UA / RU
Поддержать ZN.ua

Борьба за наследство Руси в середине и второй половине XIV века

В украинской историографии, как и в российской, литовской и польской, мало внимания уделяется полувековой войне на нынешних западноукраинских землях, которая велась одновременно со Столетней - с 1340-го по 1392 год. В горниле этой войны погибло Русьское княжество (или королевство), которое можно считать давним Украинским государством.

Автор: Петр Кралюк

В украинской историографии, как и в российской, литовской и польской, мало внимания уделяется полувековой войне на нынешних западноукраинских землях, которая велась одновременно со Столетней - с 1340-го по 1392 год.

В горниле этой войны погибло Русьское княжество (или королевство), которое можно считать давним Украинским государством. И если Столетняя определила на продолжительное время геополитическое лицо Европы Западной, то упомянутая полувековая война определила лицо Европы Центрально-Восточной.

Не без влияния российской историографии в Украине широко бытует мнение, будто Русьское княжество (до недавнего времени широко употреблялся кабинетный термин "Киевская Русь") погибло после нашествия монголо-татар, которые в конце 30-х гг. ХІІІ в. подчинили земли Залесья (Северо-Восточной Руси) и взяли в 1240-м Киев.

Действительно, земли Залесья, которые сравнительно недавно были колонизированы русскими князьями, не играли заметной роли в политической системе тогдашней Руси. Что же касается падения Киева, то это, бесспорно, был сильный удар для князей "Володимирового племени", которые, создавая клановое единство, управляли огромными территориями на востоке Европы.

Правда, к тому времени Киев в большой степени потерял политическое значение, сохраняя за собой преимущественно значение символическое. Татарская Золотая Орда взяла под свой контроль лишь часть земель бывшей Руси. Ей не удалось подчинить Новгородскую и Псковскую земли, территории современной Беларуси, а также значительную часть нынешних земель украинского Правобережья. Хотя некоторое влияние золотоордынских ханов чувствовалось и здесь.

И далее сохранялось государственное образование на территории Волыни, Галичины (Галиции), Подолья, частично Киевщины и нынешней Беларуси. Именно оно называлось Русью. Правитель этого государства князь Даниил Романович даже получил от Папы Римского королевскую корону, что, кстати, свидетельствовало о признании его как суверенного правителя.

Сейчас, правда, в нашей историографии для обозначения Русьского королевства используется термин "Галицко-Волынское княжество", введенный во второй половине ХІХ в. в употребление москвофильской историографией в Галичине. Но такого термина не существовало в XIII–XIV веках. В тогдашних аутентичных документах это государственное образование именовалось Русью, Малой Русью, Русьским королевством или княжеством. Это государство действительно рассматривали как продолжение "старой" Руси с центром в Киеве.

В середине XIV в. Русьское королевство оказалось в состоянии кризиса. Здесь сработали как внутренние, так и внешние факторы. В 1340 г. польский король Казимир ІІІ дал старт борьбе за наследство Руси. Игроками в этой борьбе были Польша, Венгрия, Литва и Золотая Орда. Продолжалась она до 1392 г. Ее результатом стала ликвидация Русьского королевства, земли которого достались Польше и князьям литовской династии Гедиминовичей. Последние сумели создать жизнеспособный государственный организм - Великое княжество Литовское.

К сожалению, о войне за русьское наследство не сохранилось ни одного нашего летописного свидетельства. Почему - это уже отдельная тема. О событиях этой войны узнаем преимущественно из польских, венгерских, немецких источников, а также, отчасти, из более поздних литовских летописей.

Стереотипы российской историографии, доныне у нас господствующие, а также специфика источников отбивают охоту украинских исследователей рассматривать войну за русьское наследство и осмысливать ее. Хотя эта война стала для Центрально-Восточной Европы своего рода точкой бифуркации, определившей историю этого региона на века вперед. В результате ее Польша отказалась от славянских земель Силезии и Поморья, которые культурно и ментально были близки полякам, и начала экспансию на Восток - сначала на Галичину, Волынь, а затем на другие украинские земли. Эта война способствовала окончательному оформлению Великого княжества Литовского, которое заметно расширило свои границы за счет Руси - преимущественно нынешних украинских земель.

Здесь подходим еще к одной проблеме - проблеме источников. Имеем очень странную ситуацию. Есть серьезные источники ХІІІ в., описывающие историю Галичины и Волыни. Прежде всего, это так называемая Галицко-Волынская летопись (на самом деле она писалась на Волыни). Именно Волынь в этот период становится едва ли не наиболее "книжной землей" Руси. Здесь не только создается упомянутая летопись, которая считается шедевром древнерусского летописания. А князь-философ Владимир Василькович сам переписывал книги. Книги заказывают переписывать не только князь, но и "лучшие люди" княжества. Соответственно, существовали заведения, где учили "книжному ремеслу". Уроженцем Волыни был епископ Петр Ратенский, которого Русская православная церковь провозгласила святым и который большое внимание уделял книжности. При дворе княжества (или королевства) писали грамоты на латыни - некоторые из них дошли до нас. Создаются нарядно украшенные рукописные памятники - Луцкое Евангелие (середина ХІV в.), Луцкий Псалтырь 1384 г. И в то же время на Волыни и Галичине - ни одной летописи. Хотя летописи пишутся в Новгороде, землях Залесья и даже в Литве, где книжные традиции заметно уступали традициям Волыни и Галичины.

Конечно, можно говорить, что в ХІV в. книжные традиции на Волыни и Галичине были подорваны и прерваны. Но возникает вопрос - чем это было вызвано? Говорить тут о "монголо-татарском иге" проблематично. Его влияние на западноукраинских землях было значительно меньшим, чем на востоке Руси, где, кстати, писались летописи. Конечно, можно говорить о ликвидации Галицкого и Волынского государства. Но это произошло во второй половине ХІV в. До тех пор это государственное образование было достаточно мощным. Даже была основана самостоятельная Галицкая митрополия.

Привлекает внимание и то, что в конце ХVІ в., когда происходило "первое украинское возрождение", именно Волынь становится сердцевиной развития украинской культуры. Здесь появляется первая украинская православная школа высшего типа - Острожская академия, печатается впервые полный текст Библии на старославянском языке - Острожская библия, возникает авторская полемическая литература, и т.п. Понятно, этого культурного взрыва не было бы, если бы на Волыни не существовало длительной культурной традиции. Показательно, что со времен "первого украинского возрождения" до нас дошли летописные произведения, рассказывавшие о событиях на Волыни и в Галичине. Это - Острожский летописец и Львовская летопись.

Можем предположить, что на Волыни и, возможно, в Галичине в период так называемых темных веков могло существовать свое летописание. Однако оно не дошло до нас. Что могло быть причиной?

Если говорить о Галичине, то русьские письменные памятники в этом краю могли быть уничтожены во время его завоевания польским королем Казимиром ІІІ и вскоре после этого события. Поляки, оккупировав край, вывозили отсюда различные ценности. В частности, из Белза была вывезена старинная икона Божьей Матери, которая со временем стала главной святыней Польши - Матерью Божьей Ченстоховской. Вывозили также и книги. Упоминание об этом есть в анонимном полемическом произведении "Пересторога" (начало ХVІІ в.): "…на око обачиш у самом Кракові корунном і в костьолах римських повно того: книг словенських великими склепами знайдеш замкненими, котрих на світ не випускають. Также єст і ве Львові у мніхов домініканок склеп великий книг наших словенських учительських, докупи знесених по збуренню й осягненню панства руського". Кстати, как видим, автор "Перестороги", описывая упомянутые события, употребляет термин "панство руське", то есть Русьское государство (а не государство Галичины и Волыни!).

Что же касается Волыни, то здесь у нас другая ситуация. Когда этот край вошел в состав царской России, отсюда вывозили памятники древней книжности в Петербург, Москву, частично в Киев. Памятники подвергались соответствующему рассмотрению. И не исключено, что некоторые из них, не вписывавшиеся в тогдашнюю схему российской истории, в частности, в идею "перетока" столицы Руси из Киева в Москву, могли быть уничтожены, или просто на них не обратили внимания, их "забыли". Также известно, что после того как в 1839 г. на Волыни ликвидировали унию и, соответственно, униатские храмы и монастыри передали Русской православной церкви, началось уничтожение "униатских памятников", среди которых были и памятники древней книжности, в том числе "доуниатского периода". Также могли исчезнуть памятники летописного характера, которые были квалифицированы как "униатские".

Конечно, высказанное выше соображение о возможности существования летописных памятников на Волыни и в Галичине в ХІV в. - не более чем гипотеза. Дальнейшие архивные поиски могли бы кое-что прояснить в этом вопросе. Не исключено, что некоторые памятники до сих пор где-нибудь пылятся и ожидают своего открытия. Наконец, до нас дошли разные польские, украинские, белорусские и литовские хроники более поздних времен. В них, так или иначе, есть и волынские, и галицкие следы. Даже на основе этих доступных источников можно было бы сделать соответствующую реконструкцию древнего волынского и галицкого летописания. В конце концов, уцелевшие источники (преимущественно иностранного характера) позволяют нам реконструировать борьбу за русьское наследство в середине и второй половине XIV века.

Ориентировочно в мае 1323 г. или раньше при неизвестных обстоятельствах умирают Андрей и Лев, правившие Русьским королевством. Они были сыновьями русьского короля Юрия І, то есть принадлежали к Романовичам - потомкам князя Романа Мстиславовича, который под своей рукой объединил значительную часть земель нынешней Правобережной Украины. Именно наследники этого князя стали династами в Русьском королевстве. Есть несколько версий смерти Андрея и Льва - гибель от рук татар-ордынцев, литовцев, а также отравление. Это событие положило конец наследованию престола в королевстве Романовичами по мужской линии. Учитывая, что в период Средневековья государство толковали как вотчину правителя, смерть Андрея и Льва, которые, судя по всему, не оставили потомков по мужской линии, могла бы стать роковой для Русского королевства.

Однако престол занял Болеслав, сын мазовецкого князя Тройдена из династии Пястов и Марии, дочери короля Юрия І. Неизвестно, как Болеславу удалось стать правителем этого государства. Однако он имел право наследовать престол по материнской линии.

Править Болеслав начал в очень юном возрасте - тогда ему, вероятно, было немногим более десяти лет. Государством управляли местные волынские бояре, ведь престол Русьского королевства находился в городе Владимире (нынешнем Владимире-Волынском). Став правителем, Болеслав взял новое имя - Юрий, в честь своего деда. Он также принял православие. Называл себя "божьей милостью королем Руси" - Georgius Dei gratia Rex Russiae. Именно такая надпись была на его печати.

Юрий ІІ проводил активную внешнюю политику, пытался противостоять экспансии Польши и Венгрии. Поддерживал хорошие отношения с Тевтонским орденом, Литвой, Священной Римской империей, Золотой Ордой, которой правил тогда могущественный хан Узбек. Делал попытку вернуть Люблинскую землю, которую в 1303 г. захватила Польша, а также некоторые земли Карпатской Руси, захваченные Венгрией. При правлении Юрия II в 1331 г. возрождается православная Галицкая митрополия, которую возглавил митрополит Гавриил.

Похоже, активная деятельность Юрия ІІ вызвала недовольство со стороны польского короля Казимира ІІІ и венгерского короля Карла І Роберта. Они достигли договоренности, что Русь должна перейти к польскому королю, который якобы имел право наследовать русьский престол.

Весной 1340 г. Юрия ІІ отравили оппозиционно настроенные бояре. В литературе встречаются утверждения, будто Юрий ІІ хотел ввести в своем государстве католицизм, из-за чего его и убили. Однако такие утверждения выглядят, скорее, как "благочестивая выдумка". Выше уже речь шла о том, что он принял православие и способствовал возрождению Галицкой митрополии. И это мало похоже на адепта католицизма.

По нашему мнению, с убийством Юрия ІІ все было иначе. Король, став взрослым, вероятно, заставил потесниться некоторых бояр, имевших реальную власть. Это вызвало недовольство и породило в их среде оппозицию. Чем, вероятно, и воспользовался Казимир ІІІ. Он мог подговорить оппозиционно настроенных бояр, пообещав им преференции при условии, что они помогут ему овладеть Русьским королевством.

Не случайно сразу же после убийства Юрия ІІ король Казимир ІІІ осуществляет поход на Галичину. Тогда ему удалось подчинить себе ряд городов, в частности Львов. Позднее польские хронисты подавали это событие как великую победу Казимира ІІІ. В частности, это касается "Хроники" (1555) Марцина Кромера. От него украинские летописцы XVI–XVII в. переняли информацию о завоевании поляками Львова. Например, во Львовской летописи читаем: "Польский король Казимир взял Львов, [жители которого] сами поддались, забрал большие сокровища, серебра, злата, драгоценных камней…". Далее перечисляются ценности, присвоенные польским королем, указывается также, что он забрал две золотые короны1.

На самом деле о какой-то великой победе польского короля речь не идет. Казимир ІІІ подчинил отдельные города Галичины без особого сопротивления. Судя по всему, у него не было значительных сил. Он рассчитывал, что Русьское королевство, потеряв правителя, легко покорится ему. Хотя Львов к тому времени и стал зажиточным торговым городом, не следует переоценивать его значение. Фактически это был региональный центр в западной части Галичины. О его значительной политической роли речь не идет. Столицу же Русьского королевства Казимир ІІІ тогда так и не взял.

В этой драматической ситуации боярин Дмитрий Дятько и Даниил из Острова (обычно его отождествляют с князем Даниилом - основателем княжеской династии Острожских) поехали к золотоордынскому хану Узбеку и попросили у него помощи. Такую помощь он предоставил. И Дмитрию Дятьку удалось выстоять против короля Казимира ІІІ.

Дмитрий Дятько на некоторое время, вплоть до своей смерти в 1349 г., будто бы стал неофициальным правителем Русьского королевства. До нас дошла его грамота к торунским купцам с 1341 г., писаная на латыни, в которой он призвал их торговать во Львове. Себя же Дятько называл "провизором или управляющим земли Русьской" (provisor seu capitaneus terre Russie). Не исключено, что своей резиденцией он избрал Львов.

После смерти Юрия ІІ на престоле Русьского королевства оказался сын литовского князя Гедимина Любарт, который принял православное крещение и получил имя Дмитрий. Похоже, некоторое время он сохранял королевский титул. По крайней мере византийский император Иоанн VI Кантакузин, обращаясь к нему в 1347 г., называл его королем.

Князь Любарт Гедиминович. Художественная реконструкция М.Фиголя

Как именно занял Любарт-Дмитрий престол Русьского королевства, сказать что-то наверняка мы не можем. Есть предположение, что у него была жена, княгиня из местной династии Романовичей. Иначе у него не было бы права на престол. Вероятно, у него была поддержка бояр. По крайней мере дальнейшие события свидетельствуют, что волынское боярство поддерживало его в борьбе с поляками и венграми. Да и резиденциями Любарта-Дмитрия были волынские города Владимир и Луцк. Он даже назывался князем луцким и владимирским. В Луцке Любарт-Дмитрий начал строить мощный каменный замок, сохранившийся по сей день.

Смерть Дмитрия Дятька в 1349 г. вызвала новый всплеск войны за русьское наследство. Вероятно, боярин Дятько был опытным полководцем и государственным деятелем. Можно предположить, что под его опекой находились земли Галичины. И пока он жил, король Казимир ІІІ не мог захватить земли Русьского королевства. Смерть же этого талантливого человека будто оголила край. И в 1349-м королю Казимиру ІІІ удалось его оккупировать. Он также начинает претендовать на другую часть Русьского королевства - Волынь.

Союзником польского короля стал венгерский король Людовик І. В апреле 1350 г. монархи заключили соглашение, по которому Венгрия уступала свои наследственные права на Русьское королевство Казимиру III. Последний, соответственно, в своем титуле отмечал, что является королем Руси. Правда, при отсутствии сына у Казимира III Русьское королевство возвращалось Людовику вместе с королевством Польским. Если же у Казимира ІІІ появится сын-наследник, то он обязывался уплатить венгерскому королю отступное за Русьское королевство.

С того времени между Любартом-Дмитрием и Казимиром ІІІ начинается продолжительная война за русьские земли. Велась она с переменным успехом. Любарт-Дмитрий заручился поддержкой своих братьев - литовских князей, в частности Кейстута. Бывали моменты, когда, казалось, планы польского и венгерского королей по завоеванию Галичины постигнет крах. Но случалось, что польским и венгерским войскам удавалось установить контроль не только над Галичиной, но и над значительной частью Волыни. Во время этой войны противоборствующие стороны достигали некоторых договоренностей, заключали соглашения. Например, в 1352 г. было заключено перемирие, которое якобы должно было принести мир. На самом же деле договоренности оказались недолговечными.

Эта война привела к тому, что Русьское королевство потеряло свою субъектность в международных отношениях и суверенитет. Галичина все больше попадала в сферу влияния Польши. Тем более что бояре начали склоняться к соглашению с польским королем, дистанцируясь от слабого русьского короля Любарта-Дмитрия. Что же касается волынских и подольских земель, то они фактически стали частью государственно-политической структуры, получившей название Великого княжества Литовского, где правили литовские князья из династии Гедиминовичей. Самого же Любарта-Дмитрия начали титуловать князем луцким и владимирским.

В 1366 г. Казимир ІІІ осуществил удачный поход на Русь, принудив своих противников к миру. Между польским королем и его вассалами с одной стороны и литовскими князьями с другой были подписаны договоры, по которым Казимиру ІІІ доставалась не только Галичина, но и значительная часть Волыни (Холмщина с Белзской землей, западная часть Владимирской земли, южная часть Волыни с Кременецким и Олесским замками). Другие же волынские земли доставались литовским князьям из династии Гедиминовичей: Луцкое княжество - Любарту-Дмитрию, Дорогочинско-Берестейская земля - Кейстуту, Кобринская волость - Ольгерду. Русьское королевство как государственно-политическая единица перестало существовать. Сам термин "Русь", как и титул "король Руси" или "властелин Руси", сохранялся и дальше. Но на владение ими претендовал именно польский король.

"Вечный мир" 1366 г. длился недолго. Уже в 1368-м возникают конфликты между литовцами и поляками. Окончательно же этот мир был разрушен в 1370 г., когда умер король Казимир ІІІ. Он не оставил преемников по мужской линии. В результате предыдущих договоренностей Польское королевство отошло под управление венгерскому королю Людовику І, который оставался править в Венгрии. Это привело к некоторой дезорганизации в Польском королевстве, чем и воспользовался Любарт-Дмитрий. В 1370 г. он отвоевывает Владимирскую землю, под его властью оказываются также Холм и Белз. Начался новый виток войны за русьское наследство; основным объектом борьбы были западная и южная часть Волыни.

В 1377 г. между литовскими князьями и королем Людовиком І была достигнута договоренность: под управлением Литвы остается значительная часть Волыни, а к владениям короля отходят Холмская, Белзская земли и южная Волынь с Кременцом, Олеском и Лопатином.

После этого почти пять лет не велась активная борьба за русьское наследство. Последним военным всплеском этой борьбы можно считать 1382 г., когда умер король Людовик І, не оставивший после себя сына. В подвластных ему Венгрии и Польше начались дезорганизационные процессы. Этим воспользовался старый князь Любарт-Дмитрий, вернувший себе ряд пограничных замков - Кременец, Олеско, Перемиль и некоторые другие.

Этим будто бы было покончено с вооруженной борьбой за наследство Русьского королевства. В основном она велась за Галичину и Волынь. Таким образом Галичина досталась Польскому королевству, Волынь - литовским князьям. Они также начали править на территориях Подолья, Киевщины и Сиверщины, потеснив здесь князей "Владимирового племени". Происходило это относительно мирно, поскольку государственно-политическая жизнь на Поднепровье и Подолье в значительной мере была дезорганизована постоянными набегами татар. Местное население, которое русские князья не могли эффективно защищать, готово было идти под руку более энергичных пришлых князей.

После распада Русьского королевства и завоевания его земель оставалось только их поделить. В 1387 г. князь из польской династии Пястов Владислав Опольский, которого король Людовик І назначил правителем "Русской земли" - собственно Галичины, сложил полномочия, передав свои владения чешскому королю Венцелю (Владиславу). Тогда же польская королева Ядвига, дочь покойного Людовика І, с небольшим войском заняла Галичину. С того времени эта земля окончательно вошла в Польское королевство и оставалась в его составе до раздела Речи Посполитой. Заметим, что и князь Владислав Опольский, а после него и королева Ядвига называли себя "властелинами Русской земли". А Галичина, став воеводством Польского королевства, называлась Русьским воеводством.

Что же касается Волыни, то, казалось, она тоже могла стать частью Польского королевства после бракосочетания Великого князя Литовского Владислава ІІ Ягайло с польской королевой Ядвигой и заключения Кревской унии в 1385 г., ведь благодаря этой унии происходила интеграция княжества в корону польскую. Однако среди литовских князей было много тех, кто стремился сохранить независимость своего государства. Их лидером стал двоюродный брат Ягайла князь Витовт.

Во время междоусобной войны 1389–1392 гг. он сумел отстоять политическую независимость Великого княжества Литовского. Польский король признал Витовта пожизненным правителем Литовского княжества. Тот, в свою очередь, начал укреплять собственное государство. В 1394 г. он ликвидировал на территориях Украины самые крупные удельные княжества - Волынское, Киевское, Новгород-Северское и Подольское. Создал вместо них провинции, в которых правили его наместники. Таким образом, украинские земли, в частности Волынь, были инкорпорированы в состав Великого княжества Литовского.

Впрочем, создавая свое государство, Витовт сохранял в нем русские культурные и политические традиции. С 1395–1396 гг. начал титуловать себя Великим князем Литовским, Русьским и Жемайтийским. В этом государстве официальным языком стал русский - то есть книжный язык Русьского королевства, который, имея старославянскую основу, подвергся трансформации под влиянием диалектов, распространенных на территории Украины и Белоруссии. Витовт пытался восстановить старую Русь - активно боролся против татар, расширил земли своего государства вплоть до Северного Причерноморья. Он хотел также получить и королевскую корону. Однако вернуть корону Руси ему так и не удалось.

Подводя итог сказанному, мы можем констатировать, что борьба за русьское наследство продолжалось с 1340-го до середины 90-х гг. ХIV века. Условной датой ее окончания можно считать 1394 год. Эта борьба имела несколько этапов.

Первый - 1340–1349 гг., когда польский король Казимир ІІІ захотел завоевать Русьское королевство, но потерпел неудачу.

Второй - 1349–1366 гг. В это время произошла дезинтеграция Русьского королевства. Земли Галичины и частично Волыни отошли к Польскому королевству, а большей частью Волыни овладели литовские князья из династии Гедиминовичей.

Третий - 1366–1382 гг., когда велась вооруженная борьба между Польшей и Венгрией, с одной стороны, и литовскими князьями с другой, за территории на границе между Галичиной и Волынью.

Четвертый этап - 1382–1394 гг., время окончательной инкорпорации Галичины в состав Польского королевства, а Волыни, Подолья, Киевщины и Сиверщины - в состав Великого княжества Литовского.

Несмотря на уничтожение Русьского королевства, его культурные и политические традиции частично сохранились и продолжили свое существование. Особенно они давали о себе знать в Великом княжестве Литовском.

1 Бевзо О.А. Львівський літопис і Острозький літописець. Источниковедческое исследование. Издание второе. - К., 1971. - С. 99.