UA / RU
Поддержать ZN.ua

Работа не волк

Говорить 1 Мая о профсоюзах - в определенном смысле оксюморон, то есть принудительное сочетание противоположных значений.

Автор: Олег Покальчук

Парижский конгресс Второго Интернационала предложил эту дату в качестве дня солидарности рабочих в память о казненных американских анархистах (сегодня бы их называли террористами, поскольку взрывом их бомбы было убито восемь и ранено пятьдесят полицейских).

Изначально же профсоюзы создавались как первичные инструменты социального партнерства, их задачей было договариваться с работодателем, а не раскулачивать его, пустив по миру и сослав всех родственников, или лучше - расстрелять.

Трудно держаться в рамках украинского дискурса, в то время как история профсоюзного движения чрезвычайно драматична и колоритна. Одних только качественных художественных фильмов (и только в Голливуде) по теме - более десятка.

Это ложь, что профсоюзное движение является неким исключительно левым коммунистическим продуктом. Задержка и невыплата зарплаты - один из грехов, приравниваемых к убийству и воровству. Таким образом церковью интерпретируется грех корыстолюбия. Есть еще и другие ссылки на Библию по этому поводу, верующие знают, остальным - не суть важно.

Конунг Ингвар, он же князь Игорь, как известно, сильно пострадал в Коростене от местных профсоюзов из-за неправильной фискальной политики.

Во времена Великой депрессии в Соединенных Штатах Америки те штаты, где были сильные профсоюзы, пострадали более всего. Они требовали справедливости по отношению к себе, без учета того, что происходило в экономике в целом. В итоге их предприятия гибли, но с полностью удовлетворенным чувством справедливости. Там, где хозяин объяснил на пальцах, что рабочим будет очень плохо неопределенное время, но они останутся при работе, и его поняли, все было менее болезненно.

Вернемся же в наше время и поговорим о вероятных перспективах. Важность этой темы не столько в дате, сколько в нарративе. Профсоюзы в свое время были прототипом гражданского общества. С гражданским обществом у нас все стало заканчиваться, толком не начавшись. Нынешняя псевдопандемия еще плеснула бензинчику в костер, где горит демократия.

Когда-то давно, уже нынче полузабытый Александр Мороз сказал по поводу наших профсоюзов, что их не развалили только потому, что они никому не мешали. Вроде бы как совершенно бесполезная по нынешним временам бюрократическая структура с огромной недвижимостью как предметом распила и дерибана.

Ну посмотрите замечательный документальный фильм "Американская фабрика", получивший "Оскар" и премию по режиссуре на фестивале "Сандэнс". События происходят в 2014 году. То есть очень современные и в очень современной стране. Рабочие бывшего завода General Motors в штате Огайо, закрытого из-за убытков в 2008 году, снова получают работу, потому что предприятие покупает китайский миллиардер. Сначала счастливы абсолютно все. Но потом оказывается, что американцам нужно вкалывать тяжело, как китайцам, во всех смыслах этого слова. И тут включаются профсоюзы.

Итак, у нормального беспартийного профсоюза есть три основные приметы. Если их нет, то это либо какое-то партийное фуфло, либо бандитский разводняк, который кормится из партийного корыта.

Профсоюз должен быть свободен от государства. Это - аксиома, но я подозреваю, что у многих старых профсоюзных деятелей остатки волос встанут дыбом.

Профсоюз должен быть свободен от работодателей. Это сложная тема, я еще с детских времен помню замечательные карикатуры-комиксы Херлуфа Бидструпа о продажности профсоюзных лидеров.

И профсоюз должен быть свободен от партийности. В этом месте все партийные СМИ должны поднять головы, грозно раздуть капюшоны и шипеть в медиа.

Майдан образца 2014 года - по сути дела был неоформившийся всеукраинский профсоюз, имевший большие шансы перезагрузить государство. Добровольческое и волонтерское движения - квинтэссенция профсоюзной идеологии. Именно поэтому наша политическая сволочь, вне зависимости от ориентации, сделала все возможное, чтобы это движение уничтожить. Надо отдать должное, им удалось.

В чем суть идеологии профсоюзного движения? По-хорошему, оно - в высшей степени диссидентское. Никто за ваши права, кроме вас самих, бороться не будет. Есть идеология солидарности, свободы выбора и право на труд. В конце концов есть же и идеология справедливости, за которую стоит бороться.

Откуда возникает фашизм? Когда государство цинично пренебрегает вышеупомянутыми тезисами, и появляется в конце концов лидер, который радикальным, волевым путем лет на десять превращает жизнь рабочих в сказку. Потом, правда, он отправляет в топку их самих. Но это уже совершенно другая сказка, дружок.

Что мы имеем в нашей реальности? Есть несколько составляющих.

Наличие юридически зарегистрированных динозавров, имеющих отношение к индустриальной эпохе, и эффективно работающих в сфере распила государственного бюджета.

Есть полунищие клубы по интересам, говорящие в целом правильные, и даже хорошо переводимые на английский язык вещи, но которым никто не собирается лично платить взносы.

Есть постепенно оформляющийся, но все еще нелегальный институт лоббизма. Который в значительной степени и современным инструментарием решает вопросы классических профсоюзов.

И есть запрос общества, который во всем мире сейчас прижала тоталитарная "железная пята" коронавируса.

Главная проблема следующая. Общество привыкло к тому, что профсоюз - олицетворение халявы. Или платы за послушное поведение и политическую лояльность.

Сама мысль о том, что рабочему или работнику нужно поднять собственное седалище и что-то сделать ради получения каких-то личных преимуществ, постсоветскому человеку глубоко чужда. Уровень образования к этому не имеет никакого отношения.

Есть ли перспективы развития профсоюзов, и почему они не появляются, например, на Западной Украине, где у подавляющего большинства людей есть опыт профессиональной работы в нормальных рыночных условиях?

Как часто бывает в современном мире, если вы цепляетесь за название и термин, вы обречены на неуспех. В большей степени это касается идеологии. Но профсоюзы тоже попадают в эту нишу. Есть вполне очевидный запрос на новое качество социальных отношений. Его не придумал кто-то персонально, как считают конспирологи. Его определяют новые технологии, демография, очередной экономический кризис, катастрофа в сфере идей, сформировавших мировой порядок после Второй Мировой войны.

Карантин со всей очевидностью показал, что средний класс является воплощением тезиса так называемого промышленного гражданства. В нем человек более предан и лоялен своему работодателю как системообразующему фактору, который трансграничен. Он менее озабочен своей формальной принадлежностью к конкретному государству. Это печально с точки зрения концепции национального государства, но объясняет причины, по которым часть людей его игнорирует. Не со зла, а корысти ради.

Мы все чаще видим в интернет-пространстве процедуры споров и озвучивания претензий, проектов коллективных соглашений, апелляций к существующему законодательству. Что происходит, если работодатель в лице государства и как бы независимых распильщиков его бюджета не выполняет свои обязательства?

Происходит Майдан.

Майдан по сути дела был очередной всеукраинской забастовкой. То, что он спонтанно перерос в восстание, - заслуга кремлезависимости и тупости Януковича, а также неуемной жадности переговорщиков от сцены Майдана. Попытка задействовать штрейкбрехеров в виде шахтеров, титушек, а затем и коллаборантов лишь заострила ситуацию, о чем все и так знают.

С профсоюзной точки зрения забастовка - это не сила демонстрации, а демонстрация силы. Технически говоря, если вы выводите на забастовку десять тысяч человек, у вас в активе должен быть реальный миллион людей, готовых физически сделать то же самое. Если этого нет, то вы - клоун, даже если заявляете, что выступаете против главного клоуна.

Но тут мы упираемся в проблему солидарности по групповому признаку. Сегодняшние профессии все меньше требуют ручного труда, если не считать гастарбайтеров, которые за свои права в Украине точно бороться не будут - себе дороже. Само определение профессии становится все более комплексным. Средний класс в состоянии работать на двух или трех работах одновременно, если говорить о компьютерной составляющей.

С самоидентификацией украинцев как учредителей и собственников страны - все очень плохо. Есть доминирующая традиционная психология батрака, который работает на пана. А пан может быть хорошим или плохим, это как повезет. В крайнем случае пана можно сжечь и убежать в Запорожскую Сечь. В нашем случае - в гастарбайтеры, хотя можно и замуж.

Есть еще традиционная социальная психология победы и поражения, которая в принципе не предусматривает поиска компромисса для противоположных запросов. Одной из функций профсоюза является объяснение своим членам того факта, что коллективная победа может быть следствием индивидуальных уступок. Но для этого нужно взаимное доверие. С этим у нас тоже не очень хорошо.

Это очень важная тема в контексте того, что тему войны (и ее результатов) власть пытается всеми силами если не дискредитировать, то, во всяком случае, исключить из повестки дня. Психология победы и поражения - индивидуальна. Каждый человек имеет право определять для себя, как ему распоряжаться своей жизнью, и какую судьбу выбирать. Ну, если мы говорим о групповом поведении, то индивидуальная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Профсоюз - одна из форм достижения максимального блага для максимального количества людей. Но у этого достижения есть своя цена.

В украинском случае это прежде всего амбиции и демонстративность поведения отдельных людей, превративших его в социальный лифт. Эти псевдолидеры - разрушители любых социальных групп, если им не удается их возглавить и доить.

Если вы пристальнее посмотрите на новейшую украинскую историю, то обнаружите множество таких ярких и нарядных персонажей, возникающих как бы ниоткуда. И девающихся неизвестно куда, когда меняется конъюнктура.

Старый образ профсоюза как воинственной секты малограмотных, но физически сильных людей, сегодня - уже достояние истории. Сектантский подход никуда не делся, потому что квалификационные параметры являются одним из важных маркеров идентификации личности. И это инстинктивно очень хочется защищать всеми силами. Но современные тренды группового выживания рекомендует именно разумную кооперацию на взаимовыгодных условиях.

"Работа не волк, в лес не убежит" - гласит старая пословица прокрастинаторов. Сегодня у нас все плохо и с волками, и с лесами. Работа - действительно не волк, она превратилась в волшебного единорога, которого еще поискать. Но разумная групповая деятельность плюс современные технологии вполне способны его клонировать, если продолжить эту метафору. Новые формы корпоративной самозащиты вполне способны если не изменить существующее общество, то создать свое, более эффективное, в параллельной реальности. А, как мы знаем из квантовой физики, таких реальностей много.

Больше материалов Олега Покальчука читайте здесь.