UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одной жизнью с природой и людьми

Право на недвусмысленность своих мыслей и утверждений Андрей Топачевский получил на многолетнем пути служения музам кино и изящной словесности.

Автор: Александр Слипченко

Вышел в свет сборник постоянного автора нашей газеты Андрея Топачевского "Одним життям. Публіцистика доби Незалежності" (К., Национальное издательство "Веселка"). В книге представлены статьи, очерки, эссе, рецензии, творческие портреты, интервью за последние 30 лет.

В авторском предисловии подчеркивается: "Если экологический кризис углубится, Мир погибнет и без ядерной войны". Сейчас международный рейтинг любой страны, мера ее цивилизационной ответственности зависят и от ее экологической политики как во внутреннем, так и во внешнем измерениях.

Что представляет собой современный экологический кризис, чем в действительности является публицистика, и убедил ли А.Топачевский читателей, пишет в отзыве-рецензии Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины А.Слипченко.

Предпоследняя книга Андрея Топачевского "З Божого саду. Рослини і тварини в Святому Письмі" вышла почти четыре года назад, став "Украинской книгой года" и получив широкое признание читателей. Особенно тех, кто, как и автор, не мыслит человека в отрыве от окружающей среды, рассматривая ее в органическом единении с "ойкуменой", что еще со времен древнегреческого географа и писателя Гекатея Милетского означало одновременно и большой обжитый мир, и маленький космос Человека. О сосуществовании и взаимозависимости которых пророчески напоминал нам великий Тарас:

Як небо блакитне - нема йому краю,

Так душі почину і краю немає.

И только от тебя, от твоего понимания и ощущения этой взаимосвязи, даже, скорее, взаимопроникновения, зависит, каким тебя будут знать люди и твоя родная земля.

Такими мыслями преисполнено и новое обращение автора к читателю, - только что издана очередная его книга "Одним життям". Уже само удачно найденное название доносит до нас авторское убеждение: человеческое бытие растворено в природе. Во всем ее вековечном постоянстве и беззащитной уязвимости перед нашествием манкуртов. Так же, как и мнение, что именно уважением, любовью к окружающему миру - в самом широком его понимании - только и жив человек. Человек настоящий, умный и современный... И вполне понятно, почему книга разворачивается в двух плоскостях - природа и люди. Хотя это, конечно, сугубо условное разделение, поскольку, листая страницы словно и не связанных между собой очерков, статей, эссе, постоянно ощущаешь эти легкие и прозрачные, как осенние паутинки, мостики тематического родства всех размещенных здесь текстов.

Греческое "ойкос" - это одновременно "среда" и "жилье". Вроде бы понятия близкие и похожие, но из книги ясно осознаешь некоторую отстраненность, "техничность" первого и "семейную" теплоту второго. Для Андрея Топачевского выбор однозначный: к природе следует относиться именно как к своему жилью, и поэтому освещенные им экологические проблемы и вызовы воспринимаются читателем как свои собственные.

Следовательно, и экологический кризис, предчувствие которого приобретает все большую актуальность, воспринимается не только как потеря здоровой и безопасной окружающей среды, а как наша общая трагедия, даже катастрофа, в частности и гуманитарная. Сегодня необходимо беспокоиться об экологии самого человека, о такой среде его существования, которая охватывала бы не только определенные физические параметры, но и учитывала бы и исторические, социальные, и даже ментальные и культурные аспекты. И читатель, вслед за автором, все время напоминает себе: "Знаходячись не іззовні, а всередині Природи, Людина всім своїм єством є її частиною. Відповідно, науки й мистецтва, ці прояви нашого буття, невіддільні від реалій Природи… І тому справжність будь-якої науки чи мистецтва визначається саме екологічністю, спрямованістю на захист як внутрішньої духовної сутності людини, так і зовнішнього, фізичного її середовища".

Поэтому так органично, без какого-либо ощущения "изменения темы" мы перемещаемся по страницам этой достаточно объемной книги - от проблем "Розчарованої Десни" и "втомленого чорнозему" к недостаткам современного кинобизнеса и глубинному значению праздников Троицы и Покрова. А далее - к свидетелям сопротивления в ГУЛАГе и исследованиям творчества Шевченко... "Еліта - кращі з гірших чи навпаки?" - словно провоцирует нас автор и сам же отвечает, представляя читателю ряд биографических очерков наших известных современников - писателей, художников, ученых и мыслителей. Тех, кто своим плодотворным существованием в горизонте нашего сознания подтверждает бессмертие украинской культуры.

Автор книги не имел целью соблюдать заранее определенные жанры, писать о наболевшем. Документальное освещение фактов и событий, их придирчивый писательский анализ приближает произведения А.Топачевского к научным исследованиям. При этом важную роль играет эмоциональность изложения, его метафоричность, многочисленные аналогии и сравнения, неожиданные образные сопоставления фактов, что вместе добавляет этим произведениям новаторской формы и звучания.

Высокоинтеллектуальный, без каких-либо скидок и упрощений, но вместе с тем доверительный разговор с читателем никоим образом не становится "камерным", рассчитанным на элитарное восприятие. Наоборот, в очерках и портретах везде ощущается социальный подтекст, недвусмысленное осуждение давних и нынешних наших "язв" и заинтересованная солидарность с действиями своих героев в их следовании зову собственной судьбы.

У книги характерный подзаголовок: "Публіцистика доби Незалежності". И это не только хронологические рамки создания включенного в книгу литературного материала, охватывающего 30 последних лет нашего бытия. И не только жанровая его принадлежность. Речь идет о публично высказанной гражданской позиции автора, который живет жизнью своей страны во всем разнообразии ее болей и талантов. Как известно из нашей истории, к публицистике прибегали известные писатели, ученые, государственные и церковные деятели. Особенно во времена, когда решалась судьба страны. По моему убеждению, в знаменитом ряду этих имен вполне "своим" является и автор рецензированной книги. Тем более на фоне откровенно "безотцовского", конъюнктурного политиканства, нередко выступающего сегодня под личиной журналистики.

Право на недвусмысленность своих мыслей и утверждений Андрей Топачевский получил на многолетнем пути служения музам кино и изящной словесности. Мне выпало многие годы идти рядом с ним по жизненному пути, и еще с начальных школьных классов, и с университетских годов, и из последующего общения знаю, насколько органичным для Андрея является это родство с природой, прекрасно переданное в почти двух десятках его документальных и научно-просветительских фильмах или в таких известных книгах, как "Симфонія життя", "Майстерня флори", "Літопис білого латаття", "Барви землі" и др., ставших популярными у украинских и зарубежных читателей.

Вспоминаю его очерки еще с конца 1960-х, последних лет "оттепели", в тогдашний "прогрессивной" "Комсомольской правде". Уже тогда предметом исследований Андрея были такие новые, совершенно не типично "советские" явления, как Мироновский институт пшеницы или Музей народной архитектуры и быта в Переяславе, знаменитые еще при жизни их основателей - Василия Ремесло и Михаила Сикорского. Потом пришли кинофильмы и книги, но, независимо от видов и жанров своей творческой деятельности, Андрей Топачевский оставался верным природоохранной тематике - очевидно, в значительной степени под влиянием отца, выдающегося ботаника и гидробиолога из великого рода Грушевских, с которым сызмальства бывал в экспедициях по Днепру. А также - матери, посвятившей жизнь изучению флоры Украинских Карпат. Возможно, еще и старшего брата - многолетнего директора академического Института зоологии...

Я уверен, что очередная книга А.Топачевского "Одним життям"" займет не последнее место в его достойном творческом наследии. Которое, кстати, свидетельствует и о плодотворности постоянного общения с живым миром природы этого писателя, идущего к своему 80-летию.