UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почти забытые черные клобуки: на службе у русов

Ряд тюркских этносов фактически стали вассалами князей Киевской Руси, влившись в политический организм государства.

Автор: Петр Кралюк

Если с половцами Русь составляла "полицентричное государство", где русская и половецкая "половины", соревнуясь, часто заключали разнообразные союзы для решения общих задач, то ряд тюркских этносов фактически стали вассалами князей Киевской Руси, влившись в политический организм государства.

В летописях этих вассалов называют черными клобуками (по-тюркски - каракалпаками). Название происходит от названия высоких черных шапок. Под черными клобуками понимали не какой-то один народ, а совокупность тюркских этносов, находившихся на службе у князей в домонгольский период.

Первое упоминание о них встречаем в летописи от 1146 г. Там говорится о борьбе внука Мономаха, Изяслава Мстиславича, за киевский престол. Приведем отрывок полностью: "Изяслав же, сие услышав, собрал воив своих и двинулся на него с Переяславля, взяв благословение в [церкви] святого Михаила у епископа Евфимия. И перешел он Днепр [бродом] около [города] Заруба, и тут прислали к нему [послов] черные клобуки и все Поросье, и сказали ему: "Ты - наш князь. А Ольговичей мы не хотим. Поедь-но вборзе, а мы - с тобой". И двинулся Изяслав к [городу] Дерновому, и тут собрались все клобуки и порошаны".

Следовательно, черные клобуки проживали на Поросье - в бассейне реки Рось. Это южная граница Киевского княжества на границе со степью. Черные клобуки были пограничной стражей, охраняя княжество от врагов - прежде всего половцев. Из сообщения вытекает, что они являлись заметным фактором в политической жизни княжества. На них, в частности, опирался Изяслав Мстиславович в борьбе за власть.

Черные клобуки - реконструкция

Далее в летописях наталкиваемся на упоминания о том, что черные клобуки служили киевским князьям. Основными политическими силами в княжестве были дружинники, слуги-управленцы и черные клобуки. Они и составляли военно-политическую элиту княжества. То есть центр Руси не был "полностью славянским". Заметную роль в нем играли тюркские элементы.

Название "черные клобуки" использовалось летописцами нечасто. Последнее упоминание об объединении этих племен приходится на 1193 г. Там речь идет о том, что лучшие мужи из черных клобуков призвали князя Ростислава Рюриковича пойти походом на половцев. Как видим, черные клобуки не слишком уважали тюркских соплеменников и с готовностью отправлялись против них в походы. Говорить о тюркском единстве или о солидарности в то время - весьма проблематично.

В состав черных клобуков входили остатки бывших печенегов, вытесненных из степей Северного Причерноморья половцами. Кстати, в древнерусских летописях фигурирует термин "Лукоморье", под которым понимались, в частности, земли Северного Причерноморья, где кочевали половцы. Например, о переяславском князе Михалке Юрьевиче под 1172 г. (на самом деле - под 1169 г.) сказано: "Как и когда-то на лукоморье бились [наши] с ними (половцами. - П. К.) крепко, и, увидев [это], половцы побежали, а наши вслед за ними погнали, тех рубя, тех хватая". Печенеги, изгнанные половцами из Лукоморья, затем пошли на службу к русским князьям. И из "врагов русичей" стали союзниками.

Печенеги - миниатюра из летописи

Но главную скрипку среди черных клобуков играли торки. О них есть немало информации на страницах летописей. Первое упоминание приходится на 985 г., под которым говорится, что князь Владимир Святославович осуществил поход на волжских булгар, привлекши к нему торков. Владимир со своей дружиной двинулся на лодках. В то же время торки шли по берегу на конях. Если информация адекватно отражает реалии, то напрашиваются определенные выводы. Русско-варяжская дружина Владимира передвигалась на лодках. Коней для передвижения они, похоже, не использовали. Вместе с тем в качестве конницы князь Владимир и другие русские князья использовали кочевников-торков.

Отношения торков и русских князей не были безоблачными. Между ними вспыхивали и конфликты. Так, незадолго после смерти Ярослава Мудрого его сыну Всеволоду, который княжил в Переяславе, пришлось усмирять торков.

Торки жили преимущественно на юге Киевского княжества, в бассейне реки Рось. Их столичным городом был Торческ, тоже неоднократно упоминаемый в летописях. Обычно его отождествляют с городищем между селами Шарки и Ольшаница Рокитнянского района Киевщины, на левом берегу реки Горохуватая, левого притока Роси. Вероятными местами локализации Торческа могли быть также город Кагарлык или село Торчица Ставищенского района Киевщины. Все они - в районе Поросья.

Памятный камень в кагарлыцком парке

Одно из последних упоминаний о торках приходится на 1193 г., где речь идет о том, что их разгромили половцы. Какова была их дальнейшая судьба? Большинство "исчезло", слившись со славянским населением. Правда, оставили торки после себя немало топонимов - Торец, Торки, Торков, Торецкое, Торское, Торчин, Торчица, Торчицкий Степок и т.п. Локализация населенных пунктов широкая. Указанные топонимы встречаются не только на юге Киевщины, но и на Подолье, Волыни и даже на Донбассе. Это дает основания предположить, что торки кочевали в разных регионах современной Украины, основывая свои поселения.

Еще одним черноклобукским племенем считаются берендеи. Первое упоминание о них в русских летописях приходится на 1097 г. (в действительности - на 1098 г.), когда они вместе с торками и печенегами пошли на службу к ослепленному теребовлянскому князю Васильку Ростиславичу.

У берендеев, как и у других представителей этих племен, возникали конфликты с князьями. Под 1121 г. в Киевской летописи указано, что Владимир Мономах прогнал берендеев с Руси, а торки и печенеги сами убежали. О причине и сути конфликта, ничего определенного сказать не можем. Далее в летописях сообщалось, что берендеи служили князьям. Правда, случалось, что и предавали. Под 1159 г. в Киевской летописи ведется речь о том, что берендеи предали князя Мстислава Изяславовича, правнука Владимира Мономаха. Летописец называет имена их вождей, ставших предателями. Это - Тудор Сатмазович, Каракоз Мнюзович и Карас Кокий. Но берендеи не были здесь исключением. Тогда в политической жизни многие так коварно поступали, в том числе и русские князья.

Поход русских дружин на половцев - миниатюра из летописи

В целом же эта часть черных клобуков служила князьям, воюя против их врагов. В 1185 г. князья Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич организовали поход против половцев, оказавшийся успешным. Участие в нем приняли и берендеи. Это, собственно, последнее упоминание о берендеях в летописях.

Что же касается дальнейшей их судьбы, то здесь входим в сферу догадок. Распространена версия, что они переселились в северо-восточные земли, на земли Владимиро-Суздальского княжества. И в самом деле часть берендеев могла податься туда. В этом регионе встречаются берендеевские топонимы. Мифический царь Берендей является персонажем "Сказки о царе Берендее, его сыне Иване-царевиче..." Василия Жуковского и сказки "Снегурочка" Александра Островского. И хотя это литературные произведения, но написаны они на основе фольклора.

Ковуи также принадлежали к черноклобукскому этносу.. В летописных источниках они фигурируют нечасто. Ковуи принимали участие в княжеских междоусобицах, служа преимущественно волынским Мономаховичам. Были они и участниками неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Ковуев связывают с Черниговщиной. Считается, что они расселялись в междуречье Десны и ее притока Остра, на солонцеватых почвах, более пригодных для скотоводства, чем для земледелия. Именно здесь размещалось городище Ковчин - центр ковуев. Сейчас это село под таким же названием в Куликовском районе Черниговщины.

Ковуи - миниатюра из летописи

Как видим, тюркские этносы (черные клобуки) были частью политического организма давней Руси. Они защищали южные границы государства, принимали участие в походах русских князей, в частности на половцев, и становились участниками княжеских междоусобиц. Черные клобуки оставили после себя в Украине ряд топонимов. Немалая их часть славянизировалась и влилась в состав украинского этноса.