UA / RU
Поддержать ZN.ua

На пути ко Второй мировой: Первый Венский арбитраж

Два межвоенных десятилетия обозначились попранием права народов на самоопределение в угоду призрачным имперским стремлением ведущих стран Версальской системы, которая, словно руина, с головой накрыла своих творцов.

Автор: Павел Сацкий

Десятилетия отдаляют нас от самой страшной трагедии в истории человечества, оставившей не только кровавый след в памяти миллионов жителей планеты, но и глубокие моральные раны, чувство горечи от цинизма и аморальности международной политики между Первой и Второй мировыми войнами. Два межвоенных десятилетия обозначились попранием права народов на самоопределение в угоду призрачным имперским стремлением ведущих стран Версальской системы, которая, словно руина, с головой накрыла своих творцов. Они сполна расплатились за свою недальновидность. И одним из центральных объектов общеевропейской игры "кто кого оставит в дураках" стали украинские этнические территории Закарпатья.

Чехословакия, в составе которой оказалось современное украинское Закарпатье, имела договорное и конституционное обязательства обеспечить автономию Подкарпатской Руси, причем эта автономия должна была быть именно русинской, то есть украинской, что было четко прописано в Конституции Чехословакии 1920 г. Обязательство Чехословакия не выполнила, чем подорвала государственно-правовые основы своего существования. Этим и воспользовался Гитлер, разыграв украинскую карту уже в процессе подготовки Мюнхенской конференции, по результатам которой 30 сентября 1938 г. нацистская Германия аннексировала Судетскую область. Вместе с тем была заложена мощная мина под систему отношений между государствами в Европе, поскольку в дополнительном протоколе к Мюнхенскому договору было предусмотрено предоставление Германией и Италией гарантий безопасности и территориальной целостности Чехословакии лишь при условии решения ею территориальных разногласий с соседними государствами. Этот протокол одобрили Великобритания и Франция, которые теперь могли спокойно вздохнуть, перенеся ответственность за безопасность и стабильность в Центральной Европе на Гитлера и Муссолини.

И тут был открыт "ящик Пандоры"! Государства региона начали лихорадочно реализовать свои квазиимперские амбиции, а два диктатора получили широкое поле деятельности для создания геополитических конструкций. В этих тисках оказалось украинское национально-освободительное движение Карпатской Руси, стремившееся создать собственное государство.

После Мюнхенской конференции и принятия ею протокола, открывавшего возможности для удовлетворения территориальных претензий Венгрии, 8 октября 1938 г. в Ужгороде сформировано правительство во главе с А.Бродием, проводившим провенгерскую политику. Но это правительство продержалось недолго - 27 октября официальная Прага отправила его в отставку.

Венгрия выступила с инициативой провести арбитражное рассмотрение вопроса принадлежности Карпатской Руси при участии Германии и Италии. В то же время Венгрия осуществляет агентурную работу на Закарпатье. Активизация подрывной деятельности Венгрии создает дополнительную базу для внешнего вмешательства в чехословацкую проблему. 14 октября 1938 г. венгерская сторона высказывается в пользу возможности провести плебисцит в Словакии и Карпатской Руси, стремясь получить поддержку населения, но Гитлер отговорил венгерского министра от этого шага, мотивируя тем, что результат плебисцита может быть сомнительным.

Самостоятельные переговоры представителей Словакии и Карпатской Украины с Венгрией не дают желаемого компромисса обеим автономным в составе Чехо-Словакии (так называлось государство после Мюнхенской конференции) краям, и поэтому 17 октября 1938 г. А.Бродий просит немецкого посла в Праге поспособствовать его аудиенции у министра иностранных дел Германии и у самого А.Гитлера. 19 октября 1938 г. происходит встреча представителя Карпатской Украины с министром иностранных дел Германии Риббентропом, в ходе которой украинская сторона мотивирует необходимость сохранить административную целостность края экономическими аргументами, стремясь предостеречь немецкую сторону от поддержки венгерских претензий на ряд районов Карпатской Руси. Германия заявила, что границы Карпатской Украины окончательно еще не определены, и территории с преимущественно венгерским населением должны отойти Венгрии.

В то же время Польша ведет дипломатическую работу с Румынией, обещая ей часть Карпатской Руси, чтобы она поддержала создание польско-венгерской общей границы, включив в состав Венгрии Карпатскую Русь. Но Румыния польскую геополитическую конструкцию отвергает. Венгрия склонялась к тому, чтобы в ее состав вошли территории с большинством венгерского населения, а Польша отстаивала идею включения всей Карпатской Руси в состав Венгрии. Вместе с тем Берлин настаивал на этнографическом принципе установления границ, категорически отвергая польский вариант переустройства Чехо-Словакии. 26 ноября 1938 г. Германия заявила Румынии, что будет поддерживать украинское национальное движение, направляя его против СССР. В ответ румынская сторона проявила настороженность в вопросе создания украинского государства и отметила, что не признаёт Венгрию, СССР и Болгарию в тогдашних границах. Также Румыния декларировала желание иметь сообщение с Германией через Карпатскую Украину и через эту же территорию улучшить сообщение с Польшей.

Параллельно продолжается немецкая политика относительно Венгрии, и 20 октября
1938 г. Берлин через своего посла в Будапеште настаивает на двустороннем, то есть венгерско-чешском, согласовании вопроса передачи Чехо-Словакией территорий Карпатской Руси с большинством венгерского населения, учитывая экономические особенности региона. Но Венгрии обязательно должны были отойти города Ужгород и Мукачево. Венгерская сторона продолжала настаивать на проведении плебисцита в Карпатской Руси.

Италия, имея грандиозные амбиции, после Мюнхенской конференции развернула деятельность по созданию в Центральной Европе блока наподобие системы коллективной безопасности. Кроме того, Италия заняла категоричную позицию относительно права на самоопределение Словакии и незыблемости ее территориальных границ. Рим также поддерживал стремление Польши и Венгрии установить общую границу между ними за счет территории Карпатской Руси. В частности, 15 октября 1938 г. венгерская сторона обратилась к Италии с просьбой помочь в вопросе освобождения захваченных в Карпатской Руси венгерских боевиков, осуществлявших подрывную деятельность и арестованных силами самообороны Карпатской Руси.

По мнению министра иностранных дел Италии Г.Чиано, Берлин также считал логичным установление общей границы между Польшей и Венгрией за счет Карпатской Руси. Но категорически против такой схемы политического устройства Центральной Европы выступала Румыния. Г.Чиано в случае неустановления общей границы между Польшей и Венгрией за счет Карпатской Руси рассматривал как вполне возможный захват всей Чехо-Словакии Германией, имея в виду гипотетическую возможность общей границы между Германией и Румынией. Италия даже высказывала идею новой конференции четырех государств ради решения вопроса о претензиях Венгрии на Карпатскую Русь. На эту мысль ее наталкивала венгерская дипломатия, затем Б.Муссолини выдвинул предложение провести конференцию в Генуе. Таким образом, Италия стремилась перетянуть центр влияния в Центральной Европе на себя.

На этом фоне показательным является полнейшее самоустранение Франции и Великобритании от дальнейшего воплощения в жизнь решений, принятых в Мюнхене. 21 октября 1938 г. эти страны сообщили венгерской стороне о нежелании участвовать в решении территориального спора между Венгрией и Чехо-Словакией. В тот же день венгерское правительство предложило решить вопрос западной части Карпатской Руси при участии стран Оси (Германия-Италия), а восточной - при участии стран Оси и Польши.

Это предложение настороженно воспринял Гитлер. Вместе с тем категорически против расчленения Чехо-Словакии выступала Румыния, которую не устраивало увеличение протяженности ее границы с Венгрией, тем более по украинским этническим территориям, рядом с Северной Буковиной, пребывавшей к тому времени в составе Румынии. Немецкая сторона сразу не поддержала применение арбитражной процедуры. В телефонном разговоре 22 октября 1938 г. с Г.Чиано И.Риббентроп подчеркнул, что арбитражная процедура нежелательна, поскольку могла привести к тому, что страны Оси должны были бы взять на себя обязательства применить силу ради выполнения решения арбитража. Г.Чиано настаивал, что арбитраж предусматривает предварительное соглашение сторон, вопрос которых является предметом арбитража, безапелляционно принять решение арбитров. То есть итальянская сторона последовательно поддерживает Венгрию и выступает за усиление польско-венгерского блока. Б.Муссолини 24 октября дает указание Г.Чиано занять четкую позицию против автономии Карпатской Руси в составе Чехо-Словакии, поскольку французская печать ведет антинемецкую кампанию в вопросе общей польско-венгерской границы. Наконец,
28 октября 1938 г. Г.Чиано убеждает Риббентропа в необходимости провести арбитраж в венгерско-чехословацком вопросе, мотивируя тем, что это будет мероприятие уровня Мюнхена, в результате которого Германии и Италии удастся сохранить инициативу в Подунавье и на Балканах, а также окончательно вытеснить Францию и Британию из региона.

Но ключевой проблемой арбитражного решения венгерско-чехословацкого спора относительно Карпатской Украины было также участие в нем Польши. Очевидно, настороженность Германии обусловливалась именно предложенным участием Польши и поддержкой этого участия Италией. Кроме того, Польша сама активно лоббировала в Берлине поддержку ее позиции по созданию общей польско-венгерской границы за счет включения Карпатской Украины в состав Венгрии.
22 октября 1938 г. статс-секретарь министерства иностранных дел Германии Вайцзеккер в своем меморандуме заявил, что участие Польши в арбитраже является прямым признанием ее интересов в Карпатской Украине, что не отвечает политике Мюнхена (решение территориальных вопросов лишь четырьмя большими государствами). А за уступку в вопросе создания общей польско-венгерской границы Германия желает уступок от польской стороны в вопросе Данцига и Мемеля.

Немецкая дипломатия имела четкие сведения, что установление польско-венгерской границы было важнейшим вопросом внешней политики Варшавы. Таким образом, Германия могла использовать этот фактор в политических торгах с польской стороной. И Германия стремится всячески поддерживать украинскую государственность на части территории Карпатской Украины даже после итальянско-немецкого Венского арбитража 2 ноября 1938 г., по решению которого часть территорий Карпатской Руси с городами Ужгород и Мукачево отошла Венгрии. А 19 ноября 1938 г., уже после арбитража в венгерско-чехословацком территориальном споре, министр иностранных дел Германии в своем меморандуме к послу Польши Липскому, говоря о польско-немецкой дружбе на основе договора 1934 г., использовал возможность заявить, что свои достижения за счет Чехо-Словакии Польша имеет благодаря Германии, и, соответственно, Германия рассчитывает на понимание ее позиции в вопросе Данцига и налаживание прямого сообщения с Восточной Пруссией. По свидетельству руководителя департамента зарубежных связей сената Данцига, Польша также рассчитывала на уступки со стороны Германии в вопросе будущего Карпатской Украины в обмен на уступки в вопросе Данцигского коридора.

Политическую активность Польши в Центральной Европе, направленную на создание блока, Германия воспринимала очень болезненно. Гитлер рассматривал его - в любом формате - как направленный против Берлина, поэтому и старался связать вопрос Карпатской Украины с данцигским. 23 октября 1938 г. Венгрия продолжает настаивать на участии в арбитраже относительно Карпатской Украины Польши, а также на плебисците - в частности, в городах Ужгород и Мукачево.

Великобритания и Франция все-таки делают попытку принять участие в процессе и через британского посла в Берлине зондируют немецкую позицию, а затем осторожно рекомендуют немецкой стороне приобщить к арбитражному решению венгерско-чехословацкого спора Польшу. Однако 26 октября 1938 г. МИД Германии заявляет британскому послу о невозможности участия Польше в арбитраже, поскольку Мюнхенским протоколом относительно венгерско-чехословацких разногласий не предусмотрено участие Польши в их решении. Только решение четырех государств - участников Мюнхенской конференции - должно уладить все территориальные вопросы вокруг Чехо-Словакии.

В тот же день, 26 октября 1938 г., правительство Чехо-Словакии, желая всячески избежать участия в решении судьбы его страны враждебной к ней Польши, выдвинул Германии предложение: вопрос участия в арбитраже Польши должны решать два государства, подписавших Мюнхенский договор. То есть Германия и Италия. Также, в случае включения Польши в число арбитров, Прага оставляла за собой право предложить участие в арбитраже и Румынии - государства, с которым Чехо-Словакия имела союзнические отношения в рамках Малой Антанты.

27 октября 1938 г. венгерская сторона сообщает Германии, что сожалеет по поводу отказа чехословацкой стороны от предложения провести плебисцит в спорных районах и соглашается на арбитраж четырех крупных государств. 28 октября 1938 г. Венгрия и Чехо-Словакия сообщают о своем согласии на решение их территориального спора арбитражной комиссией в составе Германии и Италии. 31 октября Италия и Германия окончательно согласовали между собой, что в арбитраже не будут участвовать Великобритания и Франция, а также Польша и Румыния.

Таким образом, при полной свободе решения территориальных вопросов в регионе на двухсторонней основе Германия и Италия получили возможность выступать арбитрами в отношениях между малыми государствами региона. Прецедент был заложен 2 ноября 1938 г. Первым Венским арбитражем, которым, по решению Германии и Италии, была передана Венгрии часть Южной Словакии и Карпатской Руси.

Результатом Первого Венского арбитража стало очередное попрание прав Чехо-Словакии, подрыв основ ее суверенитета. Германия в который раз продемонстрировала свое доминирующее положение в Центральной Европе, выменяв его у стран-победительниц в Первой мировой войне - Франции и Великобритании - на призрачные гарантии мира и безопасности. Италия, добившись арбитражной процедуры решения спора Праги и Будапешта, получила один из последних геополитических триумфов перед окончательной потерей своего равноправного положения в рамках блока Оси. Польша и Венгрия полноценно включились в процесс перераспределения Европы, даже не чувствуя, что иллюзорное получение общей границы за счет Чехо-Словакии сделало их положение более уязвимым перед вызовами времени. И, наконец, в этой рубке права и морали были уничтожены последние надежды украинцев Карпатской Руси создать независимое государство. В ночь на 14 марта 1939 г. хортистская Венгрия начала оккупацию территории Карпатской Украины. 16 марта пала столица автономного края Хуст, а через два дня венгры при содействии поляков окончательно захватывают Закарпатье. Параллельно 15 марта 1939 г. Гитлер отдал приказ оккупировать Чехию и Моравию. Путь ко Второй мировой войне был открыт.