UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музей — место, где нация познает себя?

Недавно открыл двери для посетителей обновленный Кировоградский областной краеведческий музей.

Автор: Светлана Орел

Недавно открыл двери для посетителей обновленный Кировоградский областной краеведческий музей. Семь лет продолжалась реставрация красивого, возведенного в своеобразной архитектурной стилистике, бывшего частного дома купца Барского, что в самом центре города. Израсходовано около 6 млн грн, обновлены экспозиции всех залов. Ясное дело, воплощены новые и дизайнерская, и содержательная концепции. Ведь музей, в течение длительного времени ангажированный советской идеологией, в годы становления Украинского государства не успевал за развитием общественного сознания, демонстрируя консерватизм в худшем смысле этого слова. Так что после реставрации он должен был стать идущим в ногу со временем.

Посетителей, несомненно, привлечет обновленный зал археологии. Немало находок, принадлежащих к различным древним культурам, свидетельствуют о том, что люди на наших землях жилы испокон веков, привнося в формирование украинской нации свои особенности и оттенки. Особенно поражает трипольский жертвенник, найденный в селе Небелевке Новоархангельского района, где уже несколько лет подряд продолжаются археологические раскопки крупнейшего в Европе трипольского поселения-гиганта. Ученые считают, что существовало оно в середине IV в. до н.э. Впервые за время новейшей Украины в таких масштабных раскопках принимают участие ученые из нескольких европейских стран. Как утверждает кандидат исторических наук Сергей Шевченко, масштаб обнаруженного поселения (у него было и много сателлитов) соизмерим с территорией Киева времен Ярослава Мудрого.

Все эти факты следует хорошо осознать "патриотам", не перестающим утверждать, что, пока царица Елизавета не соизволила построить на наших землях военную крепость, здесь было исключительно дикое поле. Словно им в угоду весь следующий зал посвящен… Новороссии. Кандидат исторических наук из столицы Григорий Лупаренко в открытом письме к коллегам - сотрудникам музея - справедливо замечает: "Из "Киевской Руси" попадаем в "Новороссию"! Незаметно прошли столетия! Возникает вопрос: почему используется российское историческое название "Новороссия"? Информативно 26 лет существования Новороссийской губернии забивает более чем 300-летний период принадлежности большинства территории современной Кировоградской области к землям Войска Запорожского. Тем более что это название не касается северо-западных районов области. Будто и не работают археологи в районе Новоархангельска и не находят там поселения времен позднего Средневековья. И не жили здесь люди в Новое время, не было зимовщиков, паланок, а неожиданно пришла Екатерина IІ и назвала до того безымянный край "Новороссией".

Весь следующий зал посвящен царско-имперскому периоду истории края. Он представлен довольно полно и предметами быта, и документами. К сожалению, здесь никак не выделено появление украинофильских кружков в городе, зарождение "Просвіти", формирование профессиональных обществ. Все то, что в дальнейшем должно было бы формировать здесь украинское общество как естественный ареал развития края.

К сожалению, история, как известно, повернулась иначе. Именно этот период - особенно кровавый для Украины ХХ в. - исследовали и осмысливали уже наши современники, ведь в советское время преступления коммунистического тоталитаризма замалчивали и скрывали. Нельзя сказать, что музей полностью замалчивает их, как это было раньше. Но борьба в этом крае с большевизмом вообще не выделена как таковая. Несколько фотографий холодноярских атаманов посетителю, глубоко не знакомому с этой темой, мало о чем скажут. А тем временем значительная часть Холодноярской республики - уникального явления не только отечественной истории - это территория нашей области, большинство ее атаманов - уроженцы нашего края. Да и после ее уничтожения сопротивление большевизму, коллективизации на наших территориях осуществляли вплоть до начала 30-х гг. (о чем свидетельствуют архивные документы). А в экспозиции зала, посвященного этому периоду, - не то что акцента на этом, но даже каких-либо видимых следов темы!

Так же не выделен в отдельную экспозицию период репрессий. 20 тыс. репрессированных, значительную часть которых расстреляли фактически ни за что! И не названо ни одного известного имени, не говоря уже о до сих пор неизвестных или малоизвестных людях, о которых должны были бы узнать посетители, особенно молодежь!

Поколение наших дедов, не повиновавшихся власти, истреблено. Те, кто не сопротивлялся, морально сломаны. Наших родителей - навеки запугали. Мое поколение выросло с уверенностью, что все те ужасы наш народ воспринимал терпеливо и покорно, как телята, которых ведут на убой. Такое впечатление, что эту уверенность авторы экспозиций хотят передать и последующим поколениям... Но ведь это непростительная ложь, насаждаемая коммунистической тоталитарной системой! И если ученым музея не под силу осмыслить такие ключевые моменты, то это должно быть их личной проблемой, а не общины.

Парадоксально, но даже тема голодомора в нашем крае, относившемуся к самым пострадавшим, не выделена ни эмоционально, ни документально. Какие-то два мешка, коса, вышитая сорочка и полотенце с вышитым словом "мама" отнюдь не отражают трагизма этого периода.

Что уж говорить о зале Великой Отечественной войны. О ее осмыслении как Второй мировой, по моему, здесь вообще речь не идет. Правда, появился более современный тон в подаче событий в урочище Зеленая брама в августе 1941 года, поскольку слишком много сказано об этом в последнее время. Совсем нет материалов о националистическом сопротивлении оккупантам разных мастей в нашем крае. А ведь оно было! Почему-то в экспозиции есть книга Зиновия Кныша "Становление ОУН", не имеющая прямого отношения к нашему краю, а исследование бывших сотрудников музея Петра Кизименко (ныне покойного) и Геннадия Когана (эмигрировавшего в Израиль) "ОУН на Кировоградщине" даже не упомянуто!

Также ни одного упоминания об остарбайтерах, вывезенных в Германию. Известно, что украинцев среди них была львиная доля. Ясное дело - немало и из нашего края. Некоторые из них, возможно, до сих пор живы и могли бы поделиться воспоминаниями. Ведь это еще одна трагическая страница жизни нашего народа.

Концепция новой экспозиции, по словам директора музея Натальи Агапеевой, - коллективная работа, утвержденная научно-методическим советом музея. Она была уже утверждена, когда Наталья Юрьевна заняла директорскую должность. Три года назад, по ее словам, состоялись общественные слушания, которые тоже поддержали нынешнюю концепцию. "К тому же, - подчеркивает Наталья Агапеева, - ее авторы исходили из того, какие предметы имеются в распоряжении музея".

А семи лет, пока реставрировался музей, не хватило научным сотрудникам на осмысление украиноцентричных аспектов истории края, а также поиск и подготовку необходимых экспонатов? Ведь после длительного периода исторической бессознательности, музей просто обязан возвращать нацию к самой себе. Тем паче сегодня, когда каждый сантиметр, где царит такая бессознательность, становится зоной реального обстрела...