UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последнее королевское правление

Охота империи царей на Речь Посполитую с ее Украиной.

Автор: Дмитрий Вирский

Украинский читатель относительно хорошо знаком с темой свертывания-уничтожения Российской империей во второй половине ХVIII века знаменитой Гетманщины - украинско-казацкой автономии на Левобережной Украине.

А вот наступление царской власти на соседнюю Речь Посполитую, в состав которой на то время входила еще весьма значительная часть украинских земель, в историческом сознании современных украинцев представлено крайне размыто.

Часто представление о том незаурядном эпизоде из отечественного прошлого ограничивается лишь перечнем территорий, утраченных одной стороной и приобретенных другими согласно так называемым Трем разделам Польши. Посему этот короткий рассказ о том, как империя "съела" ослабленную соседку, может быть сейчас своевременным.

Король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Коронационный портрет Марчелло Баччарелли, 1764 г.

Выборы Станислава Августа Понятовского, которому суждено было стать последним польским королем (1764–1795), ускорили все новые тенденции в жизни Речи Посполитой и ее украинских провинций (этот монарх посещал их неоднократно). С одной стороны, экономика страны была на подъеме, и реформаторы-модернизаторы получали значительную поддержку, особенно в столице. С другой - Понятовский был ярко выраженным "магнатским королем". Он ослабил международную поддержку Польской Короны (предыдущие короли-саксонцы были родственниками чуть ли не половины Европы и могли эффективно блокировать саму идею раздела Речи Посполитой). А еще, к тому же, Понятовский как экс-любовник императрицы Екатерины ІІ имел имидж ставленника России (партия Чарторыйских и Понятовский пытались убедить россиян, что если они помогут полякам-реформаторам, то в дальнейшем смогут рассчитывать на признательность Речи Посполитой). Но царское правительство нуждалось не в друзьях, а в вассалах, слабой и нереформированной Польше, из-за чего быстро разошлось с Чарторыйскими.

Впрочем, опереться на Россию, которая как раз выходила на "вершинное плато" своего модернизационного цикла, настроены были и гайдамаки. Так же, как Чарторыйские хотели поднять Польшу с помощью россиян, так и вожди движения православных Речи Посполитой ожидали добра от российской дружбы. Но и их ждало разочарование - Россия душит и в "дружеских объятиях".

Лагерь гайдамаков. Художник Юлиуш Коссак, 1899 г.

Выступление гайдамаков-повстанцев готовилось на 1765 г., когда его должен был возглавить жаботинский сотник Захар (Харько). Момент, на самом деле, был удачный: поход российских войск 1764 г. на Правобережную Украину с целью поддержать королевскую кандидатуру Понятовского заставил эвакуировать чуть ли не всю административную сеть в этом регионе; да и вся страна еще не успокоилась после отнюдь не прозрачных выборов монарха. Известно заявление Харько о том, что он "смог бы совершить еще большее восстание, чем покойный Хмельницкий". Но полякам в 1766 г. удалось захватить и казнить сотника-бунтаря.

Мелхиседек Значко-Яворский. Гравюра XIX в.

Впрочем, дело, возможно, вовсе и не в нем. Ведь известно, что идейный вдохновитель повстанцев, игумен Мотронинского монастыря Мелхиседек Значко-Яворский в 1765 г. уже было начал с монахами нападать на униатские приходы, но вскоре этот православный представитель все же едет в Петербург, где его уверяют, что новым православным можно будет договориться с королем. Правительство Екатерины ІІ в 1764–1768 гг. действительно подняло на флаг "права православных диссидентов", правда, речь шла больше о подчинении Речи Посполитой царской политике, чем о правах людей (в том числе и православных украинцев). Россияне создавали из православных вечный рычаг влияния, поэтому понятно, почему для патриота Речи Посполитой "дизунит" становился синонимом предателя (картина на удивление похожа с современной Российской церковью в Украине).

Итак, повторилась ситуация с восстанием на Правобережье 1664 года. Его обезглавили, казнив лидера - Ивана Выговского, из-за чего оно имело весьма ограниченные успехи. Можно также подозревать, что восстание именно 1765 г. могло сказаться и на доле Гетманщины, где царское правительство только что отменило гетманство и начало свой тревожный для казаков эксперимент с Новороссийской губернией и пикинерией.

Нового предводителя для Колиивщины заговорщики нашли только в 1768 г., - им стал Максим Железняк, лицо малоизвестное в регионе и без значительного командного опыта (можно сказать, он был не лучшим предводителем, а единственным, кто согласился). Поэтому монах-запорожец впоследствии охотно уступил первенство харизматичному уманскому сотнику надворных казаков Ивану Гонте. Возможно, что и акцент на религиозном фанатизме 1765 г. мог быть меньше (у повстанцев тогда были шансы получить и неправославных союзников, а барские конфедераты еще не прибегли к католическому экстремизму).

Впрочем, Колиивщина-1768 стала последним массовым повстанческим движением домодерной Украины - моделью, от которой отталкивались украинские революционеры (поэма Тараса Шевченко "Гайдамаки" увековечила такой ее статус).

Восстание правобережных украинцев начало цепочку геополитических изменений в регионе. На стороне Барской конфедерации выступила Османская империя (поводом стало нападение гайдамаков на Балту). В 1769 г. произошел последний татарский набег, который достиг Правобережной Украины. С конфедератами россияне воевали до 1772 г., но успехом пришлось поделиться с Австрийской империей и Прусским королевством. При первом разделе Речи Посполитой государство потеряло значительные территории (правда, украинские земли тогда отрезала себе только Австро-Венгрия; она, кстати, ссылалась на Галицко-Волынское наследие, на которое историко-юридические права имели венгерские короли, а, следовательно, и австрийский император из династии Габсбургов как обладатель короны святого Стефана). С турками-османами мир россияне подписали уже в 1774 г., и это стало фатальным актом для Запорожской Сечи, которую ликвидировали в 1775 году. Османская империя еще попыталась взять реванш в войне 1787–1791 годах - но тщетно.

Иллюстрация из книги «Кобзарь. Гайдамаки» (1886) «Сини мої, гайдамаки! Світ широкий, воля, Ідіть, сини, погуляйте, Пошукайте долі». Художник Афанасий Сластион

Из новых явлений последних десятилетий существования Речи Посполитой можно вспомнить имения российских вельмож на Правобережной Украине (например, Григорий Потемкин стал крупным землевладельцем на Смелянщине). Примечательной была также и активность речьпосполитских магнатов в "новороссийских" проектах и черноморской торговле на украинском Юге.

Интересно, что именно здесь родился чуть ли не последний план польско-украинского вооруженного сотрудничества времен старой Речи Посполитой. Его в 1790 г. предлагал польский консул в Новомиргороде Антоний Заблоцкий (бывший барский конфедерат). Он считал, что новая война России с Турцией (1787–1791) - это удачный момент для восстания подроссийских "украинцев", которые сожалеют об утраченных вольностях и с радостью поддержат польские военные инициативы, если им гарантировать религиозные права (в этом его уверяли "люди слушні", с которыми консул контактировал лично). Дипломат убеждал: "Малороссия взывает к Богу, чтобы Польша ее освободить могла из этой нынешней неволи". Заблоцкий готов был сам возглавить выступление, сформировав шеститысячный охотничий "легион" казаков из "Украины" (здесь, разумеется, - из польских украинских владений), и с ним вторгнуться на "Заднепровье" (это, очевидно, давние "заднепровские места": пересечение линий между Кременчугом-Крюковым, Елисаветградом и Херсоном действительно могло стать фатальным для новороссийского Правобережья). О настроениях дипломата вскоре стало известно царице Екатерине ІІ, и его выслали с российской территории как "вредного человека" (известная миссия Василия Капниста в Пруссию в 1791 г. с целью найти поддержку для возможного украинского восстания против России свидетельствует, что поляк не был эдаким пустым мечтателем).

Среди прочего важно отметить, что тогда по-своему была вознаграждена продолжительная лояльность евреев к Речи Посполитой. Именно в это время стали широко говорить о "шляхте еврейской нации", и среди элиты этого примечательного национального меньшинства стало больше официально нобилитированных (которые и села с крепостными имели). Прибавляли динамизма еврейским общинам Украины и новые идейные движения - хасидизм (сыгравший для евреев роль, подобную протестантизму в западном христианстве) и Гаскала (светское еврейское Просвещение).

А вот с польско-украинским согласием было сложнее. Хотя именно тогда прославился "князь Миколай" (стебловский князь-казак из рода Яблоновских), но он был скорее исключением. Даже с греко-католиками, которые все больше осознавали себя "национальной" церковью украинцев и белорусов, возникали трения (еще в 1751 г. греко-католические иерархи обращались к Папе Римскому с петицией о возвращении к греческому обряду тех, кто перешел на латинский, и в 1774 г. все же добились запрета греко-католикам переходить в католицизм). Последним успехом греко-католической церкви было получение в 1790 г. кресла в Сенате Речи Посполитой для ее митрополита. Борьба за это длилась два столетия!

С православными же дошло и до т.н. Волынской тревоги 1789 г., когда правительство Речи Посполитой серьезно опасалось нового крестьянского восстания на Правобережной Украине. Веры в лояльность православных у шляхетского правительства не было ни малейшей. Фактически верных этой конфессии трактовали как российских шпионов и "пятую колонну". Собственно, основания были: после Первого раздела Польши в 1772 г. православные Речи Посполитой остались без епископа. В 1785-м царское правительство самоуправно назначило Виктора Садковского новым епископом (формально - Переяславским, но он должен был получить резиденцию в белорусском Слуцке). Он даже не присягнул на верность польскому королю. Фактически все православные Речи Посполитой приблизились к статусу чужестранцев, подданных соседнего государства царей. К тому же, на Правобережной Украине развернулось движение за возвращение к православной вере лиц и общин, ранее под принуждением принявших униатство. В свою очередь, новая российско-турецкая война 1787–1791 гг. сеяла беспокойство и на речьпосполитском пограничье. Допрос Садковского после его ареста во время Волынской тревоги фактов подготовки им восстания не обнаружил, однако фактов зависимости от российской власти было хоть пруд пруди.

Митрополит Виктор Садковский

А тем временем уже заседал Четырехлетний сейм (1788–1792), предпринявший последнюю попытку реформировать Речь Посполитую. Кроме внутренней потребности страны, потомки шляхетских революционеров XVI в. очень серьезно отнеслись к вызовам Великой французской революции 1789 года. Осуществить более "мягкий" переход к модерному миру попытались и просвещенные речьпосполитские реформаторы.

В 1790 г. комиссия, расследовавшая дело Волынской тревоги, предложила радикально изменить отношение к православию, а именно: провозгласить свободу религии и обрядов в государстве; установить правительственный контроль за соблюдением прав православных; запретить последним обращаться за помощью к правительствам других государств; предоставить верным этой конфессии возможность создать церковную власть, свободную от российского Синода, - собственно под омофором Константинопольского патриарха. В 1791 г. Сейм еще успел создать православную конгрегацию, которая и должна была возглавить православие в Речи Посполитой.

А 3 мая 1791 г. была принята Конституция (Устав правительственный) - документ действительно революционного значения. Для Украины особенно важными стали пункты об унитарности государства (с курсом на единую польскую нацию) и ограничение всевластия шляхты (шляхтичи теряли свой статус необлагаемого класса: теперь и они должны были платить 10-процентный налог).

«Конституция 3 мая 1791 года». Художник Ян Матейко, 1891 г.

Конституция предоставляла новые шансы мещанам-буржуа (они могли становиться армейскими офицерами и гражданскими чиновниками, а также получили избирательные гражданские права); сделан шаг в сторону секуляризации церкви (духовенство обложили 20-процентным налогом). Наконец фактически отменялось крепостное право (крестьяне переходили под государственную опеку).

Неудивительно, что сопротивление сторонников старых порядков было невероятное. И именно в Украине магнатские олигархи провозгласили свою Торговицкую конфедерацию в 1792 г. и призвали на помощь российские войска.

В результате дошло до Второго раздела Польши в 1793 года. Именно он отдал практически всю речьпосполитскую Украину под российскую власть. Которая и поспешила штамповать медали с девизом "Отторженная возвратих", по австрийскому примеру 1772 года, ссылаясь на исторические права царей на земли Киевской Руси. Интересно, что в 1792 г. начался массовый выход-переселение запорожцев на Кубань - как видим, на подроссийских Малороссиях-Новороссиях ни для шляхты, ни для казаков места уже не было.

Речь Посполитая во главе со своим американским героем, генералом Тадеушем Костюшко еще поднялась на войну-восстание 1794 года. Но повторить подвиг французской революционной армии, которая отбилась от всех соседей, не удалось. Разгром восстания привел к последнему - Третьему - разделу Польши, который и ликвидировал это государство на карте Европы. Тогда же последний украинский кусочек Речи Посполитой - Холмщина и южное Подляшье - стал ненадолго трофеем Австрии.

Тадеуш Костюшко. Художник Казимир Войнаковский, до 1812 г.

Итак, раннемодерные шляхетский и казацкий проекты подошли к концу и могли спокойно уступить место модерно-национальным (польскому и украинскому). В этом их главное отличие от царского революционно-модернизационного цикла, который сохранял признаки Старого Режима по меньшей мере до середины ХІХ в. и существенным образом затормозил становление российской нации (да и соседей тянул назад).

В конце концов, участие украинцев в речьпосполитском (шляхетском) универсалистском проекте и способность на его базе сформулировать свой собственный (казацкий) сделало их весьма умелыми помощниками в развитии более поздней Российской империи. Но если для россиян она и была "оригиналом" всякой империальности, то для их украинских соотечественников - лишь эпигоном, который постоянно сравнивался с альтернативами (и, возможно, больше всего именно с Речью Посполитой).

И если первые искренне любили имперское "отечество", то вторые - скорее утилитарно мирились с ним. Поэтому и попытки российских "победителей" (которые и мысли не допускали о временности такого своего состояния) представлять исторических конкурентов - Великое княжество Литовское, Королевство Польское, Речь Посполитую обоих народов, Казацкую Украину, Крымское ханство и т.д. - как fail states (недееспособные государства) никогда не были восприняты в Украине искренне и безоговорочно.