В Национальном музее народной архитектуры и быта в Пирогово открылась необыкновенная выставка. В доме, являющемся образцом застройки степной Кировоградщины 1960-х гг., представлены предметы домашнего обихода, изделия народных ремесел, инструменты, иконы, фотографии... Уникальность выставки в том, что все это удалось сохранить жителям 25 населенных пунктов Новогеоргиевского района, затопленных в 1960-х во время строительства водохранилища Кременчугской ГЭС. Выставка - это лишь небольшая часть из 18 тыс. экспонатов Захаровского краеведческого сельского музея Кировоградской области. В Захаровке живут переселенцы с тех краев, и именно они инициировали создание музея.
Выставка открыта в рамках Всеукраинского проекта поддержки сельских музеев "Сокровища родословной Украины", начатого руководителем научно-исследовательского отдела народного искусства и фольклора Национального музея народной архитектуры и быта Александром Босым при содействии народного депутата от Кировоградщины Станислава Березкина и инициативной группы "Общее действие". Мероприятие поддержали Кировоградский областной совет и Кировоградское землячество в столице.
Если кровавые трагедии украинского народа уже довольно основательно описаны, исследованы, научно и даже художественно осмыслены, то затопление огромной части Приднепровья до сих пор остается в нашем сознании в значительной степени белым пятном. А ведь были затоплены огромные территории, нетронутыми остались только 100 км береговой линии Днепра. Кандидат исторических наук Александр Босый принимал участие в этнографической экспедиции, занимавшейся исследованиями Приднепровья, встречался с переселенцами, хорошо помнящими те события. Он рассказывает:
- Долина Днепра была когда-то густонаселенным краем. На территории нынешнего Кременчугского водохранилища людей жило больше, чем во всем Елисаветградском уезде. Когда весной спадало наводнение после разлива Днепра, оставался мягкий мул, на котором не росли сорняки, зато хорошо росло все посаженное людьми. В V в. до н.э. Геродот писал о скифах-пахарях и скифах-земледельцах. Кажется, будто это одно и то же. Но теперь я понимаю, что скифы-пахари - это те, кто пахал землю в степи, а скифы-земледельцы - те, кто ее обрабатывал в Приднепровье. Климат там был таким, что можно было собирать по два урожая в год. После наводнения, когда вода спадала, образовывались озерца, где оставалась рыба - сомы, щуки, карпы. Их даже не ловили, просто собирали в корзины. А скот гнали в степи, в Дикое Поле, служившее фактически пастбищем. Люди старались жить ближе к воде, к этому естественному раю.
Поэтому, когда поднялся вопрос о выселении и затоплении этих территорий, люди не верили, что при здравом уме можно затопить благодатный край. Но у советской власти была своя логика. В тогдашних газетах - сплошные победные реляции да критика одних начальников другими, что процесс идет не так быстро, как планировали. А на самом деле люди не хотели выезжать. Некоторые просто закрывались в домах. К очистке территории привлекали заключенных. Из других регионов свозили молодых парней, не понимавших порой, что именно им приходится делать, к какому злу их привлекают. Практически силком свозили мужчин с Западной Украины, чтобы спиливать сады, так как местные категорически отказывались.
Переселенцам давали небольшие деньги для обустройства на новом месте, но люди часто тратили их, чтобы выкопать гробы умерших родителей, дедов и забрать их с собой. Под воду ушло большинство кладбищ Новогеоргиевска, 1200 усадеб. Когда началось затопление - это была страшная картина. На домашних вещах, каких-то обломках плыли собаки, коты, лисы, ежи, волки, зайцы... Их тут же убивали "строители новой жизни". И сегодня в Светловодске люди делятся на светловодцев и новогеоргиевцев (древнее название города). Старожилы до сих пор пренебрежительно относятся к тем, кто сносил села и их жилища.
Под воду ушли все храмы, находившиеся на той территории. Только два осталось на островах - сейчас, разумеется, это руины. В архивах я нашел данные, что во время затопления погибло 224 человека. В документах сказано, что это были психически больные люди. Но, очевидно, это были те, кто не хотел расставаться со своими домами, преимущественно люди старшего возраста, ушедшие на дно вместе с миром, в котором жили, и который не захотели оставить, предать.
Здесь, в Приднепровье, сосредоточена значительная часть украинского этнографического наследия - обычаев, обрядов, ремесел. Ученые собирают их по капле. Многое уже утрачено, приходит в упадок и народная мораль. Ведь это не в седую древность, а еще до затопления в приднепровских селах люди не знали, что такое замки. Подпер дверь палкой - значит, хозяина нет дома.
В Захаровке живут переселенцы с тех краев. Территориально село под Александрией, а административно - Светловодский район. В случае любой необходимости надо ехать несколько десятков километров. Местные жители называют свое село "наша Колыма". В нем еще жива память об их приднепровской родине, и краеведческий музей здесь открыли по инициативе самих захаровцев.
Учительница истории Любовь Шкирай предложила детям собирать вещи, которые уже вроде и не нужны в современном хозяйстве. Потом этот почин поддержали и взрослые. Люди сносили вещи добровольно. Их насобиралось в 15 залах более 18 тыс. Сначала это был самодеятельный музей, теперь - государственный. Иван Скрипник, младший коллега Любови Семеновны, - из семьи переселенцев. Его дед и бабушка вынуждены были переселиться в Захаровку из села Чаплище. Все предметы на выставке Ивану хорошо знакомы:
- Вот те жернова около входа, отец мой рассказывал, что крутил их, когда провинился в чем-то. Наказание было таким - перекрутить ведро зерна. А это - корячки, рубель, калевка, сусло, ярмо. Как видите, в виде дракона, у нас в музее есть ярма и в виде других сказочных существ. Люди по-своему воспринимали мир и создавали вещи для хозяйства как художественные изделия.
Эта выставка - попытка показать украинский мир, безжалостно уничтоженный космополитической советской машиной. Очевидно, без понимания того, что утрачено, и как именно это сделано, трудно двигаться вперед. У руководителей старшего поколения свои резоны. В кулуарах выставки от некоторых из вчерашних довелось услышать: "Ну так что, ведь надо было строить ГЭС, повышать благосостояние народа...".
Очевидно, должно прийти новое поколение руководящей элиты, в сознании которой украинские духовные ценности займут достойное место, чтобы мы как страна могли надеяться на лучшее.