UA / RU
Поддержать ZN.ua

Поисковое движение Украины: как спасти память от мародеров?

За рубежом поисковую работу рассматривают как фундамент для построения государственной идеологии, патриотического воспитания молодежи, коммуникацию с ветеранами и членами их семей, родственниками погибших. Если судить по отношению государства, то их уровень поисково-мемориальной работы для Украины пока недосягаем.

Автор: Юрий Бутусов

Каждый год с приближением майского праздника - Дня Победы, перед нами снова оживает память о Великой войне. Мы вспоминаем о том, как важно отдать всю теплоту и внимание немногим оставшимся живым ветеранам. Но может ли быть уважение к будущему страны, у которой нет уважения к памяти? Накануне 68-й годовщины Победы впервые в Украине прошла Международная конференция поисково-мемориального движения, высветившая серьезные проблемы в данной отрасли. Участники конференции отметили, что указ президента "Про заходи у зв'язку з відзначенням 70-ї річниці визволення України від фашистських загарбників та 70-ї річниці Перемоги у Великій Вітчизняній війні 1941–1945 років" в части поисковой работы по сути провален. И обратились к руководству страны с предложением принять наконец закон, регламентирующий поисковою работу, чтобы защитить останки погибших воинов от уничтожения и разграбления "черными археологами".

Объединение усилий

29–31 марта 2013 г., в Киеве впервые прошла международная конференция "Память жива!". В ней приняли участие одни из самых авторитетных поисковиков России и Беларуси: Игорь Ивлев - составитель Всероссийской электронной Книги памяти, создатель самого популярного сайта поискового движения soldat.ru; Александр Коноплев - руководитель Всероссийского информационно-поискового центра "Отечество" (сайт glory.rin.ru); известный белорусский поисковик Петр Пицко. Участвовали также десятки украинских поисковиков из разных регионов - от Ужгорода до Донецка.

Организаторами конференции выступили Государственная межведомственная комиссия по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий и Всеукраинское общественное объединение поисковых организаций "Союз "Народная память". От имени правительства перед участниками выступил вице-премьер А.Вилкул.

По статусу ничего более серьезного в Украине еще не проводилось. Эта конференция впервые систематизировала проблемы поисковиков и сформировала программу действий.

Международный опыт и отношение государства

Конференция показала существенную разницу между отношением государства и общества к поисковой работе в Украине по сравнению с Россией и Беларусью. К сожалению, это сравнение - не в пользу Украины.

Вопросы увековечивания памяти павших в России и Беларуси держат на контроле лично президенты. Например, в марте 2013 г. Путин встретился с ведущими российскими поисковиками, активистам вручили государственные награды, а сама встреча широко освещалась в СМИ.

Лидеры соседних стран прекрасно понимают, что для ветеранов и для всех, кому свята память о войне, важно не только материальное обеспечение. Ведь память - это не просто парад 9 мая и военный фильм на ТВ, а прежде всего конкретная работа государства, подтверждающего делом, что никто не забыт и ничто не забыто. Страна, старающаяся сберечь в порядке могилы погибших и память о своих защитниках, вызывает уважение.

Из дальневосточных регионов РФ каждый год школьники и студенты едут на раскопки на места сражений в европейскую часть страны. Качество работы школьников и студентов, конечно, не очень высокое. Но проведя две недели в поисковом лагере, ребята на всю жизнь запомнят этот своеобразный урок истории. В Украине энтузиасты-поисковики также привлекают молодежь к поисковым работам во всех областях - но масштабы несравнимы.

К слову, если сравнить уровень внимания и финансирование поисковой работы и воинских захоронений в России, Германии, США, то сокрушаться придется уже россиянам. Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями существует с 1919 г. и финансируется всеми федеральными землями, так что немецкие военные кладбища во всем мире содержатся в образцовом порядке. Бесхозных немецких военных кладбищ не существует, и кости немецких солдат не валяются по полям, никому не нужные. С 1995 г. на территории Украины Народный союз ФРГ идентифицировал 141 тысячу немецких могил, и все обнаруженные останки установлены поименно. Благодаря полноценному финансированию немецкие останки на земле победителей разыскивают и идентифицируют не группы энтузиастов, а специализированные предприятия, оснащенные техникой и специалистами.

За рубежом поисковую работу рассматривают как фундамент для построения государственной идеологии, патриотического воспитания молодежи, коммуникацию с ветеранами и членами их семей, родственниками погибших. Если судить по отношению государства, то их уровень поисково-мемориальной работы для Украины пока недосягаем.

Невыполнимый указ

Всего в пяти областях Украины - Ивано-Франковской, Волынской, Днепропетровской, Николаевской и Одесской - выделяется хоть какое-то, весьма скромное бюджетное финансирование на поисковую работу. В Севастополе за 20 лет не выделялось ничего, а в 2013 г. поисковикам дали аж 20 тыс. грн (при этом в три раза сократили финансирование музея Севастопольской обороны!), хотя окрестности "крепости-героя" - это сплошная братская могила десятков тысяч безымянных защитников… В остальных регионах - вообще ни копейки. Общий годовой бюджет Государственной межведомственной комиссии - 1,5 млн грн в год, просто ничтожные средства. 19 октября 2012 г. президент Виктор Янукович подписал указ "Про заходи у зв'язку з відзначенням 70-ї річниці визволення України від фашистських загарбників та 70-ї річниці Перемоги у Великій Вітчизняній війні 1941–1945 років". В нем заложено много правильных задач для ветеранов и поисковой работы, но… проблем три. Во-первых, отсутствует системный подход государства к организации этой работы, нет закона
о поисковой работе, и не прописаны конкретные программы.
Во-вторых, нет финансирования. В третьих, никто не контролирует выполнение указа.

Впрочем, поисковики на конференции говорили, прежде всего, не о деньгах.

Никто не забыт? Увы…

Участники "Память жива!" констатировали, что, по сравнению с соседними странами, в Украине полностью отсутствует системное внимание государства к поисково-мемориальной работе. Нет контроля за идентификацией и перезахоронением останков погибших воинов, нет нормативной базы для проведения поисковых работ и фиксации результатов.

Есть восемь принципиальных вопросов, на которые ни один государственный деятель в Украине к своему стыду не может дать ответа. Сколько воинских захоронений на территории Украины, и где они расположены? Сколько останков было перезахоронено поисковыми отрядами за годы независимости? Кто и как ведет работу по идентификации останков, которые находят при поисковых работах? Кто контролирует, чтобы поисковые работы велись не для прикрытия коммерческих раскопок военного антиквариата, а именно для перезахоронения останков? Кто несет ответственность за неконтролируемыми рейдами мародеров? Как, наконец, найти своих близких, погибших или пропавших в годы войны? Как идентифицировать погибших? И, наконец, самое скандальное; что именно хоронят в гробах на бесчисленных перезахоронениях, которые под 9 мая, а нередко под выборы и пиар-акции заказывают у некоторых поисковиков-бизнесменов - останки солдат, кости животных или кирпичи? Увы, никто из представителей государства в Украине за такие вопросы не отвечает и их исполнение не контролирует.

Системность должна начинаться с создания единой информационной базы. В России, во-первых, государство оцифровало Центральный архив Минобороны и списки погибших. За счет бюджета создан сайт Объединенной базы данных погибших военнослужащих "Мемориал", позволяющий получить справку о судьбе каждого погибшего военнослужащего. Во-вторых, И.Ивлев ведет активную работу и оцифровывает книги памяти всех стран СНГ, создана Всероссийская электронная книга памяти, объединяющая наработанную в советское время информацию ветеранских организаций, что позволяет уже более подробно сверить данные архива с послевоенными системами учета. В-третьих, в Татарстане под руководством А.Коноплева открыт Всероссийский информационный центр "Отечество", систематизирующий информацию всей поисковой работы, включая и текущую, и все мероприятия по захоронениям и увековечению памяти. Такой системный подход позволяет устранить архивные неточности и разночтения, избежать дублирования информации о воинах, значащихся в различных учетных записях как погибшие и пропавшие без вести, и дает возможность более точно идентифицировать останки погибших за счет быстрого доступа к информационно-аналитическим материалам архивов.

В России создана единая информационная база воинских захоронений, обеспечивающая точный контроль за состоянием захоронений на уровне государства. Ничего этого в Украине нет.

Не менее остро стоит вопрос об обязательном участии государства в контроле за поисковой работой. В министерствах обороны РФ и РБ созданы управления по увековечиванию памяти погибших, а также специальные поисковые батальоны, направляющие своих специалистов на раскопки, проводимые поисковыми отрядами и общественными организациями. Таким образом, представители государства контролируют: во-первых, целевое назначение работ, чтобы они не превратились в поиск предметов для перепродажи под видом поиска останков солдат; во-вторых, порядок проведения поиска, точную документацию обнаружения и перезахоронения останков; в-третьих, идентификацию останков с помощью всех ресурсов и лабораторных исследований; в-четвертых, передачу государству предметов, представляющих историческую ценность; в-пятых, извлечение и утилизацию взрывоопасных предметов на местах боев.

Спасаем память от мародеров

Участники конференции "Память жива!" отметили основную проблему - поисково-мемориальная работа в Украине на системном уровне отсутствует. Поэтому поисковики под эгидой межведомственной комиссии внесли предложения к законопроекту "О проведении поиска и упорядочивании захоронений жертв войн и политических репрессий и увековечиванию их памяти". Этот новый закон Минрегион разрабатывает уже восемь месяцев, но до сессионного зала он все никак не дойдет - у депутатов Верховной Рады другие приоритеты...

К чему приводит отсутствие закона? Например, в марте этого года большинство органов власти заблокировали выдачу разрешений на проведение поисковых работ. Получить все согласования энтузиастам очень сложно. А вот мародеры работают вполне вольготно без всяких разрешений. Как известно, этот бизнес в Украине процветает -дельцы с металлоискателями на полях сражений потрошат останки, выбивают золотые коронки, собирают и перепродают боевое оружие, личные вещи солдат, а особо ценные экземпляры сбывают коллекционерам. Кости при этом разбрасываются, а смертные жетоны уничтожаются.

Посмотрите объявления в интернете. Все предложенное на продажу, мародеры находят с помощью миноискателей. Но кому принадлежали эти предметы? Какова судьба останков? Барыги на форумах об этом не распространяются. Поисковики надеются, что если не к 9 мая, то хотя бы до
22 июня 2013 г. Верховная Рада Украины примет разработанный с участием общественности законопроект и тем самым внесет конкретный вклад в сбережение памяти о павших солдатах, и в их защиту от мародеров.

Участники конференции обратились также к президенту Украины с предложением создать Координационный совет по увековечиванию памяти жертв войны и репрессий при главе государства. А также внести изменения в постановление Кабмина "Об утверждении Комплексной программы поиска и упорядочивания захоронений жертв войны и репрессий" и проверить качество его исполнения соответствующими государственными органами.

Через два года мы будем отмечать 70-летие Великой Победы. Будут ли живы ветераны? Дай Бог! Но как мы, общество, и избранные нами правители отчитаемся перед своей совестью, если и спустя 70 лет будем плевать на останки павших героев? Раз к памяти равнодушны мы, значит, так же быстро сотрется память и о нас…