Имя Мартина Лютера мало кому известно в Украине. А в Германии, в списке самых выдающихся деятелей, он - на втором месте после Конрада Аденауэра. В мире догм мрака и тьмы реформатор вселенского масштаба идеями своего учения и личным примером убедил людей в их праве на свободу как самой большой ценности земного бытия, данной Богом.
В XIV–XV вв. появляются мануфактура, буржуа и наемный труд, что знаменовало зарождение капитализма и распад феодализма. Идейным оплотом последнего была католическая церковь, подававшая его христианскому миру как Божье творение, которое никто из живых, греховных от рождения, не может изменить. Клир имел неограниченную власть, и она достигалась господством догм, а именно: сам человек спастись не способен, только церковь через свои таинства может дать отсутствующую у человека благодать и обеспечить ему вечное спасение. А на страже стояла инквизиция, боровшаяся с врагами церкви - еретиками. А Папа Римский и клир обогащались и роскошествовали за счет неограниченных налогов и поборов.
Больше всего осквернился вымогательством Папа Лев Х. Чтобы увеличить свои богатства, он прибегал, как теперь сказали бы, к разным коррупционным схемам. Например, назначил нескольких кардиналов, которые за титул пополнили папскую казну значительными сумами. А 18 октября 1517 г., почти 500 лет назад, под предлогом покрытия затрат на строительство собора св. Петра в Риме, буллой узаконил практику продажи индульгенций - "отпущений грехов" и грамот, скрепленных папской печатью, которые гарантировали каждому исповедовавшемуся грешнику освобождение от мучений чистилища. Булла оказалась искрой, из которой разгорелся протест.
Его зажег профессор богословия Виттенбергского университета и по совместительству монах-августинец, гуманист Мартин Лютер (1483–1546). 31 октября 1517 г. на двери виттенбергской замковой церкви Лютер вывесил свои знаменитые 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями, других злоупотреблений духовенства, в которых затронул теологический аспект этой практики, бросил вызов эксклюзивному праву Папы прощать грехи, способствовал утверждению Священного Писания (Библии) как единственного авторитета для верующих. Основным мотивом тезисов было опровержение догмата божественности личности Папы и посредничества священников между Богом и человеком. Они должны только направлять паству, служить примером для настоящих христиан. "Человек спасает душу не через церковь, а через веру", - писал Лютер. А вера им осуществляется наедине с Богом, без посредников.
В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, не разовый акт таинства - оно длится всю жизнь и заканчивается с вхождением христианина в Царство Небесное, и настоящее прощение осуществляет не Папа Римский, а сам Бог. В 13 тезисах опровергается католический догмат о чистилище, которое якобы стирает значение смерти и, как видно из следующих тезисов, видится церковью накопителем душ мертвых, где они ждут своей дальнейшей участи до тех пор, пока не зазвучит "звон золота в ящике", который "способен приумножить лишь прибыль и корыстолюбие". А больше всего тезисов, с 21-го по 52-й, приходится на критику индульгенций, разоблачение их лживости: "грешник, купив индульгенцию, не получает гарантии об избавлении". Прощение осуществляется "не покупкой отпускной грамоты, а искренним раскаянием". И путь к спасению души лежит через веру, общение с Богом (принцип Sola tide), через благодать (Sola gratia) и знание Святого Письма (Sola scriptura). В последних тезисах утверждается приоритет Слова Божьего над индульгенциями и отрицается право Папы на отпущение грехов. Более того, он и не может этого сделать. Лютер не видит потребности в индульгенциях на строительство храма св. Петра. Также он закладывает в тезисах теологию креста, суть которой в том, что "на небо следует входить не деньгами, а скорбью", как это делал Иисус Христос.
Положение учения Лютера, отрицавшего основные догматы католицизма, изложено также в работах "К христианскому дворянству немецкой нации", "О свободе христианина", "О светской власти", "О рабской воле", "Про вавилонский плен церкви" и др. Лютер ставит вопрос о возрождении христианской веры через реформирование церкви, прибегает к ревизии церковных канонов и религиозных обрядов для их упрощения. Так, вместо семи таинств оставляет три: крещение, покаяние, преломление хлеба. В трактате "О свободе христианина" дает свое понимание свободы как этической категории. "Свобода - это внутренняя свобода, это духовная и истинная свобода, и она делает наши сердца свободными от всех грехов, законов и заповедей и превосходит любую другую свободу, как небо превосходит землю". Здесь ударные три последних слова - как обвинение Святого престола в узурпации свободы, дарованной Богом. Человек должен быть свободным в общении с ним.
Еретические тезисы Лютера в дискуссии с догматизмом католицизма оказались победным ходом гроссмейстера в шахматной игре, простым и гениальным, и сразу же привлекли внимание и были массово поддержаны. Поддержка верующих, симпатии и помощь светских князей северо-восточной Германии, которые были недовольны тем, что Папа пренебрегает их интересами и хочет к своей церковной власти получить еще и светскую (между прочим, это стремление веками напоминало о себе; вспомним Латеранские соглашения 1929 г. и подписанный тогда же конкордат, представлявший собой компромисс: Святой Престол в лице кардинала Пьетро Гаспарри отказывался от претензий на Рим, Бенито Муссолини гарантировал безопасность государству Ватикан), вдохнула в Лютера незаурядную смелость - на все обвинения он будет отвечать: "на том стою, иначе не могу".
Из обнародования тезисов начался путь Лютера на Голгофу. Вызов, брошенный клиру и Папе Римскому, был чрезвычайно опасен для него. Ему угрожала инквизиция, сожжение на костре. Но Лютера ничто не пугало. Идеи его учения легли в хорошо подготовленную историей почву и взбудоражили общество.
15 июня 1520 г. Папа Лев Х, увидевший в действиях реформатора покушение на свою непогрешимость как иерарха всех верующих, объявил буллу Exsurge Domine (Восстань, Господи!), в которой подверг Лютера осуждению и приказал сжечь его работы, считая, что таким образом будет ликвидирована опасность раскола западного христианства. Однако Лютер принял вызов католической церкви: сжег буллу и поэтому был отлучен от церкви.
На конгрессе в 1521 г. в Вормсе император Карл V и иерархи римской церкви потребовали от него отречься от своего учения. В ответ Лютер усомнился в праве Соборов выражать волю Божью и уже в который раз подтвердил свою позицию: "Я не могу и не хочу отказываться от чего-либо, ибо нехорошо и опасно совершать что-либо против совести. На этом стою и не могу иначе. Пусть поможет мне Бог. Аминь". Покаяться он отказался.
Его не назовешь еретиком в общепринятом понимании слова. Он не выступал против Бога. Наоборот, силой обстоятельств стал адвокатом его небесных и земных прав. И никто не может посягать на них. Как глубокий аналитик, идеологию католицизма разделял на две части: божественную и обычную, мирскую. Первую отстаивал всей силой своего интеллекта, отказывая Папе в праве принимать на себя Божий промысел распоряжаться людьми, которые только Богу должны повиноваться и служить верноподданно. Никто из людей не имеет преимущества над себе подобными. Все сословия равны. Клир ничем не отличается от мирян. Не он отпускает им грехи. Самому духовенству в земной жизни надо заслужить отпущение грехов Богом, ибо справедливость приходит с неба, а не от священников. Спасение достигается исключительно верой.
Вторая константа - обычная, мирская. Все равны перед Богом, и Папа Римский тоже. Он - не наместник Бога на земле. Как и все, он может ошибаться. В постулате отразилась раннебуржуазная версия принципа равноправия, которую, овладев обществом, буржуазия всегда приспосабливала в разных вариациях к своим потребностям. Никогда, однако, не отказываясь от нее, поскольку свобода души, находясь далеко вне сферы действия государственных законов, должна опираться на мирской порядок.
Реформация покончила с монополией католической церкви на западе и в центре Европы. Возникло новое направление в христианстве - протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь и т.п.). Однако самое ценное то, что была задана динамика тенденции к положительным изменениям в самом католицизме, которые, в отличие от православия, продолжаются и ныне, что в свое время метко подметил российский историк В.Ключевский: "В Европе бог без церкви, в России церковь без бога". Началось раскрепощение и обновление церкви: происходили изменения в литургии, монахи выходили из монастырей, священники вступали в брак, начиналось иконоборчество. Церковь как духовное учреждение общества приобретала светский характер. Реформация упростила, удешевила, демократизировала церковь, поставила внутреннюю веру человека выше внешних проявлений религиозности. Протестантизм стал третьей большой христианской конфессией в Европе (18% всех верующих) и был официально признан по результатам Вестфальского мира
1648 г., когда провозгласили принцип cujus regio, ejus religio (чья власть, того и религия), который еще на рассвете христианства был сформулирован римлянами и должен был бы представлять сегодня один из самых приоритетных принципов признания суверенности в межгосударственных отношениях.
Очевидна также исключительная роль Реформации в становлении современной цивилизации. Она изменила мировоззрение человека, открыла перед ним духовные горизонты, дала свободу самостоятельного мышления, освободила от авторитарной опеки папства и церкви, утвердила постулат, согласно которому только собственный ум и совесть могут подсказать, как следует жить. Человек становился свободным и равным со всеми индивидами, независимо от социального статуса. Носитель протестантских идей стал воплощением нового типа личности - с новой культурой и отношением к миру. Хотя, справедливости ради отметим, принцип равенства всех людей, провозглашенный пять веков назад, где-то осуществился, где-то осуществляется, а где-то до сих пор тлеет огоньком надежды.
Результаты Реформации намного масштабнее тех, что задуманы Лютером. Религиозная культура с позиции доминанты духовных ценностей перешла в разряд ее составляющих частей. Из-под освященного церковью феодализма была выбита идейная скрепа божественного происхождения, что расчистило путь буржуазному обществу и его идеологии. В учении Лютера буржуазия нашла мощный стимул развития. Если все люди равны перед Богом, то не социальное происхождение определяет жизненный успех человека.
Выступление Лютера положило начало Реформации, периоду жестоких религиозных войн, сменившемуся в конце ХVІІ в. эпохой Просвещения, когда разум величали Богом, и освобожденный интеллект подбирал рукотворные ключи к тайнам науки и техники. Влияние учения Лютера здесь безусловное.
Сегодня, и через полтысячи лет после выступления Лютера, актуально его видение назначения власти, ее места и задач: "управляет разумно тот князь, монарх" (президент, премьер-министр, правительство, парламент), который "принимает власть не как привилегию, а вершит ее как бремя, наложенное на него Богом". И рядом - почет к каждому, кто честно трудится: "любая работа - крестьянина, купца, рыцаря, государственного чиновника, ученого или художника - имеет право на уважение перед лицом Господа, но при одном непременном условии: если эта работа честная, добросовестная, и человек добросовестно исполняет свой долг перед Богом и людьми". Так же и богатство, нажитое честным, законным путем, не считается грехом, как в православии, и открывает путь к Царству Небесному. Этот тезис Лютера играл существенную роль в становлении капитализма.
Реформация церкви перманентно продолжается и по сей день, приспосабливаясь к поступательному движению мирового сообщества. Медленно и непросто. Учитывая письменное наследие, каноны, традиции, которые нужно смело менять так, чтобы они отвечали времени. И если католицизм давно стал на путь такой практики, то православие осталось на обочине процесса. Со времени последней никоновской реформы (1650–1660) прошли века. Но и поныне в православных молитвах сохранились такие архаические термины, как "рабы Божьи", "Бог - государь" и т.д., что является унижением не только людей, но и Бога. А в учении Лютера видим поиск консенсуса и общности дел земных и небесных. Он хотел вернуть веру из церковной в мирскую колею. И мир признателен ему за это.