Острожском краеведческих музеях. Но в этот период Сосновский создал и вполне самобытные работы - "Юстицию" и "Викторию".
Признание художнику принесут именно скульптуры на библейскую тематику. Поражает барельеф "Мадонна с младенцем" из часовни Сосновских в Новомалинском замке (Острожский музей). В углубленной арочной нише - Богоматерь и маленький Иисус. Заметная деталь - капля воды, которую скульптур вводит во многие свои композиции. Подчеркнутый символизм работе придают цветы - лилии и розы по краям рельефа. Белая лилия символизирует чистоту Марии, а роза, собственно, саму Богоматерь. Интересна и сама трехмерная скульптура. Руки Матери и Сына соединились на символе Вселенной - державе, увенчанной крестом.
В Риме Томаш-Оскар Сосновский тесно сотрудничал с Папой Римским Пи-
ем ІХ. Понтифик, утвердивший догмат Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы, заказал у мастера скульптуру. "Мадонна непорочного зачатия" со слегка наклоненной головой и сложенными накрест руками - как художественное воплощение этого догмата - стала этапной в творчестве Сосновского. Однако он создал и другие известные реплики скульптуры, в частности "Мадонну" - для общины Сестер Непорочного Зачатия Пречистой Девы Марии в новооснованном монастыре в Ярославе (Польша), а со временем - для сестер в Язловце на Тернопольщине. За значительные заслуги в развитии сакральной скульптуры Папа Пий ІХ удостоил Томаша-Оскара Сосновского одной из высочайших наград - ордена Григория Великого.
По композиции, эмоциональному состоянию величественного смирения к "Мадонне Непорочного Зачатия" очень близка скульптура Христа в терновом венке "Эссе Номо", подаренная палестинскому монастырю Нотр Дам де Сион. А завершение тяжелого земного пути Иисуса Христа символизирует композиция "Христос на смертном одре". Композиция "Пьета" ("Оплакивание Христа") тонко выражает безмерную скорбь Матери и Иоанна Богослова от потери единственного сына и любимого учителя. Сосновский несколько раз повторял "Пьету". Две мраморные скульптуры и две ее гипсовые модели хранятся в Риме. А реплика, находящаяся ныне в Ровенском областном краеведческом музее, походит из Корецкого района. Она была установлена как памятник на могиле семьи Рудницких, знакомых Сосновского. Кандидат искусствоведения доцент Национального университета "Острожская академия" Ярослава Бондарчук так характеризует стилевые особенности творчества скульптора: "Томаш-Оскар Сосновский творил в стиле неоклассицизма, объединившем в себе античный идеал внешней красоты человека с христианским классицизмом - идеалом внешнего и внутреннего духовного мира человека".
В зрелом творчестве Сосновского религиозная тематика была ведущей, но не единственной. Он создал величественные памятники королеве и королю "Ядвига и Ягайло", религиозному деятелю Петру Скарге, поэту Адаму Мицкевичу, основателю Кременецкого лицея Тадеушу Чацкому (все - в Кракове и Варшаве), Николаю Копернику (Рим). Сосновский активно работал и в жанре камерного портрета. Достижения на этом поприще - бюст архитектора XVI в. Антония да Сангалло, братьев Эдварда и Александра Еловицких, актрисы Элеоноры Дузе, художников Франческо Подести и Пьетро Гальярди, архитектора Сальваторе Бьянки и др.
Другой исследователь - Николай Бендюк из Острога в очерке "Томаш-Оскар Сосновский" приводит неординарный факт признания таланта скульптора: "В мае 1870 г. в Риме через 350 лет после смерти Рафаэля Санти было обнаружено его погребение. Сознавая, что изменение температурного режима и освещение могут стать роковыми, гипсовый оттиск черепа гениального Рафаэля поручили сделать величайшему скульптору. Им стал уроженец Острожчины - Сосновский. Затем эту гипсовую копию-оттиск подарили городу Урбино, где родился Рафаэль Санти".
В 1868 г. скульптор получил звание действительного члена Академии искусств святого Луки в Риме. Через пять лет Томаша-Оскара Сосновского избирают адъюнктом руководителя этого учреждения. А в 1878-м он становится регентом, то есть ректором академии, и занимает эту должность шесть лет, до конца жизни, окруженный любовью и уважением коллег.
Выдающийся скульптор был почетным членом 24 академий искусств в разных странах мира. И вместе с тем - максимально скромным в быту и щедрым в отношениях с людьми. "Добрый поляк" из Волыни помогал молодым художникам, помолвленным убогим девушкам, даря им свадебные платья, деньги, устраивая для них угощение. Живя в одной из культурных столиц мира - Риме, он не забывал посещать родные места. Несмотря на свое католическое происхождение, помогал реставрировать православные храмы в селах Новомалине и Ляхове (ныне - Кутянка Острожского района). Ничуть не ошибся французский исследователь Луи Вейо, писавший о Томаше-Оскаре Сосновском: "...бескорыстной души скульптор, ставивший искусство превыше всего в жизни и живший для искусства, сознавая его высокое назначение - пробуждать в душе каждого человека стремление к идеалу - "ничего для себя и все для других".
Судьба сыграла с известным скульптором злую шутку. Мастеру, создавшему десятки неповторимых памятников, памятника самому нет нигде, кроме барельефа на могиле в Риме. На его малой родине - в селе Новомалине близ Острога - нет даже мемориальной доски, а фамильный замок Сосновских лежит в руинах. Что и говорить: равнодушие и провинциализм, для которых искусство мирового уровня и его творец - не ориентиры.