UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пакт о нападении

Зачем в РФ инициируют отмену осуждения тайного протокола Молотова—Риббентропа

Авторы: Виталий Лозовый, Васыль Яблонский

Москва пересматривает историю.

В конце мая 2020 г. в Госдуму России внесен на рассмотрение законопроект, предлагающий отменить постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г. «О политической и правовой оценке советско-немецкого договора о ненападении от 1939 года». Этим постановлением осужден факт подписания СССР и Германией так называемого пакта Молотова—Риббентропа, особенно «тайного дополнительного протокола» от 23 августа 1939 г. А уже 9 июня 2020 г. комитет Думы по международным делам одобрил проект закона и передал его на дальнейшее рассмотрение.

Зачем это сделано? Что же это за документ, который с 1939 г. и по сегодняшний день вызывает бурю эмоций (как в России, так и за ее пределами) и влияет на отношения между странами? Почему разные государства по-разному трактуют пакт и международно-правовые последствия реализации его положений?

Кратко напомним суть договоренностей. В августе 1939 года Сталин внезапно прекратил многомесячные переговоры с Британией и Францией и достаточно быстро согласился на подписание Договора (пакта) о ненападении с Германией. К нему прилагался тайный протокол, в котором шла речь о размежевании сфер интересов СССР и Германии в случае «территориально-политической перестройки» (эта формулировка имела в виду передел Центрально-Восточной Европы).

Согласно тайному протоколу, Латвия, Эстония, Финляндия, Восточная Польша и Бессарабия были отнесены к сфере интересов СССР, а Литва и западные области Польши — к сфере интересов Германии. В дальнейшем Литва вошла в сферу советских интересов. Фактически тайный протокол концентрировал в себе основное содержание Договора.

«Пакт о ненападении» противоречил своей сути с самого начала, — этим договором регламентировалась агрессия (а следовательно нападение) против третьих стран, что закономерно привело к войне между подписантами пакта. Наконец трагикомизм ситуации состоял в том, что на момент подписания соглашения стороны не имели между собой общей границы. Но это не смущало главных акторов: они знали, что такая граница вскоре появится.

В СССР существование указанного тайного протокола длительное время отрицали. Способствовал этому тот факт, что оригинальный немецкий экземпляр сгорел в 1944 г. во время бомбардировок. Только в 1989 г. Съезд народных депутатов СССР специальным постановлением признал пакт «недействительным с момента подписания» и осудил его. Официально протокол опубликован в РФ в 1992-м, а сканы советского оригинала Договора и тайного дополнительного протокола к нему обнародованы РФ лишь в 2019 году.

Какие же аргументы приводят российские политики, которые хотят признать недействительным на территории России постановление Съезда народных депутатов СССР, осудившего пакт Молотова—Риббентропа?

Прежде всего отмечается, якобы постановление «О политической и правовой оценке советско-немецкого договора о ненападении от 1939 года» «не соответствует принципам исторической справедливости», и его принятие «сопровождалось давлением со стороны внешних сил». Автор законопроекта утверждает: акцент на тайный характер протокола и выводы о том, что ряд его положений противоречили суверенитету и независимости третьих стран, «не могут быть признаны способными». При этом в обосновании подчеркивается, что практика заключения тайных протоколов характерна для тогдашней дипломатии.

Если согласиться с этой логикой, получается, что договоренности о распределении сферы интересов были обычной практикой того времени, а раздел Польши и инкорпорация в СССР Литвы, Латвии и Эстонии не противоречили их суверенитету. Такие утверждения плохо корреспондируются с международным правом и здравым смыслом. Приняв участие в уничтожении Польши, СССР нарушил ряд соглашений и актов: Рижский договор 1921-го, советско-польский договор о ненападении от 1932 года, пакт Бриана—Келлога «Об отказе от войны в качестве орудия национальной политики» (1928), Лондонскую конвенцию «Об определении агрессии» (1933).

Авторы упомянутой законодательной новеллы считают, что целью постановления 1989 г. было «создание иллюзии легитимности выхода из состава СССР прибалтийских республик, якобы вошедших в состав СССР не по собственной воле». В результате постановление стало еще одним, «дополнительным фактором начала распада Советского Союза и создало «нормативную» базу для последующих фальсификаций вокруг истории Второй мировой войны. Дальнейшее действие постановления на территории РФ искажает суть исторических событий, их причины и следствия, не соответствует государственным интересам России и создает почву для спекуляций, направленных на раскол гражданского общества и обвинения СССР в развязывании Второй мировой войны наряду с гитлеровской Германией», — резюмируется в объяснительной записке к законопроекту.

В РФ считают: утверждения, будто «тайные протоколы» к пакту Молотова—Риббентропа свидетельствуют о намерениях Советского Союза разделить Польшу и страны Восточной Европы, распространяются врагами России и не соответствуют истине. В действительности речь там идет о возможном размежевании сфер влияния в случае гипотетической территориальной перестройки в Европе. Даже введение советских войск в Польшу под определенным углом зрения можно расценить как попытку не дать Германии захватить Польшу полностью.

Реагируя на заявления, что упомянутым пактом Сталин делил с Гитлером сферы влияния в Европе и это в конце концов привело к началу Второй мировой войны, в РФ заявляют: временный альянс с Германией был для СССР единственно возможным выходом, позволявшим оттянуть начало войны.

Опасность для интересов Российской Федерации там видят в следующем: трактовка пакта как преступного соглашения о разделе территорий, обсуждение роли Советского Союза как агрессора дает возможность политическим оппонентам России «уподобить Сталина Гитлеру и превратить СССР из страны, спасшей мир от нацизма, в союзника Германии, страну-агрессора, развязавшую Вторую мировую войну. В результате такие действия могут привести даже к развалу России по примеру развала СССР.

Поэтому, по убеждению части российских политиков и общественных деятелей, принятие Постановления съезда народных депутатов СССР в 1989 году можно расценивать как «акт государственной измены, очерняющий историю Советского Союза, подвиг его народа и армии, освободившей государства Европы». Тот факт, что на советских танках Москва принесла половине Европы коммунистический тоталитаризм, во внимание не принимается.

22 сентября 2019 г. с официальной трактовкой пакта выступило российское МИД: «СССР никогда не был союзником гитлеровской Германии». Как не было общей войны против Польши, общих военных парадов, экономического сотрудничества, которое помогло Германии преодолеть английскую торговую блокаду. Забыты слова Сталина, что «дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной», слова Молотова: «фашизм — это дело вкуса», сотрудничество НКВД и гестапо…

Не менее цинично и фарисейское утверждение МИД РФ о якобы положительных последствиях подписания Договора — «…население этих территорий подверглось фашистскому террору на два года позже. Тем самым были спасены сотни тысяч жизней». То есть то, что пакт Молотова—Риббентропа фактически привел к депортации сотен тысяч украинцев, поляков, румын, литовцев и эстонцев, российское МИД квалифицирует, очевидно, как меньшее зло, отдавая большевистскому террору преимущество перед нацистским.

Москва, своевольно трактуя исторические события, придерживается собственной логики. Во-первых, осудить упомянутое постановление Съезда народных депутатов СССР как «идеологический катализатор» распада СССР. Во-вторых, продемонстрировать политическую волю РФ к активному противодействию «попыткам Запада обозначить СССР как одного из виновников начала Второй мировой войны».

Думский законопроект об отмене постановления 1989 года призван сыграть свою роль в геополитической игре Москвы. На первый взгляд, он противоречит «самому» Путину, который в недавней статье заметил, что СССР дал правовую и моральную оценку пакту Молотова—Риббентропа и постановлением Верховного Совета официально осудил тайные протоколы.

Вместе с тем пресс-секретарь президента Д.Песков сказал, что ему ничего не известно о думском законопроекте. Возможно ли такое в стране, где контролируют и менее резонансные шаги? Конечно же, нет. Кремль, очевидно, так демонстрирует «плюрализм мнений» в обществе и неангажированность разных ветвей власти. Кроме того, следует понимать, что думский законопроект больше направлен на внутреннего потребителя, а позиция Путина должна была бы свидетельствовать всему миру о его «незаинтересованности» в такой ревизии.

Поскольку в законопроекте и других «исторических» текстах последнего времени, продуцируемых Москвой, значительный акцент делается на распаде СССР, легитимности/нелегитимности вхождения в состав СССР стран Балтии и других территорий, Кремль таким образом открывает себе путь к шантажу и наступлению на территориальную целостность суверенных государств. Тем более сейчас российское руководство настаивает, что присоединение (читай — оккупация) стран Балтии к СССР в 1940 году не противоречило нормам международного права, а инкорпорация этих стран в состав СССР получила официальное международное признание.

Что же касается Украины, то с началом Второй мировой войны в 1939-м, в состав УССР вошла территория Украины, находившаяся в составе Польши с 1921 г. Годом позднее в состав УССР включили Северную Буковину и Южную Бессарабию. Современная граница с Польшей определяет украино-польское соглашение от 18 мая 1992 г., где указывается, что «существующую и определенную на местности границу между сторонами считать неприкосновенной», и подтверждается, что стороны «не имеют никаких взаимных территориальных претензий, а также не будут выдвигать их в будущем». В 1997 г. был заключен «Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией».

Постоянная эксплуатация политиками и пропагандистами РФ темы Второй мировой войны, особенно величия страны в результате победы, призвана доказать россиянам, что война — естественный способ восстановить свое влияние в мире. Следовательно утверждение о правомерности и ординарности пакта как реализации государственных интересов (использование права сильного в отношении стран-соседей) является своеобразным месседжем Кремля о том, что Россия делила мир, аннексировала территории в прошлом, и это же она будет пытаться делать и сейчас.

Живя в геополитических парадигмах середины прошлого века, Кремль ностальгирует по СССР, его «дипломатическим» методам и влиянию на мировую политику. Поэтому можно констатировать, что горячие политические дискуссии вокруг пакта Молотова—Риббентропа связаны не столько с историей, сколько с современностью. Его интерпретацию Кремль использует в качестве инструмента своей нынешней политики и делает ее актуальной для многих государств Европы, в частности и для Украины.

МИД Украины отметило, что идея отменить осуждение пакта Молотова—Риббентропа, который фактически дал «зеленый свет» Второй мировой войне, выглядит «странно, если не трагикомично». Против намерения отменить постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г. выступили Польша, Литва, Латвия и Эстония.

Аннексия Крыма и российско-украинская война в последние годы сделали сравнение политики Москвы в 1939-м с ее нынешним поведением практически общим местом в Украине и мире. Украинские парламентарии, принимая в 2016 г. общую Декларацию памяти и солидарности парламентов Украины, Польши и Литвы по событиям Второй мировой войны, отметили, что необходимость утверждения этой декларации также связана с «агрессией России против Украины, продолжающей захватническую практику СССР».

Использование сегодняшней Россией методов и практики давно почившего СССР вызывает в памяти выражение известного историка В.Ключевского, утверждавшего, что «история ничему не учит, а лишь наказывает за незнание уроков». Он хорошо знал русскую историю… Поэтому не исключено, что нынешняя Россия вскоре повторит путь своего предшественника.