UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сияет на ожерелье, как солнце

Выставка "Солнце на ожерелье. Дукач" открывает яркий мир традиционных украшений украинских женщин XVII - начала XX веков.

Автор: Надежда Горишнянская

Выставка проходит в Национальном музее истории Украины и представляет изысканные образцы наиболее выразительных украшений украинок.

Дукач - это монетное украшение, или медальон. Изготовляли дукачи чаще всего из серебряных российских или европейских монет различных номиналов. На украинских землях очень популярными были золотые дукаты и серебряные талеры Австрийской империи времен правления Марии Терезии. В письменных упоминаниях название появляется на рубеже ХVІ–ХVІІ веков. "Традиция носить украшения из монет идет еще с античных времен, - объясняет куратор выставки, старший научный сотрудник Музея исторических драгоценностей Украины (МИДУ) Ольга Фрасинюк. - Украшали себя ими не только женщины, но и мужчины. В Киевской Руси носили медальоны-змеевики и монеты. Этот обычай сохраняется в среде шляхты и в период Великого княжества Литовского. Монетам издавна приписывали значение оберегов". Интересно, что большой популярностью пользовались также монеты-обереги (талеры) XVII–XVIII веков таких немецких земель, как Мансфельд и Бавария.

Во времена казачества среди женщин становятся очень популярными ожерелья из кораллов с золотыми монетами, имевшими ушки для крепления или скрученные в трубочку.

На рубеже XVII–XVIII веков на украинских землях формируются главные центры изготовления золотых изделий. Это города Нежин, Чигирин, села Левобережной Полтавщины и Черкащины. Именно тогда дукач начинают украшать бантом - металлической брошью, часто украшенной разноцветными камешками или стеклышками. В каждом центре развивается свой эксклюзивный тип банта. Ольга Фрасинюк приводит пример: для знаменитого веремеевского типа дукача характерен пышный бант-брошь со множеством разноцветных стеклышек.

Дукачи изготовляли преимущественно из монет государственной чеканки (Российская и Австрийская империи, Бавария, Венгрия в составе империи Габсбургов), реже - ручной работы по гравированным или рельефным изображениям. Самые оригинальные из них - монеты или медали с ушками, оправленные в рамку из крученого серебряного провода. Иногда вместо монет использовали металлические образки с изображениями Богородицы и святых, изготовленные в мастерских при монастырях. Медальонами также служили медали западноевропейского, польского, российского и местного производства, преимущественно религиозной тематики.

Классическая форма дукача с бантом сформировалась в XVIII веке. Он возникает уже как самостоятельное украшение и центральная фигура в комплексе народных украшений украинских женщин.

Первичное назначение дукача - отличительный знак, ценное украшение, иногда - оберег. Дукач надевали на шею поверх ожерелья и размещали так, чтобы он был на видном месте. Женщины очень гордились таким украшением, поскольку его наличие свидетельствовало и об определенном имущественном статусе. Вместе с другими украшениями дукачи передавались из поколения в поколение. Часто даже входили в приданое будущей невесты.

"Не каждая женщина или девушка могла себе позволить роскошный дукач. Были дукачи для бедных - большей частью из меди. Люди побогаче имели больше возможностей, поэтому заказывали дукачи из серебра, украшенные цветным стеклом. Как правило, камнем дукачи не украшали - за исключением бирюзы и коралла", - рассказывает Ольга Фрасинюк.

С конца XVII и до начала ХХ века дукач изменяется. Если сначала это были монеты, то позднее появляются уже медальоны. "В наших фондах сохраняется уникальное изделие конца XVII века - дукач без банта, это двусторонний медальон, на одной из сторон - Распятие Христа. С XVIII века дукач украшают бантом. Это брошь с цветными стеклышками. Бант считается традицией именно Левобережной Украины. Определенная группа дукачей являлась подражанием коронационным медалям. Позднее их носили в качестве украшений, копировали, и, наконец, тканый бант перерождается в металлический. Известен нежинский бант. Также есть бант черкасский, - но он больше напоминает цветок-брошь. Разукрашивали его цветными стеклышками, преимущественно красного и зеленого цветов", - Ольга Фрасинюк обращает внимание на роскошный образец в витрине из коллекции Музея исторических ценностей Украины.

Золотых дукачей, как отмечают музейщики, сохранилось мало. "В фондах Музея исторических драгоценностей Украины хранится один такой образец. Он без банта, имеет двусторонний медальон. С одной стороны - Богородица, с другой - Святой Георгий, - продолжает разговор куратор. - Этот дукач - самый дорогой и уникальный в нашей коллекции".

По словам куратора, на выставке представлены 40 дукачей. Кроме них, выставлены ожерелья и монетные гарды (бусы) из частных коллекций. Как совмещается народный строй с комплексом украшений, и какое место в них занимает именно дукач - в выставочном зале демонстрируют четыре манекена в народной одежде. На них - комплекты традиционных убранств из этнографических районов Украины, где дукачи были особенно популярны, из собрания Максима Очкура и Игоря Турейского.

Экспозицию дополняют дукачи из Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Национального историко-этнографического комплекса "Переяслав". Эмоциональное звучание усиливают старинные фото из частных коллекций, в частности этнографического сборника "Древо" Эдуарда Крутько.

Благодаря популярности народной одежды повысилось внимание к традиционным украшениям украинских женщин. Ювелиры сегодня, как никогда ранее, активно интересуются историческими украшениями. Современные мастера изучают, переосмысливают и предпринимают успешные попытки воссоздать любимые украшения украинок минувших веков. На презентации куратор выставки Ольга Фрасинюк надела дукач, изготовленный украинским мастером Юрием Коваленко.