UA / RU
Поддержать ZN.ua

С годом Петуха, украинцы!

Повальное увлечение восточными календарями, кажется, давно схлынуло, но даже человеку, который не следит за ними, СМИ и соцсети все равно сообщат, что в скором времени, в конце января, на смену года красной огненной Обезьяны придет год не менее красного огненного Петуха.

Автор: Олег Супруненко

Повальное увлечение восточными календарями, кажется, давно схлынуло, но даже человеку, который не следит за ними, СМИ и соцсети все равно сообщат, что в скором времени, в конце января, на смену года красной огненной Обезьяны придет год не менее красного огненного Петуха.

Несмотря на сомнительность этих календарей, к году Петуха я по ряду причин небезразличен. И еще 12 лет назад написал текст, который прошел полный цикл, но, к сожалению, есть смысл повторить его содержание, поскольку принципиальных изменений с тех пор так и не произошло.

Как и 12 лет назад, снова предлагаю в год Петуха все же обратить внимание на петуха как на нашу сакральную птицу, которая находится в крайне опасном положении. Беда в том, что у петуха давно и едва ли не безвозвратно украли само его название и наложили на него табу. Кто украл? Ну, известно кто. Кто не знает, сейчас узнает. Вот спросите себя, не вызывает ли у вас слово "петух" определенных ассоциаций? Не пышной яркой птицы, которая горделиво похаживает по двору или с высокой ограды вещает о восходе солнца, а загнанного беднягу, который жмется в уголке лагерного барака? И если вызывает, то с каких пор? Думаю, с момента прихода на постсоветские территории "Великой уголовной революции", которая заполнила их блатняком бритоголовых упырей, а эфир - валом омерзительных песен, почему-то названных красивым французским словом "шансон" (хотя носить название эти песни должны были бы "гопса" - т.е. попса гопников). С тех пор (летописцы новейшей истории, наверное, назовут точную дату, я же ориентируюсь на самое начало 1990-х) название хоть и домашней, но воинствующей птицы приобрело обидное значение. И можно предположить, что современный городской мальчишка лет восьми-десяти и не знает, что петух - это тот, кто покрывает курочек-несушек, а отнюдь не человек, которого из-за извращенных прихотей "покрывают" в местах, не столь отдаленных.

К сожалению, этот унизительный образ пришелся по душе и многим украинцам, которых не заподозришь в любви к уголовной субкультуре. Однако они охотно его используют, когда ведут в соцсетях, СМИ и даже на художественном фронте свою агитационную войну против врага, с которого уже давно спали все маски. Шутки, коллажи, карикатуры, где российский оккупант или его приспешники изображены в виде петухов, чей язык звучит как "ко-ко-ко!", довольно популярны и нередко остроумны. А напрасно - ибо негоже нам переходить на понятийный уровень тех, оторваться от кого - наша жизненная задача.

Цикл назад, в году Петуха 2005-м, мы были окрылены победой над системой, едва ли не посадившей в главное кресло страны человека, который о петухах думал не в пасторально-аграрном, а исключительно барачном контексте. Которому не то что петухи, но даже неосмотрительно подаренные белые лилии "западлом" казались, и он лупцевал этими букетами дарителей по мордам. Но недолго радовались - вскоре "яйцом ударенный" таки занял сначала второе, а затем и первое кресло Украины. И обществу пришлось заплатить очень высокую цену, чтобы восстановить статус-кво. Так что теперь, в новом 2017-м, мы должны сделать значительно больше, тщательно припомнив, чего не сделали в 2005-м. А среди прочего, наконец, раз и навсегда реабилитировать петуха в общественном сознании.

В ходе этой реабилитации каждый украинский подросток пубертатного возраста должен узнать, что петух - это, прежде всего, боевая птица, настолько самодостаточная, что ему даже на солнце начхать ("Мне бы прокукарекать, а там хоть солнце не вставай"). И чтобы самые малые детки знали, что петух - храбрейший герой, который своей саблей прогоняет оккупанта: хоть дерзкую козу-дерезу, хоть хитрую лису из захваченной избушки. Всем мечтателям о евроинтеграции не лишним будет напомнить, что символ Франции - честолюбивый галльский петух (хотя французы об этом, кажется, стали забывать).

А как вам идея использовать изображение петуха при разработке макета большого Государственного Герба? Ведь до сих пор у нас есть только малый. Так, может, пусть щит с тризубом держат не галицкий лев и запорожский казак, а два петуха - чтобы другим регионам соборной Украины не было обидно? Недаром же на одной из первых украинских почтовых марок (отпечатанных в Канаде) красуются красно-черные петушки - потому что продвинутые дизайнеры сразу почувствовали символичность и, не побоюсь патетики, соборность этих птиц, провозглашающих новый день на дворах от волынских хуторов до донбасских поселков…

12 лет назад дизайнерам одежды я предлагал идею - создать новый национальный головной убор, который стал бы альтернативой бандитской фуражке. Что-то такое яркое, с доминированием красного: острый козырек вроде клюва, а "уши" чтобы напоминали петушиную бородку (как она называется, откуда мне, урбанизированному, знать?). Нынешние хипстеры, возможно, и подхватили бы моду, а за ними - и простые граждане. Можно набросать и других предложений. И если через цикл, в следующий год Петуха, обычный украинец перестанет улыбаться при слове "петух", наконец, с облегчением и удовлетворением констатируем: процесс выжимания урки из коллективного сознания успешно завершился.

О сакральной символике петуха читайте также в материале "Обыкновенное чудо - петухи на храмах" (ZN.UA № 21, 11.06.2016).