UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гонка вооружений: дорога в ад

Побежденная в холодной войне и оскорбленная сторона прибегает к реваншизму, восстановлению утраченных позиций агрессивными войнами.

Автор: Владимир Газин

С 1939-го мир находится в состоянии перманентной напряженности, точнее войны: горячей (1939–1945), холодной (1945–1991) и, наконец, после небольшой паузы осмысления краха коммунизма и поисков проектов нового мирового сообщества в демократической модели (1991 - первые годы ХХІ в.), - гибридной, которую развязала Россия в 2008-м на Кавказе и 2014-м в Украине (аннексия Крыма, вторжение в Донбасс).

Вторая мировая война, как и Первая, не решила проблему войны и мира, над которой в свое время размышлял российский писатель Лев Толстой. Вариант, о котором мечтал Уинстон Черчилль, - избавиться от обоих тоталитарных режимов - тоже не сработал, и десятки лет демократия силой обстоятельств сосуществовала с коммунизмом. Биполярная Ялтинская система мирового порядка, сложившаяся после 1945 г., была шаткой реальностью невыполнимых намерений, как со стороны территориально продвинутого коммунизма на Востоке, так и консолидированной им демократии на Западе.

При таких условиях демократический Запад и тоталитарный Восток начали готовиться к устранению взрывоопасного деления мира на две противоположные части. Каждая по-своему. Запад на базе новых технологий и высоких жизненных стандартов населения взял курс на технический и социальный прогресс, Восток сделал ставку на развитие военной силы и прививание собственным гражданам враждебности к Западу как "поджигателю войны", агрессору и главному препятствию на пути коммунизма - как идеи, замененной нынче в России контентом опасности "Русскому миру".

Послевоенный биполярный мир заложил предпосылки системной конфронтации (капитализм - социализм, демократия - тоталитаризм, рынок - командно-административная система), в которой доминировали две противоположные по направлению общественного развития тенденции: первая олицетворяла сближение стран мира на принципах демократии и свободы, вторая - новый, еще более разрушительный конфликт. Состояние мира, определявшееся жестким и затратным противостояниям СССР и США, представитель Америки в комиссии ООН по атомной энергии Бернард Барух назвал холодной войной.

Ее началом часто называют 5 марта 1946 г., - дату выступления У.Черчилля в городе Фултоне (США), где прозвучали слова о разделившем мир "железном занавесе". Эту речь Москва восприняла как вызов социализму. Однако холодная война началась еще в конце горячей - Второй мировой. В руководстве США и СССР немногие верили, что война 1939–1945 гг. -последняя в мире. В конце и после нее специальные советские и американские команды развернули в Германии чуть ли не ловлю немецких ученых и специалистов, занимавшихся конструированием и производством ракетного оружия, в частности Фау-1 и Фау-2. Одни оказались в Капустином Яру на Волге, другие, среди них и главный конструктор Вернер фон Браун, в США. Первую боевую ракету С.Королев скопировал с Фау-2.

Холодная война и нарастание межсистемного противостояния материализовались прежде всего в гонке вооружений и военных блоках, что было следствием невыполнения СССР своих обязательств по статьям Атлантической хартии, Ялтинских соглашений и относительно вывода советских войск из Ирана, Центральной и Юго-Восточной Европы. Никто на Западе не сомневался, что Москва, взяв от победы над нацистами больше, чем кто-либо другой из коалиции Объединенных Наций, лишь почувствовала аппетит к приращению пространства "Русского мира" чужими территориями вплоть до реализации мировой коммунистической революции. Когда на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 г. словоохотливый Черчилль сделал Сталину комплимент о стоящей на Эльбе Красной армии, тот ответил, что в 1815 г. российская армия была в Париже. Последнее, очевидно, дало Черчиллю повод для серьезных размышлений.

Созданием 4 апреля 1949 г. НАТО началась консолидация Запада перед опасностью агрессии со стороны коммунизма, переход холодной войны в новую фазу. Для СССР, а теперь РФ, НАТО стало образом врага и в такой ипостаси остается по сей день. Кстати, старт процесса дала Москва, навязав в 1946–1948 гг. Польше, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Албании, Венгрии договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, которые крайне ограничили их внутренне- и внешнеполитическую деятельность, крепко привязали к СССР, превратив в страны ограниченного суверенитета, что и стало прологом Варшавского договора (1955), завязанного на жесткую вертикаль с Москвой на верхушке военной пирамиды. В разворачивавшейся гонке вооружений на первый план вышло соревнование в области ракетно-ядерного оружия. Его владельцами уже в 1945-м стали США. Тогда же в Потсдаме Гарри Трумэн впервые проинформировал о бомбе Сталина. Тот сказал, что рад это слышать и надеется на "надлежащее применение этого против японцев". С тех пор идеей фикс Сталина стало овладение ядерным оружием. Уже 20 августа 1945 г. был создан специальный комитет по атомной энергии под руководством Л.Берии. Начался ряд операций НКВД по похищению секретов лаборатории в Лос-Аламосе (США), где была создана первая атомная бомба. Советская появилась в 1949-м. В ее создании И.Курчатов играл такую же роль, как С.Королев в появлении советских баллистических ракет. В последнее время это перестало быть тайной.

Развернулась гонка ядерных вооружений. Ее целью было достижение преимущества, количественного и качественного, в области вооружений, в центре которых был ракетно-ядерный монстр, способный опровергнуть даже законы Вселенной в смысле утверждения абсурда способности жить половине после полного уничтожения целого. В междоусобице мирового масштаба разрастался и неистовствовал международный терроризм.

С тех пор ракетно-ядерный арсенал США и СССР держал мир в напряжении. Для США он стал демонстрацией силы, величия и ответственности за ценности демократического мира. А для СССР - с одной стороны, овеществлял военное могущество и выдавался за эпохальные достижения социализма, с другой - повис дамокловым мечом над свободным миром, стал оправданием хронических при коммунизме бедности и дефицита. Вскоре к "Ядерному клубу" присоединились Великобритания (1952), Франция (1962), КНР (1964).

Наличие ядерного оружия негативно сказалось на моральных и правовых приоритетах государств мира. Сила и могущество каждого из них начало измеряться не демократическими достижениями общества, уровнем жизни, успешным развитием отраслей экономики, новыми технологиями, а и отсутствием или наличием ядерных боеголовок, их количеством. Со временем гонка вооружений начала подчинять себе и мирные отрасли. В 60–70 гг. ХХ в. лесокомбинаты Украины были переведены на производство "клина", который шел на тару для боеприпасов: мин, снарядов, ракет, гранат и т.п. Из-за масштабов растранжиривания ценного сырья леса не хватало, и его везли из Сибири. Чтобы скрыть масштаб милитаризации экономики, военную продукцию очень часто производили под фиктивными вывесками. Так, завод с вывеской "СКБ мед" производил прицелы для боевой авиационной техники.

Иметь ядерное оружие стало престижно. Произошел новый раскол мира: на тех, у кого оно было, и тех, кто хотел его получить. Политическое руководство многих стран и до сих пор вынашивает планы его получения, игнорируя принятые в 1960–1990-х превентивные договора: сужение сфер испытания, нераспространение ядерного оружия, постепенное сокращение ракетно-ядерных запасов. Оружие массового уничтожения (ОМУ) вскоре уже получили Индия, Пакистан, Израиль. А КНДР даже грозит ядерным кулаком Вашингтону. Хочет его получить и Тегеран. В военной доктрине РФ 2010 г. узаконено ее право на применение ядерного оружия первой в случае угрозы национальной безопасности. Возникает опасный прецедент: другие ядерные государства тоже могут принять аналогичные законы. Вполне возможно, что у кого-то все же сработает желание нажать ядерную кнопку. В мире развернулась не просто существующая с незапамятных времен гонка вооружений в стиле vis pacem, para bellum. Это гонка, которая опасно сузила шаткий мостик между войной и миром, когда в случае возникновения цепной реакции планета Земля может исчезнуть как таковая.

Проблема усугубляется и тем, что владельцев ОМУ становится больше, поскольку нет весомых предостережений и ответственности за ядерные игры вождей. Предыдущие соглашения о его нераспространении бездействуют. Проблема и в том, что системная конфронтация неоднократно ставила мир на край смертельной опасности. Так, во времена Карибского кризиса 1962 г. СССР переправил на Кубу 40 ракет Р-12 с ядерными зарядами мощностью 1 млн тонн в тротиловом эквиваленте каждая. Хрущев тогда заявлял, что ракеты в СССР продуцируются на конвейере, как сосиски. До Чернобыльской трагедии оставалось 24 года. Только благодаря взвешенности администрации США во главе с Дж.Кеннеди мир избежал катастрофы. Похожая ситуация повторилась в ночь на 26 сентября 1983 г., когда оперативный дежурный подполковник Станислав Петров, заподозрив сбой компьютерной системы "Ока", которая восприняла отражение солнечных лучей от высотных туч как старт американских межконтинентальных ракет, не предупредил высшее руководство СССР. Он не выполнил команду нажать кнопку для запуска баллистической ракеты с ядерными боеголовками на территорию США и фактически спас мир от войны.

Но очень часто в действительность грубо вмешивается закон обратного действия. Чем больше оружия, тем больше желание применить его. Так, вторжение в 1979 г. советских войск в Афганистан произошло не только потому, что политбюро ЦК КПСС было встревожено отсутствием перехода новых стран к социализму, что естественно опровергало возведенную в абсолют идеологическую догму, но и потому, что очень уж хотелось испытать на практике военный комплекс, разросшийся вследствие гонки вооружений. На 1990 г. армия СССР составляла 4,5 млн чел., на ее вооружении было 68 тыс. танков, 14 тыс. боевых самолетов, свыше 1800 военных кораблей.

Все попытки сверхдержав сократить конвенционные и ракетно-ядерные вооружения были половинчатыми и свидетельствовали об их стремлении соблюдать равновесие сил за шаг до ядерной войны. А предохранителя от нее нет и до сих пор. Если раньше взбешенный диктатор, готовый перед смертью потянуть за собой в ад весь мир, тешился лишь мечтой о таком фейерверке, то со второй половины ХХ в. для подобных извергов задумка вполне реальная. А потому существует острая необходимость узаконить в рамках международного права серьезное тестирование на предмет психического здоровья претендентов на престол никем и ничем не ограниченного лидера. Даже если у него множество демократических "аксессуаров".

Для СССР гонка вооружений, соревнование со США стали тяжелейшим бременем. Ведь США, даже в самые пиковые времена, тратили на военные потребности не больше 4% ВВП. Их граждане не ощущали каких-либо трудностей в социальной сфере. А Советский Союз, ежегодный ВВП которого был на порядок меньше, поддерживая паритет в вооружениях, тратил все 40%. Втянувшись в гонку вооружений, США буквально разоряли, уничтожали советскую экономику, ускоряли крах СССР и его детища - коммунизма. Запад выиграл не только холодную войну, но намного больше. Без войны ускорил крах коммунистической империи, господствовавшей над большей частью Европы и Азии.

Все это время хрупкий мир держался на ядерной бомбе. Ее боялись все. И в некоторой степени стремились найти систему противовесов своим же планам. Был прав американский физик Фримен Джон Дайсон, когда говорил, что "гонка вооружений остается, как и когда-то, сбором парадоксов, эдаким "ящиком Пандоры" с надеждой внутри. С одной стороны, это ужасная и бездумная затрата национальных ресурсов. С другой - она накладывает ограничения на степень разрушений и приводит к тому, что грубой силе противостоят ум и дальновидность. Она привела к созданию супербомбы, и она же вывела ее из игры. Она привела к удешевлению ядерного оружия и к подорожанию средств его доставки". Следствия, рожденные гонкой, далеко не однозначны. В мире и по сей день тлеет зло войны, которое может вспыхнуть ядерным пламенем в любую минуту, и продолжаются поиски все более разрушительных средств уничтожения и вместе с тем приоткрываются новые горизонты науки и практики в мирных отраслях. Боевые реактивные самолеты дали старт скоростным лайнерам, ядерные реакторы - дешевой энергии АЭС.

Нынешний мир не оценил надлежащим образом изменения после 1989–1991 гг. Побежденная в холодной войне и оскорбленная сторона прибегает к реваншизму, восстановлению утраченных позиций агрессивными войнами. Сторона-победитель, как обычно, не прониклась до конца новой опасностью. Новая гонка вооружений может стать еще более затратной и масштабной. Технический прогресс привел к появлению нового мощного оружия (лазерного, электромагнитного, радиологического, инфразвукового, геофизического и т.п.), которое и без ядерного способно нанести огромный урон человеческому и производственному потенциалу планеты. Чуть ли не каждый день СМИ приносят тревожные вести о современных возможностях уничтожения рода человеческого. И выбор у человечества один - энергия разрушительных катаклизмов должна войти в русло разума и мира и служить людям ради всеобщего добра. И тогда дорога в ад навеки зарастет травой.