UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рок императрицы Сисси

Как сказка стала кошмаром и завершилась трагедией.

Автор: Сергей Махун

Совсем недавно, 10 сентября 2018 года, исполнилось 120 лет со дня трагической смерти самой, без преувеличения, красивой женщины века XIX - императрицы Елизаветы Австрийской (1837–1898).

Но, и возможно самой несчастливой, ведь вся ее жизнь была соткана из семейных трагедий и неурядиц, непонимания родных и близких, многомесячных путешествий, более похожих на бегство от действительности и церемониальных условностей двора.

Императрица Елизавета Австрийская. Портрет работы Франца Ксавера Винтерхальтера, 1865 г.

Во многом судьба герцогини Амалии Евгении Елизаветы Баварской, ставшей в 1854 году императрицей Австрии, а с 1867 года и королевой Венгрии, перекликается с судьбой уже легендарной английской принцессы Дианы. О них пишут романы, снимали и снимают фильмы. Вспомним хотя бы трехсерийную эпопею "Сисси" австрийского режиссера Эрнста Маришки, посвященную жизни Елизаветы, где главную роль сыграла незабываемая Роми Шнайдер.

"Чтобы об этом написали газеты"

…15 декабря 1897 года рядовой 13-го конного полка итальянской королевской армии Луиджи Люкени (Лукени) увольняется в запас. У него нет ни родных (мать, уроженка городка Альбарето в Лигурии, бросила младенца в Париже, и он воспитывался в сиротском приюте), по сути, нет и родины. Луиджи не далее как год тому назад воевал в Абиссинии, где показал себя образцовым солдатом. И вот теперь остался без средств к существованию. Совсем недолго он работает ординарцем у бывшего эскадронного командира - принца Рамиро де Фера д'Арагона. Но завышенная самооценка (Луиджи хотел, чтобы его назначили главным надзирателем тюрьмы!) вновь выбрасывает итальянца на улицу.

В конце марта 1898 года Люкени приезжает в Швейцарию и с головой окунается в политическую жизнь. Гельвеция стала прибежищем авантюристов и политических изгнанников. Анархисты увидели в Люкени послушное орудие, которое можно направить в нужную сторону: "Как вы смотрите на то, чтобы лишить жизни короля Италии или кого-либо еще?" Тщеславие лигурийца не знает границ, и он своему знакомому Яккуэсу Сарторису говорит: "Ах, я с удовольствием убил бы кого-нибудь, но это должна быть уважаемая и известная личность, чтобы об этом написали в газетах".

Полицейские ведут арестованного Луиджи Люкени. Женева, 10 сентября 1898 г.

Луиджи покупает на барахолке ржавый и заостренный напильник. На нож и тем более револьвер у итальянца денег нет. Дело за малым - найти жертву. И такой случай представился, но не сразу. Король Италии Умберто I, за которым вели настоящую охоту (он будет-таки убит 29 июля 1900 года анархистом Гаэтано Бреши в Монце), был весьма осторожен… Возможной жертвой мог оказаться принц Генрих Орлеанский, часто посещавший Женеву или же какой-нибудь высокородный князь. Швейцария привлекала не только революционеров, но и аристократов.

Франц Иосиф I и Елизавета Австрийская на конной прогулке возле дворца «Ахиллеон» на острове Корфу (совр. Керкира). Фото 1898 г.

…30 августа 1898 года на отдых "в прекрасную Швейцарию" приезжает 60-летняя Елизавета - императрица Австро-Венгрии, жена Франца-Иосифа I. Как не пыталась она скрыть свой приезд, вездесущие репортеры узнали о приезде царственной особы. Десять дней Елизавета I не сидит на месте, а беспрестанно разъезжает по окрестным горам, посещает городок Прегни. И вот 9 сентября она в сопровождении нескольких приближенных садится на пароход и по Женевскому озеру отплывает в город Жана Кальвина, где ее уже ждет баронесса Аделаида Ротшильд, наконец-то удовлетворенная в желании видеть у себя на вилле царственную особу.

Близкая подруга Елизаветы, венгерская графиня Ирма Сцтараи ни на секунду не оставляет ее. Две женщины вдруг заговорили о смерти. "Иногда я боюсь смерти, - говорит Елизавета, - которая Вас так пугает, иногда страстно желаю ее; ужас перехода в мир иной, в неизвестность заставляет меня вздрагивать". - "По ту сторону лишь мир и блаженство", - ответила графиня. "Откуда Вам это известно? Ведь никто оттуда не возвращался".

10 сентября Елизавета, ссылаясь на усталость после ночной прогулки Женевским озером, позволяет графине зайти в покои лишь в девять часов утра. Через час приближенные сопровождают ее во время прогулки по Rue Bonnivard; Елизавета заходит в музыкальный магазин Беккера. Заводят оркестрион (патефоном его назовут позже) с любимыми мелодиями опер - "Кармен", "Тангейзер", "Риголетто" и "Лоэнгрин". Елизавета восхищена, она покупает 25 наборов нот…

Императрица Елизавета Австрийская в коронационном венгерском платье. Фото 1867 г.

К этому времени уже вся Женева знает о приезде императрицы. Три местные газеты поместили интервью с владелицей отеля Beau Rivage мадам Майер, данное ею в рекламных целях. Настоятельная просьба сохранить тайну (Елизавета скрывалась под именем графини фон Хоэнэбз) была просто проигнорирована. Люкени приехал в Женеву еще 9 сентября, и из утренних газет узнал о прибытии императрицы.

Убийство было делом техники, ведь у Елизаветы - никакой охраны. В тот момент, когда императрица, сопровождаемая лишь графиней Сцтараи, распрощалась с хозяином отеля и портье, Лукени побежал им навстречу. Итальянец был неплохим фехтовальщиком и спортсменом. И потому ему не составило труда, подбежав к Елизавете, прикрывшейся от опасности зонтиком, сделать неожиданный прыжок. Он со страшной силой вонзил напильник в грудь императрицы. Елизавета упала, но довольно быстро поднялась при помощи подбежавшего кучера и даже смогла сказать: "Спасибо, все нормально". Портье, подбежавший тотчас, просил императрицу вернуться в отель, но Елизавета была непреклонна. Она уверенной походкой идет к пароходу. И вдруг говорит графине: "Мне кажется, у меня немного болит грудь". Вдалеке слышится звучный голос портье, который кричит: "Преступник пойман!"

Императрица Елизавета Австрийская. Портрет работы Франца Ксавера Винтерхальтера, 1864 г.

Уже на палубе парохода Елизавете становится плохо, и ее, слабеющую, начинают приводить в чувство. Но это была агония. Всю эту сумятицу не заметили в капитанской рубке, и пароход отчалил. Однако капитан, едва узнав о происшествии, отдал приказ вернуться в Женеву.

Еще живую Елизавету доставили в отель, где врачи констатировали смерть. Ни одной капли крови не появилось, лишь маленькое пятнышко чуть выше области сердца говорило о том, что произошла страшная трагедия…

"Люкени с радостью убьет императрицу, но никогда не тронет прачку"

Убийцу арестовали и приговорили к пожизненному заключению. На предварительных допросах он подчеркивал, что вся вина исключительно на нем; сказалось болезненное тщеславие и желание стать знаменитым: "Я никогда не принадлежал к обществу социалистов или анархистов. Я анархист-"индивидуал" и нахожусь там, где считаю нужным…Это борьба против знати. Люкени с радостью убьет императрицу, но никогда не тронет прачку".

Карточка арестанта Луиджи Люкени. Полиция кантона Во (Швейцария), октябрь 1898 г.

На суде в Женеве преступник вел себя вызывающе. После оглашения приговора - пожизненное заключение - Люкени, обращаясь к залу выкрикнул: "Да здравствует анархия! Смерть аристократии!"

19 октября 1910 году Люкени нашли в повесившимся на кожаном поясе в одиночной камере. А императрицу похоронили в склепе в церкви монастыря капуцинов. Траур охватил все без исключения земли Австро-Венгерской империи. Но особо оплакивали свою королеву венгры, которых она очень любила, и даже выучила столь сложный язык, на котором изъяснялась безукоризненно…

"Я проснулась в темнице…"

Для многих жизнь императрицы казалась сплошной красивой легендой. Стоило лишь посмотреть на многочисленные портреты и фотографии этой роскошной, блистающей красотой женщины. На самом деле все было куда сложнее и трагичнее…

Уже перед свадьбой был "первый звонок", когда молодой император Франц Иосиф I неожиданно переключил свое внимание с потенциальной невесты, принцессы Елены (которую прочила ему мать - властная София Баварская, родная тетя и Елены, и Елизаветы) на ее младшую сестру, нашу героиню. "Или она - или никто!" Мать императора нехотя согласилась на такую "рокировку", но уже начала готовить планомерную "осаду" будущей невестки.

Эрцгерцогиня София – мать Франца Иосифа I. Портрет Йозефа Карла Штилера, 1832 г.

24 апреля 1854 года в венской церкви Аугустинеркирхе состоялось венчание кузена и кузины. С этого дня Елизавета, привыкшая к полной свободе, оказалась в ловушке. В день свадьбы "уставшей и заметно побледневшей от переутомления Сисси снова приходится выходить на балкон, улыбаться, отвечать на приветствия, словом, делать все то, что отныне станет ее профессией и долгом. Но и в отведенных для нее апартаментах принцессу не оставляют в покое", - писал Эгон Цезарь Конте Корти. Эрцгерцогиня София постоянно ее контролировала, выказывая свой деспотичный характер. Франц Иосиф I находился в постоянном стрессе, пытаясь угодить женщинам, но с радостью бросался в спасительные от этих дрязг труды по управлению империей. Ведь не секрет, что он был фанатичным трудоголиком. Работа была для императора превыше всего. В буквальном смысле…

Император Франц Иосиф I. Портрет Франца Русса Старшего, 1855 г.

Елизавета же, привыкшая к абсолютной свободе в Баварии (особенно она любила бывать в загороднем поместье отца - герцога Максимилиана - Поссенхофене), была неприятно удивлена своим новым положением. Вознесенная на немыслимую высоту, девушка ласковая и впечатлительная, открытая для всех местных жителей на родине, писавшая стихи и рисовавшая цветы у живописного озера, вдруг оказалась в золотой клетке ("У меня есть все, и нет ничего"). Драгоценные камни, жемчуга, бриллианты - ничто ее не радовало; малейший шаг в роскошном дворце Шёнбрунн надо было согласовывать с матерью супруга. Молодая императрица прямо-таки возненавидела венский двор, с его тяжелой церемониальностью, ведущей истоки от правления Карла V Габсбурга и Рудольфа II Габсбурга. Она часто выезжала на конные прогулки, видимо, императрица только там чувствовала себя по-настоящему свободной. Вот что Елизавета записала в своем дневнике уже через две недели после свадьбы:

Я проснулась в темнице,

На моих руках оковы.

Мною
все больше овладевает тоска -

А ты, свобода,
отвернулась от меня!

Но самые большие потрясения ждали Елизавету после рождения детей. Погодки София Фридерика (умерла в возрасте двух лет, в 1858 году) и Гизела оказались в абсолютной власти свекрови, как и долгожданный сын - Рудольф, родившийся в 1858 году и на недолгое время смягчивший горе матери. Его гибель в замке Майерлинг (подробнее см. "Любовью соединены на смерть", ZN.UA, № 11, 2006 г.) 30 января 1889 года стала той отправной точкой, после которой императрицы появлялась в Вене уже максимум на один-два месяца в году. Долгие путешествия, скорее, скитания в сопровождении немногочисленной свиты, стали нормой: Англия, Франция, Италия, Греция, Португалия… На острове Корфу (Керкира) в 1892 году по заказу Елизаветы был построен великолепный дворец Ахиллеон.

Дворец «Ахиллеон» на острове Корфу (Керкира). Современное фото

Особой любовью императрицы пользовалась Венгрия; ее верной подругой была именно венгерка Ида Ференци. И знать, и простые венгры отвечали Елизавете взаимностью. Создание двуединой Австро-Венгерской монархии (венгры наряду с австрийцами стали второй государствообразующей нацией) в 1867 году Елизавета считала своей личной победой.

В 1868 году родился четвертый ребенок - Мария Валерия. Девочка была любимицей Елизаветы, ее воспитанием - уже самостоятельно, без опеки назойливой свекрови - она занималась с утроенной энергией. По-настоящему, изо всех детей императрица любила, и не скрывала это, только Марию Валерию.

Императрица Елизавета Австрийская с детьми – Гизелой и Рудольфом (на руках); на стене портрет покойной Софии Фридерики. Картина Йозефа Крихубера, 1858 г.

В 1885 году произошло событие, которое можно назвать фактическим разводом супругов. Как часто это бывает у аристократов, все было облечено в рамки приличия. Сама Елизавета познакомила Франца Иосифа I с актрисой венского Бургтеатра Катариной Шратт. Положа руку на сердце, можно сказать, что Катарина фактически подарила императрице свободу; две женщины были бесконечно благодарны друг другу и сохраняли дружеские отношения. Такой вот "любовный треугольник"…

Император Франц Иосиф I и Катарина Шратт на прогулке. Фото 1895 г.

Годом позднее, в 1886 году, при невыясненных обстоятельствах, после заговора при баварском дворе, погиб любимый кузен Елизаветы - "сказочный король" Людвиг II, с которым они были очень дружны. Его трагическая смерть на Штарнбергском озере также тяжело отразилась на психологическом состоянии императрицы. Она как-то заметила: "Король не был сумасшедшим, он просто был чудаком, живущим в мире грез". Елизавета и Людвиг выросли вместе, они так были похожи! Экзальтация, поклонение красоте, любовь к музыке, созданию архитектурных шедевров, высокая эрудиция…

Монета достоинством в два серебряных флорина 1879 г., посвященная серебряной свадьбе монархов

В 1910 году, тогда же, когда покончил жизнь самоубийством Люкени, состоялись грандиозные похороны английского короля Эдуарда VII, на которых присутствовали десятки коронованных особ. После их окончания лорд Эшер написал в своем дневнике: "Никогда еще не чувствовалось такой опустошенности. Казалось, все маяки, обозначавшие фарватер нашей жизни, были сметены". Да, и они были сметены очень скоро, в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Одним из первых звеньев в цепи этих трагических событий была гибель императрицы Елизаветы Австрийской.