Праздник футбола в Украине не заканчивается с вручением кубка команде-победительнице - на смену Евро-2012 придет Диаевро-2012. Статус этого чемпионата - международный, место встречи - Киев. Инициатором Диаевро-2012 выступила Украинская диабетическая федерация (УДФ), которая пытается привлечь внимание нашего общества к здоровому образу жизни, используя международный опыт проведения Параолимпийских игр.
«Участники команд, которые будут сражаться за кубок, это люди, больные сахарным диабетом, - объясняет директор проекта Диаевро-2012 Ирина Власенко. - Отсюда и название нашего чемпионата, который будет проходить по всем правилам мини-футбола. Игры начнутся сразу же после финала Евро-2012 и будут продолжаться с 3 по 8 июля. К нам приедут команды из России, Беларуси, Польши, Литвы, Словакии, Италии, Хорватии и других стран.
Подготовкой мы занимаемся давно - в Украине уже прошли отборочные туры, главный приз и путевку на международный чемпионат выиграла команда Винницкой области.
- Какую цель преследует Диаевро-2012?
- Пропаганда здорового образа жизни таким несколько необычным для нас способом. Одно дело слышать об этом и совсем другое быть в центре событий - играть, болеть, помогать в подготовке, общаться с единомышленниками. Главный акцент турнира - равенство. Мы хотим продемонстрировать, что люди, страдающие сахарным диабетом, тоже имеют хорошую физическую форму, выносливы, работоспособны. Ведь не секрет, что человеку с хроническим заболеванием очень сложно найти работу, его не хотят брать, опасаясь больничных листов, жалоб на недомогание и т.д. Диагноз сахарный диабет не должен ограничивать права человека, автоматически зачисляя его в инвалиды. Легендарный Пеле с детства болел диабетом, но это не помешало ему стать звездой футбола, кумиром миллионов болельщиков во всем мире».
В дни Диаевро-2012 игроков и болельщиков ожидают не только матчи, но и развлекательные программы - брейн-ринги, экскурсии, фольклорные шоу, гала-концерт «Я люблю свою страну». Но самое главное - это многочисленные мероприятия, несущие идею здорового образа жизни - тренинги, соревнования, интеллектуальные игры.
На мой взгляд, идея вполне заслуживает того, чтобы ее поддерживали ведомства, которые отвечают не только за здоровье, но и за досуг молодежи. Хорошо, если такой оригинальный способ привлечения молодых людей к здоровому образу жизни не завершится с финалом Диаевро-2012, а трансформируется в новые креативные проекты.
Конечно, это требует усилий, финансовых затрат, но разве здоровье можно измерять только деньгами? Умеренные физические нагрузки для больных диабетом - это единственный (кроме использования инсулина) способ понизить сахар в крови, добиться улучшения самочувствия и в конце концов - продлить свою жизнь. В плане профилактики, обучения, продвижения идей здорового образа жизни общественные организации - УДФ и Союз защиты прав пациентов «Здоровье нации» делают очень многое. Но сахарный диабет, который в ХХI веке приобрел масштабы неинфекционной эпидемии, требует постоянной и кропотливой работы всей системы здравоохранения. Развитые государства берут на себя проблемы обеспечения диабетиков лекарственными препаратами и глюкометрами, расширяют сеть кабинетов «диабетической стопы», реализуют программы борьбы с осложнениями, касающимися офтальмологии, нефрологии и т.д. Украина тоже пытается не отставать - у нас много лет действуют государственные программы, которые по содержанию отвечают европейским стандартам. Правда, по финансированию они ближе к африканским. С какой бы проблемой ни столкнулся больной - не может подобрать инсулин, нуждается в офтальмологической операции или гемодиализе - ответ всегда один: нет денег. Проблемы, конечно, решаются, но очень медленно, а порой - необратимо поздно. Лекарства закупаются не по заявкам врачей-эндокринологов, а по неписаным правилам, когда тендер выигрывает «свой» поставщик, который полностью «закрывает» область своими препаратами, перечеркивая тем самым саму возможность индивидуального подбора инсулина. Частая смена фаворитов торгов приводит к тому, что больные годами не могут добиться компенсации, в результате - ранняя инвалидизация, связанная с ампутацией стопы, потерей зрения, острой почечной недостаточностью и т.д.
Особая проблема - дети, страдающие сахарным диабетом. Наиважнейшая задача - вовремя выявить патологию. Как показывает опыт, с этим у нас далеко не все благополучно. В отличие от европейских стран, в Украине ежегодно умирают больные диабетом дети. По мнению экспертов, основные причины - неправильный диагноз и, соответственно, лечение, позднее обращение за медицинской помощью, отсутствие квалифицированных врачей, особенно в сельской местности. В последние годы наметилась тенденция к улучшению ситуации - во многих областях выделялись дополнительные средства для обследования и лечения этой категории детей.
В то же время появились серьезные опасения, что медицинская реформа не только затормозит этот процесс, но и нанесет серьезный удар по многим категориям хронических больных, в том числе и диабетикам. Почему тревожатся пациенты и их родственники? Внедрение семейной медицины предполагает, что доктор будет получать деньги за здоровье. В конкретных цифрах, по словам чиновников, это выглядит так - доплату начислят, если количество направлений к узким специалистам уменьшилось на 10%, а госпитализация - на 25%, в сравнении с предыдущим периодом. Может ли больной сахарным диабетом обойтись без консультаций и наблюдения именно узких специалистов - эндокринолога, офтальмолога, нефролога? Семейная медицина будет выживать без педиатров - таковы правила реформы. Хватит ли знаний вчерашнему терапевту, который вдруг стал семейным врачом, чтобы самостоятельно определить причины недомогания ребенка? Не забудьте, что за направление на консультацию или обследование с него снимут бонусы и он потеряет в зарплате. Инициаторы реформы, чтобы увеличить в полтора-два раза зарплату врачам «первички», предлагают им брать по два-три участка. Принцип простой: больше пациентов - выше доход. На прием одного больного сейчас отводится 10 минут. Страшно думать, как это будет выглядеть, если доктор решится увеличить свою зону обслуживания в два-три раза.
Все эти предложения реформаторов и риски, которые за ними притаились, необходимо анализировать сегодня, сейчас, чтобы избежать серьезных проблем завтра. И обсуждать это должны не только чиновники от медицины и врачи, но и пациентские организации, лучше других знающие ситуацию изнутри.
«У нас сохраняется очень низкая выявляемость - более половины людей с диабетом второго типа даже не подозревают о своем заболевании, - рассказывает председатель Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации» Валентина Очеретенко. - Это плохо не только для конкретного человека и его семьи, но и для общества в целом - для лечения осложнений, возникающих вследствие невыявленного вовремя диабета или неэффективного его лечения, требуются миллиарды гривен. Согласно статистике, в Украине примерно миллион человек больны диабетом, то есть около 2% населения. Но эксперты считают эти цифры значительно заниженными - по их оценкам, эту патологию имеют около 9% трудоспособного населения страны. По данным ВОЗ, расходы, связанные с диабетом, составляют от 2,5 до 15% ежегодного бюджета здравоохранения - в зависимости от распространенности диабета в стране и качества оказываемого лечения. Если прогнозы по росту заболеваемости диабетом в мире подтвердятся, то в странах с наибольшей распространенностью эти расходы будут колебаться от 7–13 до 40%. С этим необходимо считаться. К сожалению, Украина никак не может подсчитать затраты на диабет, поэтому все, что касается финансирования госпрограмм, проведения реформы, организации первичной медпомощи, вызывает очень много вопросов. Экономика диабета, да, собственно, экономика здравоохранения в целом требуют более пристального внимания и системных подходов.
В развитых странах около 25% расходов здравоохранения на диабет приходится на лечение основного заболевания, 25% - на борьбу с осложнениями и 50% - на дополнительные траты, связанные с диабетом. Кто должен покрывать эти расходы? Государство? Больной? Тревогу в пациентских организациях вызывают идеи, предполагающие участие людей в соплатежах - мол, каждый обязан отвечать за свое здоровье. Безусловно - обязан. Но есть патологии, такие как тот же сахарный диабет, гемофилия, т.н. редкие заболевания, с которыми человек не может справиться в одиночку, без помощи общества, то есть бюджетного финансирования.
Сейчас в центре внимания - реимбурсация и референтные цены, для нас это ново, а в мире используется давно. Если государство будет контролировать цены на препараты, которые закупаются за бюджетные средства, - это правильный шаг. И введение референтных цен тоже давно назрело. Но пациенты так и не могут понять - каким образом будут зафиксированы усредненные цены? Многое будет зависеть от того, какие страны послужат в качестве образца, как на практике будет реализовываться эта программа.
- Как относятся больные диабетом к тому, чтобы им выделяли деньги, которые они смогут тратить на лекарства по своему усмотрению? Считается, что таким образом удастся искоренить коррупцию на госзакупках - каждый пациент будет сам себе и тендерным комитетом, и поставщиком, получит возможность покупать лекарства там, где дешевле.
- Что такое реимбурсация? Возмещение больному его затрат на лекарственные препараты за счет бюджета или страховых компаний. Во многих странах существует подобная практика, возмещение по отдельным препаратам колеблется от 1 до 100%. Что касается больных гипертонией и препаратов для ее лечения, наверное, это плюс. Но если все скопировать и перенести на диабет, сразу же возникнет немало острых ситуаций. Стоимость жизнесберегающих препаратов, к которым относится инсулин, в большинстве стран мира, и не только высокоразвитых, оплачивается за счет государства. Не забывайте, что его необходимо применять ежедневно и многократно. Нельзя заменить один инсулин на другой только потому, что тот дешевле - его, по стандарту, подбирают индивидуально, в условиях стационара под наблюдением врачей. А если больной будет лечиться тем, что диктует его кошелек, - все закончится плачевно. Если это новшество введут, вряд ли мы сможем в будущем собрать такую крепкую футбольную команду, как это удалось сделать для участия в Диаевро-2012.
Пенсия диабетика примерно 800-900 гривен. Если он получит реимбурсацию за препараты 300-350 гривен в месяц, на что он будет лечиться, жить, питаться?! Инсулин - это еще не все, значительные средства нужны на расходные материалы, чтобы постоянно контролировать уровень сахара в крови. Выиграет ли государство от того, что больные будут частично платить за инсулин? Нет. Ни с экономической, ни с моральной точки зрения. Последствия от такого нововведения обойдутся гораздо дороже. По данным фармацевтических компаний, всего лишь 6% больных диабетом, получающих инсулин, лечатся дорогостоящими препаратами. Сэкономить на переводе их на другие виды инсулина не удастся - борьба с плохим самочувствием и осложнениями обойдется значительно дороже.
- Чиновники утверждают: инсулина не хватает потому, что больные неэкономно его расходуют - ведь получают бесплатно. Дескать, если бы платили со своего кошелька, наверняка бы экономили.
- Не может человек небрежно относиться к инсулину, по той простой причине, что этот препарат сохраняет ему жизнь. Просто неистребимо желание чиновников экономить ради красивого отчета - покупать поменьше и похуже, лишь бы дешевле. В подобную ловушку в свое время угодила Молдова - положение о тендерах требовало покупать только самый дешевый инсулин, и сложилось так, что каждый год торги выигрывал новый поставщик. Это закончилось тем, что больные не могли компенсироваться, уровень сахара повышался, стационары были переполнены. Так где же тут экономия бюджетных средств?!
- Как пациентские организации оценивают реформы в пилотных регионах? Почувствовали разницу между участковым врачом и семейным?
- Главный вопрос - квалификация доктора. То, что приходится наблюдать, это скорее возвращение в прошлое, чем шаг в будущее. Семейная амбулатория - это стол, тонометр и градусник. Как может врач поставить правильный диагноз, если он не имеет возможности пользоваться современными методами диагностики? Понятно, что должны быть диагностические центры, лаборатории, но всегда ли он будет направлять туда своих пациентов? Или предпочтет на этом экономить? Многое зависит и от ситуации, и от моральных качеств доктора. Пациенты еще не смогли разобраться в том, что несет им реформа здравоохранения, да кажется, и врачи не до конца понимают, в чем суть перемен.
- Если семейный врач будет получать «за здоровье» больных, как это скажется на диабетиках? Их ведь нужно направлять в лабораторию, на консультации к узким специалистам, а врачу это в ущерб. Хронические больные вообще не вписываются в схему реформы здравоохранения.
- Именно поэтому Совет защиты прав пациентов активно боролся за то, чтобы в законе о пилотных регионах было указано, что больной имеет право обращаться на вторичный уровень, минуя семейного врача. Если диабетик будет курсировать между семейной амбулаторией и узким специалистом - это напрасная трата времени - и его, и медиков, лишняя нагрузка на бюджет и на нервы.
Медицинскую помощь действительно необходимо приблизить к пациенту. Главное - как это сделать. Огромное везение для пациентов, если их семейный врач - опытный, образованный, ответственный. А если его квалификация вызывает сомнения? Или больной не может найти с ним общий язык? Законом предусмотрено, что врача можно поменять - достаточно написать заявление. Но на практике осуществить это весьма сложно. И так будет до тех пор, пока люди не поймут, что очень многое зависит от них самих. Они не просто должны знать о своих правах, но и научиться их отстаивать. Например, следить за ходом проведения реформы, обсуждать ее, вносить предложения. И, конечно, же реализовывать свое право на здоровый образ жизни. Сейчас, когда высок интерес к футболу, мы надеемся, что Диаевро-2012 для многих станет интересным, ярким зрелищем, которое заставит активизироваться и заботиться о своем здоровье».