UA / RU
Поддержать ZN.ua

Феномен украинского Майдана: историческая и генетическая память

Еврореволюция, как и предыдущие - оранжевая и на граните, не являются революциями настоящими. Конечно, были и будут надежды и разочарование, но Майдан уже создал национальную мифологему, которая будет жить в нашей национальной памяти и истории.

Автор: Мария Павлюх

На этапе утверждения нации появляются мифологемы в образе харизматического лидера, способного объединить народ вокруг идеи, за которую готов пожертвовать жизнью. Когда умирают национальные мифологемы, наступает регресс нации, она умирает духовно, а затем и физически. Многие нации вследствие денационализации ассимилируются, вырождаются и теряют свою национальную самобытность. Если же нация впадает в десперацию, она теряет веру в борьбу за идею, перестает быть нацией.

Мифологема - явление сложное. Это устоявшийся образ общественного сознания, который живет в национальной памяти, передается нацией генетически. Этот процесс регулируется политическими событиями, исторической необходимостью, национальными кризисами. Характер мифологемы зависит также от путей достижения нацией своего утверждения. Украинцы видели идеал своего утверждения в национальном государстве во главе с харизматическим лидером. Мифологемами можно объяснить проблему интеграции молодой Украины в мировое сообщество.

Английский публицист Томас Карлейль в своей работе "Теперь и прежде" рассматривает мировую культуру, деятелей и сподвижников как героев. Название разделов "Герой как пророк: Магомет. Ислам", "Герой как поэт. Данте, Шекспир", "Герой как пастор: Лютер - реформация, Нокс - пуританизм", "Герой как писатель: Джонсон, Руссо, Бернс" свидетельствуют об интересе автора к национальным героям, ставшими национальными мифологемами.

Есть несколько типов национально-политических мифологем, присущих каждой нации. Среди них - правитель-воин-политик, весьма распространенная мифологема, существующая в национальном творчестве. Украинская нация испокон веков создавала образ мужественного, славного и справедливого воина. Он отличался умом и рассудительностью. Ясным солнышком Киево-Русской земли называли русичи князя Владимира, мудрым называли князя-книголюба Ярослава. Во время освободительной войны украинской нации в 1648 г. сложилась другая мифологема, живущая и поныне, - образ харизматического лидера, лидера от Бога, в котором соединились воинственное, духовное и национальное начала. Украинским Моисеем назвал народ своего любимца Богдана Хмельницкого.

Мифологемы наблюдаем и в современном государстве, когда люди создают вокруг определенных лиц ореол славы, видят в них едва ли не мессию. Здесь опять-таки доминирует духовный аспект. Вспомним хотя бы студенческую революцию на граните, также проходившую на Майдане. Сначала возлагали надежду на первого президента, потом носили на руках диссидентов. Некоторых их них считали едва не святыми: для народа они - герои, пострадавшие за национальную идею.

Политическая мифологема - популярнейшая национальная мифологема современности. Война идей и идеалов - так можно назвать это явление. Постоянный поиск национального лидера, ибо государственный политик должен быть национально сознательным. В мифотворчестве украинской нации есть один исторический парадокс: с одного стороны, она хочет гетмана, а с другой - ненавидит любое унижение и рабство. Этот парадокс и дал жизнь известному выражению о ментальности украинцев: где два украинца - там три гетмана...

Мифологема гетмана больше всего проявилась во время оранжевой революции. Народ созвал Майдан, избрал своего "президента". Прошли годы, и оказалось, что национальная мифологема, родившаяся в 2004 г., ныне уже мертва. Но как только на политическом небосклоне засияет новая звезда - украинский народ вновь превратит нового героя в мифологему, и это произойдет именно на Майдане.

Майдан - среда творческая, сакральная, наша форма демократии и национального сознания. Он является огромной потребностью украинцев в национальном катарсисе - национальном подъеме. Доведенная до отчаяния нация, утомленная и разочарованная, нуждается в новом возрождении, новых национальных патриотических эмоциях, новых идеях и героях. Майдан как главный образ появляется в то или иное время не случайно. Для Майдана необходимо, чтобы наше общество созрело, чтобы чаша народного гнева и терпения переполнилась, чтобы вспыхнула "национальная искра". Движущей силой Майдана была и будет молодежь - представители новой генерации, которым претит отсталость, стереотипность мышления власти, тормозящей прогресс.

Майдан - это место нашей национальной сплоченности. Часто ропщем: мы, украинцы, - не дружные, не искренние, но именно Майдан демонстрирует наилучшие черты нашей национальной ментальности. Мы становимся добрыми, сочувствующими, готовыми помочь продовольствием, деньгами, транспортом, в то время как в повседневной жизни не проявляем этих черт друг к другу. Именно там ощущаем дух единства, силу духовности и веры в себя - то, чего нам больше всего не хватает.

Майдан - символ духовности и действенности национальной идеи. Как это ни удивительно, но именно на Майдане наша национальная идея реализовывается практически: объединительное значение приобретают национальные символы - мы поем гимн, по лентам цветов национального флага узнаем единомышленников, демонстрируем солидарность с пострадавшими во время кровавого побоища. Майдан объединил всех - граждан, духовенство, СМИ, политиков... А это уже высокий уровень проявления гражданского общества. В повседневной жизни мы часто сетуем, что нас не замечают, игнорируют сильные страны, что Бог к нам равнодушен... Но наши Майданы являются воплощением всего самого лучшего в нас - и это признает мир.

Сегодня Майдан носит название Евромайдана. А это означает, что наше общество созрело до понимания: внешняя политика, будущее страны - в наших руках, и нам нужны коренные изменения, духовное возрождение, пришло время разрушить совковую систему... Конечно, еврореволюция, как и предыдущие - оранжевая и на граните, не являются революциями настоящими. Конечно, были и будут надежды и разочарование, но Майдан уже создал национальную мифологему, которая будет жить в нашей национальной памяти и истории.

Евромайдан демонстрирует готовность общества к качественным изменениям, а также готовность Старого Мира считаться с нами. Живем в тяжелое время - время очищения, когда стремимся избавиться от рабской психологии. А Майдан - в нашем естестве, он живой... Он будет повторяться до тех пор, пока у нас не будет крепкой национальной основы, пока мы не утвердимся как нация среди европейских наций, не разрушим совковое сознание, не вернем себе свое национальное "я", не найдем свой национальный путь. Майдан - национальная форма общественного диалога, присущая исключительно нашей нации. Евромайдан - не только наша современность, это уже наша история.