UA / RU
Поддержать ZN.ua

Панамское дежавю

"Снова", потому что в конце 1880-х - начале 1890-х во время прокладывания знаменитого Панамского канала вследствие международной финансовой аферы тысячи акционеров этого строительства в один миг потеряли все свои сбережения. Грандиозный проект стал едва ли не самым первым "мыльным пузырем", лопнувшим на мировом фондовом рынке.

Автор: Владимир Олийнык

Ирония судьбы - мир снова поразил панамский скандал.

"Снова", потому что в конце 1880-х - начале 1890-х во время прокладывания знаменитого Панамского канала вследствие международной финансовой аферы тысячи акционеров этого строительства в один миг потеряли все свои сбережения. Грандиозный проект стал едва ли не самым первым "мыльным пузырем", лопнувшим на мировом фондовом рынке. С тех пор слово "панама" стало синонимом слов "мошенничество", "махинация", "афера", "плутовство", "жульничество". А ловких дельцов, организаторов афер остряки нарекли "панамщиками". Только Киев в конце ХІХ - начале ХХ в. сотряс ряд "панам": земельная, строительная, страховая, железнодорожная (бесследно исчезали железнодорожные грузы), университетская (торговали да и до сих пор торгуют дипломами; плагиаторы защищают "докторские")... Каждая из этих афер заслуживает не то что отдельной статьи, но и полнометражного фильма.

Скажете: "Удивил, украинцы уже в новейшей истории "успешно" преодолели не одну такую "панаму", и ничего. И какое нам дело до очередной "офшорной панамы"? Где мы, а где эта Панама?". Оно так, если бы в опубликованных панамских документах среди известных в мире VІР-ов не фигурировала фамилия нашего гаранта

Предыстория "панамы"

Первый проект сооружения Панамского канала появился более четырех веков тому назад. Португальский мореплаватель и историк Антонио Гальвао опубликовал в середине ХVI в. книгу, в которой предложил четыре варианта соединения Атлантического и Тихого океанов. Но к тому времени идея казалась безумной, поскольку Испания, владевшая тогда этими территориями, не имела ни технических, ни материальных возможностей.

К идее создания канала вернулись только в середине ХІХ в. В 1850 г. США и Великобритания подписали договор о "нейтралитете новой трассы". Согласно этому договору стороны отказывались от исключительного права на будущий канал и обязывались гарантировать его нейтралитет. Однако это было соглашение, по точному определению современника, "об обоюдном недоверии". 20 лет американцы и британцы обсуждали отдельные статьи договора, не желая уступать друг другу. Этими спорами воспользовалось французское правительство, создавшее поспешно акционерную компанию "Международное общество межокеанского канала" (La Société Internationale du Canal Interocéanique) во главе с генералом Тюра.

Для того чтобы выбрать лучшую трассу будущего канала, акционерное общество снарядило в Центральную Америку две экспедиции: одну - под руководством гидрографа, внучатого племянника императора Наполеона І Люсьена Наполеона Бонапарта Вайса, вторую - во главе с морским офицером Эли-Арман-Эбенезером Реклю. После завершения экспедиций на суд специально для этого созванного Международного конгресса были представлены несколько проектов, среди которых: Никарагуанский канал через озеро Никарагуа и русло реки Сан-Хуан; между заливом Сан-Блас и верховьем реки Баяна; между Дарьенским заливом и рекой Чукунаке и, наконец, через Панамский перешеек. Большинство членов конгресса поддержали последний проект.

В 1878 г. концессию на сооружение Панамского канала получил от колумбийского правительства (Панама на то время входила в состав Колумбии) потомок Бонапарта Люсьен Вайс, и в том же году вместе с проектом он продал ее Фердинанду де Лессепсу.

Знаменитый строитель

Мировую славу и признание виконт, дипломат, член Французской академии наук, почетный член Английского королевского общества Фердинанд Мари де Лессепс получил после сооружения Суэцкого канала, который соединил Азию с Африкой и открыл новый, более удобный и короткий, путь на Восток.

Родился Лессепс в Версале 7 ноября 1805 г. Получил юридическое образование. В 1825-м был назначен дипломатом при французском Генеральном консульстве в Лиссабоне. С тех пор в течение 24 лет занимал различные дипломатические должности в странах Европы и Африки, где проявил незаурядное мужество и гуманизм. В Египте на должности консула во время эпидемии чумы в 1830-х гг. он превратил французское консульство в госпиталь и сам ухаживал за больными; в Испании, страдающей от бесконечных мятежей и переворотов, скрывал в дипломатическом ведомстве политических беженцев. Благодаря его добрым делам люди повсеместно ему симпатизировали. В 1849 г., после неудачной дипломатической миссии на должности уполномоченного министра при французском военном корпусе в Риме, Лессепс ушел в отставку и в 1854-м, по приглашению вице-короля Египта Мухаммеда Саид-паши, переехал в Александрию.

Легенда гласит, что во время путешествия по Ливийской пустыни Лессепсу удалось убедить вице-короля Египта Саид-пашу в целесообразности сооружения канала через Суэцкий перешеек. 19 мая 1855 г. был издан указ (фирман), которым египетское правительство давало разрешение на строительство Суэцкого канала и эксплуатацию его на протяжении 99 лет. Для обеспечения строительных и эксплуатационных работ Лессепс основал компанию Compagnie universelle du canal maritime de Suez.

Но с первых шагов воплощения в жизнь своего грандиозного плана француза ждало множество преград: вражеское отношение англичан, боявшихся потерять свое влияние, а то и господство над Индией; дипломатические уловки Порты, которая не давала согласия на строительные работы, считая, что канал откроет путь к независимости Египта; непринятие идеи политиками, учеными, научными работниками, которые заявляли о неосуществимости и даже бессмысленности проекта...

Вопреки всем неурядицам, опираясь на поддержку Наполеона III и Саид-паши, Лессепсу удалось убедить турецкого султана ратифицировать фирман, и уже в 1859 г. началось сооружение Суэцкого канала, длившееся 10 лет. 17 ноября 1869 г. Суэцкий канал длиной почти в 161 км был торжественно открыт.

Овдовев, сразу после того, как завершилось сооружение Суэцкого канала, Лессепс вступил в брак вторично - с креолкой Еленой Отар де Брагар, которая родила счастливому отцу четырех детей. От предыдущего брака у него уже было пятеро деток.

Воодушевленный первым успехом, Лессепс продолжал разрабатывать и пропагандировать все новые и новые идеи. В 1873 г. он предложил российскому правительству проект железной дороги через азиатскую часть России в Индию, но получил категоричный отказ.

Фердинанд де Лессепс успешно справился с сооружением Суэцкого канала, однако позорно провалил строительство канала через Панамский перешеек…

Восьмое чудо света

Первоначальным проектом предполагалось прорезать Панамский перешеек открытым каналом длиной 73 км на одном уровне с океаном. Ширина канала в горной местности должна была составлять 28 м, а на равнине - 50; глубина возле Атлантического океана не превышала 8,5 м, а при впадении в Тихий океан, где во время приливов уровень воды колеблется от 2 до 6 м, - 10,5. Проектанты старались максимально использовать имеющиеся водные артерии. Первые 10 км от города Колон к реке Рио-Чагрес возле города Гатун канал проходил по суше вдоль железной дороги, а дальше - по рекам Рио-Чагрес и Обиспо (46 км от города Колон) до реки Кулебра. Сейчас между этими реками образовано огромное искусственное озеро Гатун, входящее в каскад Панамского канала. В горной местности в районе городов Кулебра и Сан-Пабло канал должен был проходить под землей, а дальше - по долине реки Рио-Гранде к Панамской бухте.

Затраты на добычу 75 млн кубометров земли (проектный объем земляных работ при сооружении канала) должны были составлять 843 млн франков. Однако, как со временем объяснял сам Лессепс, при расчетах забыли о ряде статей расходов. Потому фактические затраты и объемы работ оказались намного большими.

Технику, механизмы, оборудование для строительства получали из Франции, Бельгии и США. А рабочих многочисленные агенты-агитаторы доставляли едва не со всего земного шара. Современник писал, что на одном из участков строительства рабочие разговаривали на восьми языках: английском, испанском, французском, итальянском, немецком, португальском, китайском и фарси. Предпочтение отдавалось чернокожим и местным жителям, которые, по мнению администрации, лучше переносили тяжелые климатические условия Центральной Америки. В 1888 г. на сооружении Панамского канала одновременно работало свыше 12 тыс. чел.

Строительство канала началось в 1881-м. Уже на первом этапе строители столкнулись с огромными трудностями. Чтобы не допустить слияния рек Чагрес и Обиспо, что могло послужить причиной неконтролируемого затопления гигантских территорий между городами Колон и Эмперадор, пришлось сооружать не предусмотренные проектом дорогие запруды и отводные каналы. Еще большие трудности постигли строителей при прохождении пригорков, особенно возле города Кулебра. И хотя высота гор не превышала 110 м, и простирались они лишь на 15 км, твердые горные породы приносили много хлопот. Частые горные обвалы и сдвиги почвы уничтожали результаты титанической работы, вынуждали едва ли не втрое увеличивать толщину боковых подпорных стен.

Непоправимые потери наносили эпидемии, особенно малярии и желтой лихорадки. Смертность составляла более 10% от общего количества работающих. В течение 1881–1914 гг., пока длилось строительство, от болезней и несчастных случаев на сооружении Панамского канала погибло, по разным оценкам, от 20 до 60 тыс. чел. (официально было заявлено о потере 27,5 тыс.).

Вскоре выяснилось, что идея прокладывать канал на уровне моря была ошибочной, поскольку перепады высот на Панамском перешейке в некоторых местах достигают 20 м, а разница во времени между приливами у города Колон и в Панамской бухте составляет пять часов. Единственным выходом для спасения проекта было строительство шлюзов.

Потратив на борьбу с бесконечными горными перепадами и каменистыми породами несколько лет, Лессепс обратился за помощью к инженерному бюро Гюстава Эйфеля. Будущий творец знаменитой парижской башни стал инженером строительства Панамского канала, а заодно и поставщиком техники машиностроительного завода в Леваллуа-Перре, владельцем которого он был. Это назначение стало скорее рекламным трюком, чем производственной необходимостью.

Уже в конце 1887 г. выяснилось, что бюджет строительства уже почти весь исчерпан. Израсходовано было 1400 млн франков, а запланированные работы выполнены менее чем на треть. Пригодного для судоходства пути было построено немногим более 10 км - от Кулона до Гатуна.

Дальше скрывать истинное положение вещей было невозможно. Даже разрешение французского правительства на выпуск 2 млн облигаций на сумму 720 млн франков делу уже не помогло. В 1888 г. акционерное общество приостановило строительство и перестало выполнять финансовые обязательства, а 14 февраля 1889-го началась процедура его банкротства. В отчете ликвидационной комиссии отмечалось, что причинами краха компании стали ошибки в инженерных расчетах, в которых недооценивались сложные геологические, гидрографическое и климатическое условия Панамского перешейка. Комиссия считала, что для завершения строительства канала нужно еще семь-восемь лет, а также дополнительно 900 млн франков.

Однако энтузиасты Панамского канала не сдавались. Через печать они организовали мощную агитационную компанию. В многочисленных статьях на страницах ведущих мировых изданий, которые иногда были написаны самим Лессепсом или подкупленными журналистами, утверждалось, что технические трудности незначительные, что выполнена уже половина работ, и осталось прокопать канал в сравнительно мягкой почве при благоприятном климате... Не хватает только денег.

Корреспондент журнала Illustrated London News, побывавший на сооружении канала в феврале 1888 г., писал: "Мне тяжело сейчас назвать семь чудес мира, но я уверенно могу сказать, что восьмым чудом является канал, строящийся между Колумбией и Панамой в Центральной Америке. Я знаю, что осталось еще несколько лет - и его достроят. Тогда корабли почти всех размеров в течение 24 часов будут проходить из Атлантического в Большой (Тихий. - В.О.) океан. Я в этом убежден, как убеждены все, кто побывал на этом строительстве. Оставить дело, на которое уже потрачено так много средств и сил, будет огромным стыдом и даже позором для всего мира. Больше половины работ закончены, все механизмы работают, а работы ведутся днем и ночью".

В 1889 г. Люсьен Вайс добился от колумбийского правительства пролонгации договора на сооружение канала. Концессию продолжили до 1904 г., но создание новой акционерной компании откладывалось. Лишь в 1894 г. в Париже была основана новая Compagnie Nouvelle du Canal de Panama с уставным капиталом 56 млн франков. В октябре того же года работы возобновились. Но продвигались они довольно вяло: количество персонала не превышало 3600 чел., а земляных работ по состоянию на 1 января 1900 г. выполнено в объеме 3,8 млн кубометров, тогда как во время первой строительной кампании почвы было извлечено более 54 млн кубометров. На начало 1901 г. работы прекратились.

"Панама"

Тем временем в Париже продолжалось следствие, начавшееся сразу после банкротства Панамского общества. В процессе расследования следователи разоблачили ряд, как сказали бы теперь, коррупционных схем. Наряду с проектными просчетами, следствие установило, что управляли строительством крайне неэффективно: финансовые отчеты подавались неправдивые, деньги разворовывались миллионами и бесконтрольно тратились на подкуп членов правительства, парламентариев, сенаторов, предпринимателей, редакторов газет. Влиятельные политические деятели за взятки лоббировали заведомо незаконные парламентские и правительственные решения, что неизбежно вело компанию к финансовой пропасти, а 800 тыс. акционеров - к обнищанию. Такого грандиозного финансового скандала мир еще не знал.

В материалах следствия фигурировали известные в то время персоны - банкир Жак Рейнах и бизнесмен Корнелиус Герц, согласившиеся (в обмен на 10 млн франков) представлять интересы Лессепса в парижских коридорах власти. Их обвинили в даче взятки в 1 млн франков министру труда Шарлю Байго. Кроме того, Герц имел довольно неплохие отношения с тогдашним президентом Франции Жюлем Греви, а также финансировал пролессеповскую газету La Justice, которую редактировал Жорж Клемансо (в будущем он дважды - в 1906–1909, 1917–1920 гг. - был премьер-министром Франции).

Впрочем, ни Герц, ни Рейнах перед судом не предстали. Первый в 1893 г. бежал в Англию, а второй 19 ноября 1892-го, за два дня до судебного заседания, при загадочных обстоятельствах умер. Парламентская комиссия по расследованию "Панамского дела" настаивала на эксгумации и вскрытии тела Рейнаха. Но помешал министр юстиции и вероисповеданий Луи Рикар, который, при поддержке главы правительства Эмиля Лубе, в эксгумации отказал. Этим воспользовалась оппозиция - она заставила правительство Лубе подать в отставку. Правительство Рибо, пришедшее к власти после смерти Рейнаха, в народе прозвали "министерством вскрытия тел".

Почти все официальные лица, проходившие по "Панамскому делу", избежали наказания и отделались лишь общественным порицанием и потерей должностей. Клемансо лишился депутатского кресла. Его политической карьере, казалось, пришел конец. На следующих выборах в Палату депутатов его кандидатура не прошла. Военный министр Шарль Фрейсине, имя которого не раз упоминалось во время судебных слушаний, 10 января 1892 г. подал в отставку. Однако уже в 1898-м он снова возглавил военное ведомство.

Министр финансов Морис Рувье был обвинен в том, что, пользуясь должностным положением, он получал из кассы Панамского общества немалые средства, а также вмешивался в ход судебного производства (пытался "отмазать" от суда банкира Рейнаха). 12 декабря 1892 г. Рувье ушел в отставку с поста министра, но остался членом Палаты депутатов. А уже в 1902-м снова вернулся в министерское кресло.

Панамское расследование не обошло стороной и президента Палаты депутатов Шарля Флоке и значительно навредило его политической карьере. Следствие выяснило, что он не только знал о реальном положении дел на строительстве Панамского канала и скрывал эту информацию от общественности, но и нередко пользовался финансовой поддержкой Лессепса для своей политической агитации. Хотя последнее утверждение не было доказано в суде, а основывалось лишь на свидетельских показаниях, в ходе выборов в парламент 1893 г. его кандидатура была забаллотирована. И уже в следующем году Флоке был избран членом Сената. Однако политического авторитета ему это уже не принесло.

Как отмечалось выше, глава французского правительства Эмиль Лубе во время парламентских слушаний "Панамского дела" подал в отставку. Впрочем, уже в январе 1896 г. он был избран руководителем Сената, а в 1899-м стал президентом республики.

В деле проходило более 100 высоких должностных лиц, но тюремные сроки получили лишь пятеро. Фердинанд Лессепс и его сын Шарль, занимавший в акционерном обществе должность бухгалтера, а также экс-министр Шарль Байго - по пять лет. Получил срок и депутат от Монархической партии Кошю.

Чуть ли не больше всех досталось Гюставу Эйфелю, правда, в моральном плане. Его обвинили в получении 19 млн франков за фиктивные работы и приговорили к двум годам лишения свободы и штрафу в 20 тыс. франков. И хотя суд вышестоящей инстанции отменил за давностью совершения преступления тюремные сроки всем обвиняемым, в дальнейшем участники процесса были вытеснены из политической и общественной жизни. Эйфель потерял ряд архитектурных заказов, улицы, носившие его имя, были переименованы, рассматривался вопрос о лишении его ордена Почетного легиона.

Посмертно "пострадал" и морской министр Август Бюрдо, умерший в декабре 1894 г. После его смерти выяснилось, что он брал взятки от Панамского общества. Это помешало открыть ему памятник, на который уже были собраны средства.

Канал двух океанов

В конце 1901 г. французская компания Nouvelle du Canal de Panama вступила в переговоры с правительством США относительно переуступки прав на недостроенный канал. Но на пути стал Сенат Колумбии, отказавшийся ратифицировать договор аренды части Панамского перешейка.

Впрочем, со Штатами так не шутят. 3 ноября 1903 г. колумбийский штат Панама объявил о создании независимой Республики Панама. США немедленно признали новое государство и для поддержки ее временного правительства направили в Панамский залив канонерку Nashville. А уже 18 ноября того же года был подписан договор, согласно которому Панама признавала "полнейший суверенитет Соединенных Штатов над всей территорией канала", а США в свою очередь гарантировали независимость и территориальную целостность Республики Панама. Также США выкупили за 40 млн долл. все имущество ликвидированной французской компании.

Работы начались в 1904 г. В этот раз военное ведомство США как куратор строительства Панамского канала приняло к сведению все недочеты "папередников". Прежде всего, решили бороться с эпидемиями. На выявление и уничтожение очагов малярии и желтой лихорадки снарядили специальную экспедицию, силами которой было осушено более 80 га болот, сожжено 30 кв км заболоченных лесов, прорыто 76 км мелиоративных каналов, использовано 150 тыс. галлонов керосина для уничтожения личинок комаров... И результаты не заставили себя ждать. В опубликованных в 1913 г. отчетах отмечалось, что за 10 лет, пока длилось строительство, американцы на сооружении Панамского канала потеряли 5609 работников.

13 октября 1913 г. президент Вудро Вильсон в Белом доме торжественно нажал кнопку, взорвав таким образом с расстояния 4 тыс. км плотину - последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Первым через канал прошел 7 января 1914 г. французский плавучий кран Alexandre La Valley. Официальное же открытие Панамского канала состоялось 14 августа 1914 г., а уже на следующий день океанский пароход SS Ancon начал регулярную навигацию. Однако, осенью того же года канал был поврежден мощным селевым потоком и заработал на полную силу лишь в 1920-м.

PS. Сегодня Панамский канал является одним из главных мировых морских путей, через который каждый год проходят свыше 17 тыс. судов. Всего со дня первого рейса канал пропустил более 800 тыс. судов и кораблей самых всевозможных типов и классов.

В 2000 г. канал перешел в полную собственность Панамы. В 2007-м началась его масштабная реконструкция, которая должна завершиться в этом году... О финансовом скандале почти никто не вспоминает, разве что у кого-то ненароком вырвется: "Снова обули по полной панаме". Впрочем, как ни странно, некоторые документы той давней "канальной панамы" стали известны только в начале 2000-х. Возникает закономерный вопрос: когда и к каким событиям изобличители приурочат обнародование очередной порции документов нынешней "офшорной панамы"?