Так писали о Хелене (Гелене) Маковской из польской семьи Войневичей.
Практически забытая звезда киноиндустрии Старого Света – родом из Украины. В свидетельстве о рождении актрисы записано: 2 марта 1887 г. Хотя сама Маковская указывала год рождения 1893-й, эта дата фигурирует и в других документах актрисы.
Родилась Хелена в имении Шмаково близ Кривого Рога (ныне этот поселок шахты "Родина" Саксаганского района города). К сожалению, опрятных домиков польских специалистов уже давно нет. Их поглотили горные выработки и отвалы рудных пород. Все, что осталось, - это станция Шмакова. Отец, Людвик Войневич, был горным инженером и фактически директором небольшого рудного прииска "Рудник" Донецкого акционерного общества. Мама Станислава происходила из рода Соретов, была кузиной Романы Попель-Свенцицкой - актрисы и солистки одного из львовских театров. Собственно, тетка оказала немалое влияние на жизнь маленькой Хелены, когда девочка начала учиться игре на фортепиано. Представители семьи Войневичей принимали участие в польских восстаниях и войнах против российского царизма. Бабушка Михалина - учредительница общества сестер общего труда - воспитывала внучку в атмосфере набожности и польского патриотизма. В 1903 г., после закрытия прииска "Рудник", семья Войневичей переехала в Варшаву. Однажды девушка, заменив заболевшую хористку, дебютировала на сцене Варшавской филармонии в скандальной опере "Саломея" Рихарда Штрауса.
Разгневанный отец, узнав о первом сценическом выступлении дочери, в котором ей помогала мама, запретил заниматься музыкой дома, а Хелену отослал учиться на Курсы торговли Йозефа Семиградского. В 1905 г., во время забастовки школ против обучения на русском языке, Хелена встретила своего первого мужа - Юлиана Маковского, преподавателя Высшей торговой школы, будущего творца дипломатического кодекса Речи Посполитой. Брак продолжался недолго, все закончилось разводом. Но Хелена оставила себе фамилию мужа, которая принесла ей славу на сцене и в кинематографе.
К Маковским часто наведывался Александр Герц - совладелец варшавской киностудии. Знакомство с Герцем позволило Хелене ознакомиться с работой кинооператора, а также познать тайны создания кино. В 1909 г. в Польшу приехал режиссер и оператор итальянской студии "Амбросио Фильм" Джованни Витротти, придворный фотограф итальянской королевской семьи. В течение года Маковская работала у итальянца техническим ассистентом. По приказу короля Италии Виктора Эммануила III режиссер Витротти снимал документальные фильмы в Армении и Грузии. Хелена, как помощница у Александра Герца, в совершенстве овладела кинотехникой.
В 1910 г. Маковская выехала в Милан. Природная красота и грация позволили Хелене в 1911 г. дебютировать в короткометражном итальянском фильме "Сон осеннего заката" - режиссер Луиджи Mаджи, по сценарию известного итальянского поэта и драматурга Габриэле д'Аннунцио. На Апеннинах быстро заметили вокальный талант, красоту и утонченность молодой дамы. Овладевая итальянским языком, Хелена начинает обучаться в Миланской консерватории по классу сопрано. Дебютировала на оперной сцене в роли Амелии в "Бале-маскараде" Джузеппе Верди. Также Хелена пела в опере Арриго Бойто "Мефистофель". Эти роли, к сожалению, не принесли ей славы.
Воспитанная в духе патриотизма, свою польскость Хелена Маковская несла как знамя. В костюм героини в фильме "Романтика" (1915 г., режиссер Карло Кампогаллиани) внесла некоторые элементы польской женской одежды и, тем самым, запечатлела много символов борьбы за независимость Польши. Наконец, своей игрой она привлекла внимание критиков. На премьере фильма присутствовала итальянская королевская семья.
Фильм "Романтика" имел большой успех во всем мире. Спустя два года Хелена переехала в Рим. Очередным успехом оказалась роль Офелии в фильме "Гамлет" (1917 г., режиссер Элеутерио Родольфи). Маковская сыграла героиню, для которой смерть стала сознательным выбором. За роль Офелии в одной из первых постановок "Гамлета" Вильяма Шекспира, в 1917 г., Хелена Маковская обеспечила себе место в The Oxford History of World Cinema.
До 1920 г. Маковская сыграла главные роли в 38 итальянских кинофильмах, снималась в экранизациях по произведениям Габриэле д'Анннунцио. Ее называли "Славянской Венерой". Итальянская пресса признала Хелену самой фотогеничной актрисой в мире.
Проживая в Италии, актриса принимает участие в патриотической деятельности: в акциях комитета Pro Polonia в Турине в 1917 г. (в пользу польских военнопленных из австро-венгерской армии, которые находились в лагерях на территории королевства). Маковская присутствовала на торжествах во время вручения штандарта польскому полку им. Франческо Нулло от фондов городов Милана и Бергамо в феврале 1919 г.
В начале 1920-х годов в итальянском кинематографе разразился кризис, совпавший с приходом к власти лидера фашистского движения Бенито Муссолини. Актриса, как и многие иностранные режиссеры и актеры, вынуждена была покинуть Италию. Маковская переехала в Веймарскую Германию - тогдашнюю Мекку европейского кинематографа.
В этот период Хелена снялась в фильме "Умирают народы", в котором режиссер Роберт Рейнерт предостерегает человечество от войны, сравнивая ее с эпидемией. Актриса снимается в фильмах известных режиссеров, в частности Макса Рейнхардта и Ганса Отто Ловенштайна.
Не оставляя кинокарьеры, Хелена Маковская жила насыщенной жизнью, на высоком уровне занималась политикой. В 20-х годах ХХ в. вместе с братом Витольдом Войневичем, который был связан с движением за независимость Польши еще с 1917 г. (сотрудничал с Янушем Радзивиллом, связным военной разведки при Польском военном совете под руководством Юзефа Пилсудского, и с последним довоенным послом Польши в Риме Яном Гавронским) они создают Агентство антисоветской пропаганды в Риме и Париже. Каким-то образом им удается посетить Украину и Грузию; об этом пишет исследователь биографии актрисы Алина Бала. Собирают информацию (возможно, и разведывательного характера) о ситуации в СССР.
Благодаря помощи Хелены в 1920 г. во Францию из Крыма со всей своей студией, насчитывавшей около двухсот работников, перебрался Иосиф Ермольев, один из первых российских кинопродюсеров, учредивший "Русское кинематографическое общество И.Н. Ермольева и Ко". Среди работников студии были тогдашние звезды российского немого кино: актеры - легендарный Иван Мозжухин, Наталья Лысенко, племянница классика украинской музыки Николая Лысенко, известный кинорежиссер Яков Протазанов и другие. Студия помогала беженцам перебираться из советской России на Запад. В середине 1922 г. Ермольев переехал в Германию, занимался прокатом и производством фильмов, учредив в Мюнхене фирму "Ермольев-Фильм ГмбХ" .
Чтобы привлечь внимание к ситуации в Украине, в 1924 г. студия Ермольева снимает двухсерийный фильм "Тарас Бульба", режиссером которого выступил известный актер и режиссер кино Владимир Стрижевский (Радченко), также наш земляк, родившийся в 1892 г. в Екатеринославе (современном Днепре. - В.Д.). Роль Тараса Бульбы сыграл Исаак Дуван-Торцов, известный актер театра, по происхождению караим, родом из Евпатории. Хелена Маковская сыграла возлюбленную Андрия. Кстати, это была одна из первых экранизаций произведения Николая Гоголя в европейском кино.
Премьера фильма в Париже совпала с убийством советским агентом Самуилом Шварцбардом главного атамана УНР Симона Петлюры. Фильм приобрел еще большее значение для изгнанников из Украины даже в США и… Токио. Об этом пишет Алина Бала в своем исследовании "Забытая звезда".
В Германии актриса познакомилась с известным актером Карлом Фалькенбергом, который стал ее вторым мужем. С ним она сыграла в четырех фильмах. Но и этот брак оказался недолговечным. Уже в 1926 г. Маковская вернулась в Варшаву, а ее бывший муж, из-за преследования нацистами евреев, в 1936 г. оставил Германию, навсегда выехав в США. В ВаршавеХелена Маковская сыграла главные роли в двух фильмах - "Красный шут" (режиссер Генрик Чaрo, 1926 г.) и "Любовница Шамоты" (режиссер Леон Тристан, 1927 г.). В 1930-х годах Маковская также выступала в театрах и кабаре. В театре "8:30" сыграла в опереттах "Парусник любви", "Когда жена изменяет мужу", а также "Любовь и золото".
В 1927 г. Маковская организовала встречу потомка итальянского короля (будущего "майского короля" Италии Умберто II, с которым у актрисы возможно был роман) с адъютантом маршала Юзефа Пилсудского Болеславом Венява-Длугошовским. Информация о встрече с наследником трона стала неожиданностью для посольства Польши в Риме. При невыясненных обстоятельствах об этой встрече узнал Бенито Муссолини. Это позволило ему прибегнуть к шантажу молодого князя Умберто, известного критика итальянского фашизма и политики дуче.
Хелена Маковская продолжает поддерживать Агентство по антисоветской пропаганде. Агентство обнаружило документы, свидетельствовавшие, что революцию в России финансировала кайзеровская Германия. После изменения политики Польши в отношении красной России структуры Агентства в дальнейшем будут использоваться для антифашистской конспирации во Франции, а позднее - для создания итальянских антифашистских партизанских структур
Великобритания в 1930 г. начала производить легкий танк Vickers, который заинтересовал зарубежные разведки. Танк хотели приобрести Веймарская Германия, СССР и многие другие страны. У Польши в этой борьбе почти не было шансов. По случаю демонстрации фильма "Рагабас" в Лондоне, влиятельные чиновники военного ведомства в Варшаве попросили Хелену Маковскую провести небольшую разведку по поводу этих танков. После трех месяцев гастролей Маковская вернулась в Варшаву с контрактом на производство 38 танков, с лицензией и... новым мужем. Звали его Роланд Боттерилл. Он был совладельцем компании Vickers-Armstrongs.
C началом Второй мировой войны и вторжением в Польшу немецких войск Хелену Маковскую арестовало гестапо - за "позор крови" (за брак с Фалькенбергом, имевшим еврейские корни) и отправило в концлагерь. Но вскоре ее спасли сотрудники абвера (видимо, разведка нацистской Германии хотела использовать ее в своих целях). После нескольких месяцев пребывания в Берлине Хелену назначили для обмена на немецких шпионов, который должен был состояться в городе Koнстанц, на границе со Швейцарией. К сожалению, в назначенное место Маковская прибыла слишком поздно - Гитлер отменил программу обмена узников. Ее отправили в воспитательный лагерь труда Грац-Либенау (лагерный номер 19729). Там она и находилась до мая 1945 г. Была там, среди прочих, и кузина генерала Шарля де Голля. Лагерь освободила французская армия в апреле 1945 г. На свободе Маковская попала на несколько месяцев в госпиталь, находившийся в французской оккупационной зоне на территории Германии. Потом добралась до итальянского города Бари и там записалась во ІІ корпус генерала Владислава Андерса. Впрочем, английские документы не позволили ей получить статус польской эмигрантки. Из-за плохого состояния здоровья она поселилась в пансионате Терезы Еленской в Риме.
Спустя год Маковская сыграла небольшую роль в номинированной на "Оскара" известной ленте "Quo vadis" по роману Генрика Сенкевича. В начале 1950-х выехала в Лондон. До 1956 г. давала уроки игры на фортепиано и пения в студии на Ганновер-стрит, в помещении консерватории, где и жила. Одной из ее учениц была Ирена Дельмар - актриса и певица, одна из известнейших фигур Полонии британской. Хотя в жизни диаспоры пани Хелена участия почти не принимала.
После смерти мужа вернулась в Рим. Благодаря связям с Умберто ІІ получила разрешение на жительство в пределах Ватикана. В 1953 г. вместе с молодым Марчелло Мастроянни сыграла в культовом фильме Луиджи Коменчини "Чемодан снов". Это сентиментальная комедия об истории итальянского немого кино и ухода в небытие его звезд. Хелена Маковская, сыгравшая в фильме саму себя, с волнением просматривает старые киноленты со своим участием. В 1954-м сыграла в эпизодах в фильме "Босоногая графиня".
В последний раз она появилась на экране в 1958 г., сыграв в фильме "Прощай, Флоренция". В конце жизни за больной и одинокой актрисой присматривали София Хоффер и Мария Руселли. Умерла Хелена Маковская 22 августа 1964 г. в Риме. Похоронена на кладбище Кампо-Верано.
Удивительно, но человека, столь много сделавшего для своей страны, фактически забыли на долгие-долгие годы. Ее словно вычеркнули из истории ее Родины. Почти невозможно найти какие-то фотосвидетельства ее участия в жизни римской Полонии. Если в течение лет и упоминали Хелену Маковскую, то всегда путали с женой польского киноактера Тадеуша Фиевского.
Так, может, следует вспомнить Хелену Маковскую, которую недаром называли Славянской Венерой, не только на исторической родине - в Польше, а и на малой - в горнорудном Криворожье, назвав в честь нашей землячки одну из улиц города?
В одной из телепередач на "5 канале" Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Украине Ян Пекло сказал: "Нам нужно лелеять общих героев, которые объединяли бы наши народы".