В ХІХ веке в Украине изготовляли посуду, соответствовавшую лучшим европейским образцам того времени.
Изысканные изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики можно увидеть в Национальном музее истории Украины (НМИУ). Выставка "Традиция и стиль", приуроченная к 220-летию со дня основания фабрики, рассказывает об истории предприятия и развитии художественных традиций межигорских мастеров - от заимствований из восточных и западноевропейских росписей до собственного исконно украинского стиля. Хотя фабрика просуществовала менее ста лет, за ее изысканными изделиями с начала ХХ века и до наших дней неутомимо охотятся антиквары.
Продукция Киево-Межигорской фаянсовой фабрики, представленная на выставке, продолжая традиции китайского и английского фаянса, вместе с тем развивает традиции исконно украинской керамики. Посетители увидят жемчужины фондовой коллекции фаянса НМИУ, ранее не экспонировавшиеся. Николай Биляшивский, первый директор Киевского художественно-промышленного и научного музея - предшественника НМИУ, называл Межигорскую фабрику стартовым этапом в становлении традиций украинского фаянса. Именно он первым из украинских музейщиков начал активно формировать коллекцию и экспозицию музея из межигорских изделий. В печатном отчете музея за 1910 год Н.Биляшивский с особым энтузиазмом отметил закупку изделий межигорской фабрики: тогда удалось приобрести 114 предметов за 299 рублей! По словам основателя музея, межигорские изделия "больше не являются повторами чужеземных изданий, а имеют по форме, окраскам и назначению местный характер". Н.Биляшивский тонко почувствовал особую ценность межигорских изделий в пропагандировании украинской национальной идентичности. Сформированная им крупнейшая из музейных коллекция фарфоровых изделий акцентировалась именно на межигорских. Уже в 1925 году Биляшивский организовал первую и на то время единственную выставку межигорских фарфора и фаянса.
У межигорской продукции были свои художественные традиции, она не только копировала модные чужеземные образцы. По оценке специалистов, самой высокой культуры производства фабрика достигла в начале 1820-х. Именно тогда неповторимая посуда, статуэтки и вазы из белой и цветной массы, декорированные изысканным рельефом, стали известным в Европе брендом.
"Уникальность межигорских изделий в том, что мастера обратились к сугубо украинской орнаментике, стилизуя ее на манер европейской, - объясняет искусствовед, консультант выставки Милена Чорна. - То есть брали украинскую растительную орнаментику - а именно: листья хмеля, стилизованный меандр из виноградной лозы - и реализовывали в более приглушенной цветовой гамме, чем образцы народного творчества. Таким образом, популярные в народе мотивы трансформировались в изысканную керамику, сохраняя при этом аутентичную прелесть и апеллируя к среднестатистическому потребителю".
Использование цветной глазури было присуще и украинской традиционной народной керамике. Искусствовед напоминает о распространенных глазурированных мисках и кувшинах, преимущественно с зеленой глазурью. В Европе также популярной была прозрачная глазурь на подглазурной росписи. Эту практику переняли и межигорские мастера, но дополнили ее украинскими мотивами.
На изделиях мы видим цветочный орнамент, виноградную лозу. "С начала XVIII века в Европе был распространен декор mille fleures. Миниатюрные букетики цветов украшали фарфоровые и фаянсовые предметы быта по бокам и сверху. Подобное можно увидеть и на межигорском фаянсе, но мастера изображали местную флору", - подчеркивает Милена Чорна.
Выставка в НМИУ представляет последовательность стилей, техник и рецептур производства. На ординарной посуде с печатным или рельефным декором, лампадах в стиле народной керамики мы видим сюжеты из истории быта
ХІХ века, вкусы украинцев.
Столовый сервиз, декоративные предметы, тарелки с декором рассказывают не только о быте. Куратор выставки Юлия Осташевская обращает внимание на две большие супницы. На одной из них - дворянский герб. Так что, кроме прикладного предмета, мы видим исторический источник, свидетельствующий о вкусе зажиточной семьи. "В центре экспозиции - большой деревянный стол, который украинский меценат Богдан Ханенко передал в собственность музею. С правой стороны - изысканные декоративные предметы: вазы, скульптуры. За весь период существования фабрики мастера изготовили девять скульптур, три из них представлены на выставке", - рассказывает куратор.
К выставке присоединились Вышгородский государственный историко-культурный заповедник и Сумской областной художественный музей имени Никанора Онацкого. Национальный музей Т. Шевченко предоставил эскизы, сделанные Тарасом Шевченко в 1843 году, во время пребывания в Межигорье. А также тарелки с рельефными портретами Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Николая Костомарова...
Интересны также отзывы заказчиков и потребителей. Представлены газетные и журнальные публикации, рекламные объявления. В частности, в петербургском журнале "Сын Отечества" (№7 за
1816 год) в сообщении о Межигирской фабрике отмечалось, что она "не уступает известным производителям английского и французского фаянса". На Первой выставке мануфактурных изделий в 1829 году специалисты признали: "Лучшим фаянсом справедливо считается киевский". Цены на изделия были немалыми.
В 1809 году продукцию начали реализовывать через фабричный магазин. Она, как и фабричная контора для приема заказов, располагалась на Никольско-Набережной. Постепенно продажи вышли за пределы Киевской губернии, и даже за пределы Украины. В 1914-м межигорский фаянс появился на полках магазина Кузнецова в Петербурге. Позднее продажу наладили в Харькове, Бердичеве, Кишиневе, Минске, Витебске, Риге... В 1824 году в Одессе открылся фабричный магазин, куда приезжал даже граф Розумовский. Желая лично убедиться в качестве, он приказал обдать посуду кипятком. Глазурь не уступала импортированной, поэтому с 1825-го цены на продукцию фабрики возросли. Столовые сервизы стоили 200–
350 рублей; сервизы китайского стиля - более 400!
После установки в 1857 году паровых машин фабрика изготовляла свыше 120 видов продукции. Часть ее поставляли в Петербург, остальное реализовывали в Украине и экспортировали. Межигорский фаянс достойно конкурировал на рынке Европы.
Межигорская керамика вызвала восторг у разных слоев населения, даже среди простого люда. Больше всего ценителей было среди дворянства, мелкой шляхты, военной элиты. Известные коллекционеры изделий Киево-Межигорской фаянсовой фабрики - семьи Ханенко, Тарновских, Миклашевских. На выставке представлены предметы из коллекции Михаила Грушевского, который хотя и не считал себя профессиональным собирателем, но был ценителем изделий этой фабрики. Промышленник и меценат Оскар Гансен был не только коллекционером, но и исследователем своего масштабного собрания межигорского фаянса. Оно считалось самым полным и богатым. Вклад коллекционера дополняет описание маркировки изделий. Коллекцию Гансена на выставке в Национальном музее истории Украины предоставил Сумский областной художественный музей имени Н.Онацкого.
Кроме знакомства с изделиями фабрики, посетителям выставки предлагают интересные и познавательные интерактивные занятия. По специально изготовленным лекалам можно поупражняться в росписи по орнаментам ХІХ века, повторяющим мотивы межигорского фаянса.