UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коммод. Архитектор краха Римской империи

Луций Элий Аврелий Коммод ( лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus ) - последний римский император из династии Антонинов.

Автор: Сергей Махун

"Он был ничтожным и плохо воспитанным человеком, не занимался делами и предоставлял управление государством своим любимцам и вольноотпущенникам, которых, впрочем, придавал в жертву народной ярости, когда случайные бедствия - моровая язва или непомерная дороговизна - вызывали волнения в народе. Покушение на его жизнь в 182 г., от которого он едва спасся, побудило его быть недоверчивым и жестоким. Наконец, его страсть выступать в амфитеатре перед народной толпой в качестве фехтовальщика и отличного стрелка из лука (страсть, доходившая почти до сумасшествия) стала оскорблять достоинство всех благомыслящих людей… Большим несчастьем было то, что с устранением от власти такого недостойного и неспособного правителя, как Коммод, был нарушен тот спокойный переход власти из рук одного, почившего правителя, в руки другого, всеми уже признанного представителя власти", - писал выдающийся немецкий историк и педагог Оскар Егер в фундаментальной "Общей истории".

Коммод завершил - и, откровенно говоря, позорно - едва ли не самую интересную страницу древнеримской истории, а именно: правление династии Антонинов, которое называли "Золотой эпохой" могущественного государства. После гибели Коммода постепенно, но неуклонно начался период упадка и распада империи.

Луций Элий Аврелий Коммод (лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus) - последний римский император из династии Антонинов. Он родился 31 августа 161 г. от Рождества Христова в Ланувии, близ Рима. Официально Коммод был потомком императора Марка Аврелия и Фаустины-младшей. "Сын Марка Аврелия был единственным из династии Антонинов, кому власть досталась не через усыновление, а благодаря кровному родству. Но родство это, судя по его телячьим мозгам и внешнему виду (бычья шея, горящие злобой маленькие глаза), считается весьма сомнительной. Это был настоящий сын Фаустины, скорее, от одного из ее любовников, солдата или гладиатора", - писал российский историк Александр Немировский.

Бюст Коммода в образе Геркулеса. Музей Капитолий в Риме.

Отец, настоящий философ на троне, человек уникальных способностей и добродетелей, пытался привить Коммоду свои жизненные принципы и правила поведения других великих правителей. У мальчика были самые лучшие учителя греческой и латинской грамоты, ораторского искусства, математики... Но все напрасно. "С самого раннего детства Коммод отличался позорным поведением, был бесчестным, жестоким, развратным, и уста его были испоганены и осрамлены. Он занимался тем, что не подобало императору, - например, лепил чаши, танцевал, пел, свистел, наконец, проявлял способности замечательного шута и гладиатора. Признаки жестокости проявились уже на двенадцатом году жизни в Центумцеллах. Как-то, когда его мыли в слишком теплой воде, он велел бросить банника в печь. Тогда мужчина, которому приказано было это сделать, сжег в печи баранью шкуру, чтобы вонючим запахом доказать: приказ выполнен", - писал один из авторов "Жизнеописаний Августов" Элий Лампридий.

Еще в 166 г. Коммод и его младший брат Марк Анний Вер были названы Цезарями. Вер в 169 г. после удаления опухоли умер, и Коммод остался единственным потомком Марка Аврелия.

Вместе с отцом Коммод в 175 г. получил титулы Император, Германик и Сарматский, а также полномочия трибуна, а в 177-м - звание Августа. Надпись на бронзовом медальоне провозглашала отца и сына основателями династии (Propagatoribus Imperii). Летом 178 г. Марк Аврелий заключил брак между Коммодом и Брутией Криспиной. Это была часть дальновидного плана, направленного на то, чтобы породнить величайших римских военачальников с семьей императора.

Вступив на престол 17 марта 180 г., сразу после смерти Марка Аврелия, Коммод решил отказаться от завершения военных кампаний по захвату новых территорий, которые успешно начал Марк Аврелий. "Он рассудил, что нужды этих операций превосходят возможности Империи, и, вероятно, был прав. К тому же он подписал соглашение с маркоманами, включил к него ряд условий относительно их мирного поведения, и это более чем удовлетворяло требования консерваторов", - писал британский историк и нумизмат Майкл Грант. Популистские меры самых первых лет правления принесли Коммоду почет и любовь народа, но вскоре всем стало ясно, что его правление положит конец эпохе "пяти хороших императоров" - от Нервы до Марка Аврелия...

Семейная жизнь новоиспеченного императора поначалу не вызвала нареканий у римлян. Брутия Криспина получила звание Августы. Но ее положение пошатнулось после неудачного покушения на жизнь Коммода, организованного в 182 г. бывшим консулом Марком Аннианом. Среди мятежников главную роль играл Тиберий Клавдий Помпеян, бывший вторым мужем родной сестры императора - Аннии Луциллы. Некоторые историки считают, что о мятеже знала и жена Коммода. Впрочем, императору удалось уцелеть. В результате он казнил Марка Анниана и забрал в свой двор его любовницу Марцию. Она фактически стала женой императора, подвинув Брутию Криспину. Через несколько месяцев Августу выслали на остров Капри, а в 188 г. убили, обвинив в супружеской измене.

После покушения Коммод панически боялся заговоров и на малейшее подозрение отвечал кровавыми смертными казнями. Он убил, иногда и своими руками, несколько десятков сенаторов и известных граждан, и среди них ведущего военного юриста, сопрефекта преторианской гвардии Таррутения Патерна, обвиненного в причастности к мятежу.

С середины 180-х годов император имел уже практически неограниченную власть. Сопрефект гвардии по имени Тигидий Перенн стал единственным начальником преторианцев и самым влиятельным человеком в государстве. Испорченный общим поклонением еще с молодых лет, Коммод совершенно оставил государственные дела и погрузился в сексуальные оргии и гладиаторские бои; он также тратил огромные суммы на праздники и спектакли, что очень нравилось плебсу. Всех, кто хотя бы шепотом или взглядом выказывал свое неодобрение его поступкам и поведению, Коммод приказывал бросать на растерзание диким зверям.

Золотой ауреус Коммода. Рим, 184 г. от Р.Х.

…Никогда ранее префект преторианской гвардии не получал такой огромной власти. А вот Тигидию удалось удерживать ее в своих крепких руках на протяжении трех лет. Но расточительство, эксцентричное поведение императора, коррупция среди чиновников в конце концов привели к политическому и экономическому кризису в государстве. Усилилась нестабильность не только в провинциях, где власть была фактически в руках банд грабителей и мародеров, но и в метрополии - Италии. Так, в конце 189 г. в Риме вспыхивает голодный бунт. Зарубежные легионы уже готовили поход, чтобы навести порядок в "столице порока". В гареме Коммода одновременно находились сотни женщин и мужчин. По свидетельствам современников, он испытывал все новые и новые виды неудержимого разврата. Несмотря на то, что выступать свободным гражданам на арене гладиаторов считалось бесчестьем, Коммод, который провел 735 боев, не стыдился выставлять на обозрение плебсу свои таланты.

"У него были любовники, именами которых были названия постыдных частей мужского и женского тела; им он особенно охотно раздавал свои поцелуи. Он держал возле себя одного мужчину, у которого был необыкновенных размеров член; Коммод называл его своим ослом и очень дорожил им. Коммод сделал его богатым и поставил во главе жрецов сельского Геркулеса", - писал Элий Лампридий. Современному человеку трудно даже представить уровень распущенности, воцарившейся среди всех слоев населения великой империи.

Коррупция, всевластие чиновничества и, в еще большей степени, любовников и любовниц императора, постепенно подтачивали его власть. Но пока что громы и молнии летели в сторону его креатур. "Представители британских армий донесли Коммоду о посягательстве префекта на трон, и гвардейцам было приказано зарубить своего начальника и убить его жену, сестру и сыновей. В честь такого "лишения" Коммод принял титул Феликс. Вольноотпущенный Марк Аврелий Клеандр (спальник императора, бывший раб. - С.М.), которому приписывали "честь удара", за два года коренным образом изменил ситуацию в Претории и стал самым влиятельным советником императора. Два сопрефекта гвардии находились в подчиненном положении, а ему император подарил беспрецедентный титул Кинжал (a pugione) - это все равно что получить должность министра безопасности", - писал Майкл Грант. Это событие произошло в 190 г. Плебс аплодировал, но мятеж был не за горами…

Новым префектом преторианской гвардии император вскоре назначил Квинта Эмилия Лета. Этот первый уроженец Северной Африки на важной должности, а также любовница императора Марция и распорядитель во дворце Эклект с 191 г. начали тщательно готовить новый мятеж. Они заручились поддержкой в администрациях важнейших провинций на случай, если армия выступит против свержения династии Антонинов (которая была очень популярна среди военных, особенно легионеров). Септимий Север и Клодий Альбин занимали должности наместников в Верхней Германии и Британии соответственно; Песценний Нигер получил должность наместника в Сирии. Префект преторианцев Гельвий Пертинакс выдвинул, как оказалось чуть позднее, недальновидное условие - отдать ему трон императора.

Мятежники были вынуждены ускорить события, поскольку появился неожиданный повод. Утром 1 января 193 г. Коммод собирался помпезно отпраздновать свое вступление в должность консула. Он хотел появиться на церемонию на арене в одежде гладиатора. В последнюю ночь 192 г. Марция напоила Коммода отравленным вином. Но яд не подействовал, и тогда атлет Нарцисс, который был постоянным партнером императора во время тренировочных поединков по борьбе, задушил его. Квинт Эмилий Лет хоть и был среди главных организаторов покушения, но спас тело императора от поругания толпы и тайно похоронил.

Так же, как Александр Македонский, персидские и парфянские цари, Коммод представлял себя настоящим царем-охотником. На монетах его изображали победителем над поверженным львом. Они были посвящены "Храбрости Императора" (Virtuti Augusti), ибо бесстрашие императора на охоте символизировало военные победы, а побежденный зверь - злые силы или врагов империи… Коммод отождествлял себя с Гераклом. Кроме того, как пишет историк Геродиан, "он издал указ, чтобы его именовали не Коммодом, сыном Марка, а Геркулесом, сыном Юпитера. Вместо обычного одеяния римских императоров он одевался в львиную шкуру, и подобно Геркулесу, носил палку... и добавил имя Геркулеса к своим званиям и титулам, требуя прославлять его как самого мужественного из людей". Эти сведения подтверждают надписи на монетах, на которых изображены популярный герой и император (Hercules Romanus Augustus, Hercules Commodianus), а Геракл провозглашен основателем "Колонии Коммодианы", как теперь должен был называться Рим", - писал Майкл Грант. Но воплотить эту безумную идею в жизнь Коммоду просто не хватило времени…

Хоакин Феникс в роли императора Коммода (слева) и Рассел Кроу в роли «генерала»-гладиатора Максимуса

Несколько слов о роли современного кинематографа в толковании истории. В 2000 г. на экраны мира вышел весьма интересный и динамичный фильм "Гладиатор", который рассказывает историю, тесно связанную со временем правления императора Коммода. Не будем задерживаться на многих ошибках и искажениях в освещении этой эпохи, бросающихся в глаза всем, кто разбирается в истории Древнего Рима. Заметим только, что главный герой Максимус, в исполнении блестящего актера Рассела Кроу, не мог быть генералом (это звание впервые использовали во Франции в XVI в.), а гладиаторы (ретиарии) не носили шлемов… Главные ляпы сценаристов: отец Коммода, самый знаменитый мудрец на троне Марк Аврелий (см. подробнее "Марк Аврелий Антонин. Мудрец на троне", ZN.UA, №20, 27.05.2017) не погиб от рук сына, а умер в Виндобоне (современной Вене) от чумы во время Второй Маркоманской войны с германцами. А император Коммод погиб на арене не от руки "генерала" и гладиатора Максимуса, а был задушен Нарциссом…

"Тотчас после гибели Коммода заговорщики провозгласили было императором способного и почтенного человека - Гельвия Пертинакса, римского префекта полиции. Но он не сумел поладить с преторианцами и несколько месяцев спустя пал жертвой их ненависти", - читаем у Оскара Егера. Но это уже другая, не менее интересная история…