UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Муха в паутине", или Кто же вы, "Адъютант его превосходительства"?!

В отличие от героических поступков разведчика Кольцова - героя фильма, П.Макарову похвалиться было нечем. На его счету разве что спасение от расстрела начальника караула "его превосходительства" князя Мурата, "садиста и палача", а также освобождение из плена группы арестованных офицеров-дезертиров.

Автор: Александр Булавин

Приключенческий телесериал "Адъютант его превосходительства", созданный по мотивам книги И.Болгарина и Г.Северского, в свое время был телехитом.

Долгое время советская пропаганда утверждала, что прототипом главного героя фильма штабс-капитана Кольцова, личного адъютанта генерала Добровольческой армии В.Май-Маевского, является чекист Павел Макаров. Он родился в 1897 г. в Скопине Рязанской губернии в семье железнодорожного кондуктора, погибшего в 1903 г. при крушении поезда. Будущий адъютант работал с ранних лет и окончил всего четыре класса реального училища.

С началом Первой мировой войны поступил во 2-ю Тифлисскую школу прапорщиков, но только в феврале 1917 г. был направлен командиром роты на Румынский фронт; в первом же бою получил ранение.

После лечения, когда российская армия начала "трещать по всем швам", обосновался в Крыму, где жил его брат, сотрудничавший с большевиками. С помощью последнего был привлечен к формированию частей РККА. Однако вскоре под Мелитополем Павел Васильевич попал в плен к белогвардейцам, где назвался офицером царской армии, повысив себя в чине до штабс-капитана.

Несмотря на отсутствие надлежащего образования и аристократических манер, сумел войти в доверие к генералу Май-Маевскому, постоянно "сдавая" своему патрону информацию о разговорах и настроениях офицеров штаба. Бывший белый генерал Б.Штейфон вспоминал, что главной функцией Макарова при Май-Маевском была "добыча вина", а последний относился к нему, как к денщику.

В отличие от героических поступков разведчика Кольцова - героя фильма, П.Макарову похвалиться было нечем. На его счету разве что спасение от расстрела начальника караула "его превосходительства" князя Мурата, "садиста и палача", а также освобождение из плена группы арестованных офицеров-дезертиров.

Работой Макарова в белогвардейском тылу никто не руководил, связи с Центром у него не было. В своих воспоминаниях он писал, что "пытался сообщить в штаб Красной Армии о своем положении, но были ли переданы эти сведения, он так и не узнал".

Летом 1919 г. Макаров разыскал в Севастополе своего брата, руководившего большевистским подпольем в городе. Он устроил последнего ординарцем к Май-Маевскому, представив как бывшего унтер-офицера. Единственное, что им удалось, - скопировать секретные сводки штаба и на их основе изготовить и распространить по городу листовки.

В январе 1920 г. П.Макарова "взяла" контрразведка, однако он сумел бежать и примкнул к партизанскому движению в степях Таврии, возглавив один из отрядов. После освобождения Крыма от белогвардейцев его направили на службу в ЧК, где он боролся с бандитизмом. Потом работал в милиции, в управлении исправительно-трудовых учреждений Наркомата юстиции Крыма.

Пройдет каких-нибудь пять-шесть лет, и на прилавках магазинов появится книга воспоминаний Макарова "Адъютант генерала Май-Маевского".

В 1929 г. по результатам работы спецкомиссии, проверявшей участие в гражданской войне бывших красноармейцев и красных партизан, П.Макаров был лишен персональной пенсии. Не последнюю роль сыграло его пристрастие к спиртному.

Кровавый 1937 г. не обошел стороной и нашего героя. Он был арестован и провел в заключении два года. На вопрос следователя о работе у белогвардейцев Макаров чистосердечно признался: "Ничего полезного для революции я не сделал... барахтался, как муха в паутине" В ходе следствия также проводилась проверка изложенных в книге фактов, часть из которых, как было установлено, не соответствовала действительности. В 1939 г. его все же освободили и даже вернули персональную пенсию.

Во время оккупации Крымского полуострова немецкими и румынскими войсками Павел Васильевич командовал одним из партизанских отрядов. Вместе с ним воевали жена и сын, который позже окончил военное училище (погиб на фронте в 1943 г.). В отместку фашисты расстреляли мать Макарова и родителей жены.

В 1942 г. Макарова вместе с группой подпольщиков и партизан эвакуировали на "Большую землю". За боевые заслуги наградили орденами Красного Знамени, Красной Звезды и медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени.

Будучи по натуре человеком тщеславным и никогда не отличавшимся скромностью, П.Макаров захотел стать еще и... Героем Советского Союза. С его подачи группа бывших крымских партизан начала "бомбардировать" инстанции и ЦК КПСС просьбами о присвоении П.Макарову высокой награды. Проверка, организованная КГБ, вскрыла множество неблаговидных фактов. Его чуть было не отдали под суд за мошенничество, но пожалели...

Один из авторов "Адъютанта его превосходительства" Игорь Болгарин (кстати, уроженец Крыма) вскоре после публикации в 1968 г. сценария телевизионного фильма, в журнале "Вокруг света" поведал, что прототипом Кольцова на самом деле был не Макаров, а профессиональный чекист Федор Фомин. В Гражданскую он руководил контрразведкой ряда армий красных. Под его непосредственным началом ликвидировано несколько крупных контрреволюционных и шпионских организаций в Киеве, Одессе, Елисаветграде и Проскурове. В 1920-е возглавлял Особый отдел ЧК побережья Черного и Азовского морей и одновременно был председателем Крымской "чрезвычайки". Затем работал в ОГПУ в Украине и на Северном Кавказе. В 1933–1935 гг. - заместитель начальника УНКВД по Ленинградской области. После убийства Кирова "за халатность" был репрессирован. Реабилитирован в 1953 г.

Большинство фактов и событий при создании кинообраза штабс-капитана Кольцова взято именно из жизни Фомина. Да и сам характер героя списан с него. Из биографии П.Макарова авторы взяли лишь сюжетную линию фильма.

В судьбах Макарова и Фомина было много общего. Оба родились на Рязанщине, служили в органах на территории Крыма и были непосредственно причастны к операции чекистов по выводу на территорию СССР одного из лидеров белой эмиграции генерала Якова Слащева, а также тысяч солдат и офицеров армии П.Врангеля, которые оказались фактически на положении военнопленных в Турции.

Оба были репрессированы и оставили свои воспоминания. Но Федор Фомин написал
"Записки старого чекиста" только в 1964 году. И П.Макаров, и Ф.Фомин ушли из жизни в 1970 г. В этом же году советский зритель увидел фильм о Павле Кольцове, которого блестяще сыграл Юрий Соломин.