Практически в то же самое время, когда знаменитый чешский художник Альфонс Муха рисовал банкноты Чехословацкой республики, в Киеве над эскизами денежных знаков Украинской народной республики и Украинской державы работал наш соотечественник Георгий Нарбут (1886-1920).
Родился Георгий на маленьком хуторе Нарбутовка, принадлежавшем его отцу Ивану Нарбуту - обедневшему шляхтичу, потомку знатного товарища казацкой сотни Мусия Нарбута. Еще ребенком он поражал окружающих желанием воспроизводить, буквально на чем угодно, все, что видел - коней, жуков, мотыльков, листочки. В Глуховской гимназии юноша увидел "Остромирово Евангелие", которое принес на урок старославянского языка учитель. И… перерисовал весь текст святого письма.
Но в провинциальном Глухове, бывшей резиденции гетманов Украины, Георгий буквально задыхался, реализовать свой талант здесь было невозможно. Его тянуло в Санкт-Петербург, где выпускался любимый журнал "Мир искусства".
Наконец он приезжает в столицу империи и там знакомится с творчеством идеолога этого движения Александра Бенуа, а также Льва Бакста, Николая Рериха, Евгения Лансере, Ивана Билибина… Последний писал: "На что я тратил несколько дней, он делал за несколько часов!". "Второе поколение "мирискусственников" вроде Чехонина, Митрохина, Нарбута и других в достаточной мере научили русскую публику ценить красоту книги", - писал выдающийся художник, историк искусства, критик Александр Бенуа в книге "Мои воспоминания".
В 1909 г. Георгий Нарбут, уже известный и востребованный иллюстратор, выезжает в Мюнхен, где воочию в Пинакотеке и других музеях столицы Баварии знакомится с творчеством любимого Альбрехта Дюрера. По возвращению в империю художник начинает кропотливую работу над иллюстрациями к сказкам - русским народным, Андерсена, братьев Гримм, басням Крылова… Вскоре он увлекается геральдикой, и, наконец, происходит "возвращение к истокам", к милой сердцу родине. Георгий становится признанным мастером шрифта, каллиграфии, изучает украинскую книжную графику эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. Он рисует гербы представителей украинской шляхты, эскиз обложки и фронтисписа "Малоросійского гербовника" Владислава Лукомского и Вадима Модзолевского.
Летом Георгий Нарбут обязательно приезжал в Украину, где изучал украинскую культуру, рисовал национальные костюмы. Еще в 1912 г.оду он так подписал свой герб: "Мазепинець полку Чернігівського, Глухівської сотні, старшинский син, гербов і емблемат живописець". Отметим - именно "мазепинець", в Российской империи так называли сторонников украинского национального движения, которых не жаловали власти (вспомним хотя бы столкновения с полицией во время празднования 100-летия Тараса Шевченко).
Весной 1917 г., после Февральской революции, Г.Нарбут переезжает из Петрограда в Киев, где становится профессором графики Украинской академии искусств, а в декабре - и ее ректором. Он сотрудничает с журналами "Наше минуле", "Мистецтво", "Солнце труда", "Зорі"; начинает работу над циклом иллюстраций к так и нереализованному в полной мере проекту "Українська азбука" или "Українська абетка" (в 1919 г. он вновь возвращается к этой идее, но скоропостижная смерть перечеркнула планы Мастера). К сожалению, остался нереализованным и проект по иллюстрированию "Энеиды" Ивана Котляревского. Из запланированных 12 цветных гравюр Георгий Иванович успел выполнить только одну, но это настоящий шедевр книжной графики, удивительный симбиоз древнеримской и украинской культур!
В конце 1917 г. Георгий Нарбут и еще ряд художников (Иван Мозолевский, Александр Красовский) получают заказ Украинской Центральной Рады на создание эскизов денежных знаков Украинской народной республики. Нарбут стал автором эскиза купюры достоинством в 100 карбованцев, где впервые был изображен трезубец в качестве государственного герба Украины. Интересно, что надписи дублировались на русском, польском языках и на идише.
Впрочем, после заключения Брестского мира и возвращения правительства УНР из Сарн в Киев, уже 1 марта 1918 г. правительство УНР решило ввести новую денежную единицу - гривню. Георгий Нарбут выполнил эскизы к банкнотам номиналом в 10, 100 и 500 гривен (в народе последние называли "горпинки", так как на них изображалась девичья головка в веночке). Также были подготовлены к выпуску банкноты номиналом в 2, 1000 и 2000 гривен.
После государственного переворота 29 апреля 1918 г. и прихода к власти гетмана Павла Скоропадского было принято решение отпечатать в Берлине купюры в 2, 10, 100 и 500 гривен. Авторов эскизов к купюрам в 100 и 500 гривен стал опять Г.Нарбут… Но недолго музыка играла. Возвращение к власти украинских социалистов было не за горами. После свержения гетмана и возвращения в Киев правительства УНР (Директория) Георгий Нарбут вновь "пригодился", став автором эскиза к купюре в 100 карбованцев, где впервые в Украине использовался водяной знак (портрет Богдана Хмельницкого). Ее называли еще "богдановкой".
Георгий Нарбут умер 23 мая 1920 г. в Киеве, на 35-м году жизни. Тиф, жестокий бич гражданских и всяких иных войн, оборвал жизнь человека, успевшего сделать несказанно много. Но и планы у него были просто грандиозные. И если говорить о мере таланта этого Мастера - вполне выполнимые…