UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война на пороге. О планах безопасности дома и в школе

Несколько советов психолога для взрослых и детей

Автор: Ирина Королец

Сейчас самое время родителям и администрации школ объединиться ради благополучия детей и разработать общий план действий на случай возникновения угрозы.

Это время, когда следует отложить обиды и разногласия, возникавшие во время образовательного процесса, и начать доверять друг другу. Потому что именно доверие родителей к учителям, а, следовательно, и детей к учителям, поможет выполнить четкий алгоритм действий и спасти жизнь.

Многие школы сейчас отрабатывают план эвакуации, путь к бомбоубежищу, навыки быстрого реагирования, учения по предоставлению домедицинской помощи, даже навыки стрельбы для старшеклассников. 

Администрации школы стоит разработать план безопасности и сообщить об этом родителям, ведь совместные слаженные действия для быстрейшего реагирования очень важны. Кроме того, родителям следует иметь информацию о запланированных мерах в учебном заведении, чтобы знать, как объяснить это собственным детям, тем самым снизив у них тревогу. 

Да, я считаю, что именно родители должны быть первым источником информации для детей. Ведь именно они закладывают безопасностный фундамент, на котором строится их будущее и который является важнейшим компонентом психической устойчивости ребенка. 

Замечу, что дети должны ознакомиться с двумя безопасностными планами спасения. Один план, который введет образовательное заведение. Другой — разработанный родителями. 

Поговорим об учителях.

Учителя — это люди, которые отвечают за безопасность детей во время обучения. 

Им следует подготовиться, чтобы знать, что делать во время эвакуации до прихода родителей: 

Также следует продумать наперед, что делать, если родители не смогут забрать своих детей, и кто позаботится о близких учителя, пока он занимается учениками.

В соответствии с рекомендациями по заготовке продовольствия, длительность пребывания в бомбоубежище может составлять от нескольких часов до трех дней. Поэтому нужно продумать, как провести это время с детьми. Полезно будет знать общие игры, которые помогут стабилизировать эмоции детей, снять мышечное напряжение и дать ощущение безопасности. 

То есть родители должны быть уверены в подготовке учителей, на которых возлагается ответственность за жизнь детей, чтобы не подвергать себя опасности, когда бежишь в школу во время обстрела, и помочь учителям научить детей единым правилам безопасности.

Понимаю, что на педагогах сегодня лежит большая нагрузка. Однако именно теперь важно быть лидером для детей (и здесь могут помочь родители). Если коротко, это может спасти жизнь многим. 

Напомню, что у человека, который находится в стрессовой ситуации, отключается префронтальная кора главного мозга, поэтому ему трудно вспомнить элементарные вещи, сосредоточиться и принять правильное решение. В панике он может сделать много вещей, способных навредить ему и окружению. Именно поэтому в группе назначается лидер, которого все должны слушаться (а также заместитель на случай отсутствия лидера) и который владеет всеми необходимыми инструкциями. В школе лидером обычно является классный руководитель. 

Многие колеблются, вообще нужно ли рассказывать детям о ситуации в стране.

Нужно. 

Однако с учетом возраста ребенка и имеющихся возможностей в окружении (избегать «вот если бы у нас был огнетушитель», «вот если бы у нас скорая помощь была рядом», «вот если бы у нас было бомбоубежище») и уже приобретенного ими опыта (речь идет о внутренне перемещенных детях). 

Помните, зачем мы учим правилам пожарной безопасности? Конечно не для того, чтобы напугать. Чтобы человек, оказавшись в ситуации пожара, мог себя спасти. Знания нам нужны до того, как событие случится, потому что важна каждая секунда. 

Маленьким детям дошкольного возраста достаточно обрисовать ситуацию в общих чертах, используя игровые элементы, научить правилам поведения, напоминать о проработанных средствах защиты в случае возникновения тревоги и страха, а самое главное — быть образцом спокойствия и уверенности для них. 

Детям младших и средних классов важно рассказать о предупредительных мерах, которые применяют в их школе. В этом возрасте дети любознательны, поэтому следует объяснять свои действия и наглядно проводить демонстрацию. Иначе может быть искажение фактов, недоверие и выдумывание своего «лучшего» плана. 

Детей старших классов следует привлекать к разработке плана безопасности и непосредственному участию в его выполнении (сообщать о подозрительных людях, предметах, запрещенных играх учеников младших классов и т.п.), делать акцент на важности соблюдения инструкций.

Что родители могут сделать уже?

Домашний план безопасности должен включать: план эвакуации (во время пожара, обстрела, утечки газа), тревожный чемоданчик (рекомендаций есть уже много) и способ оповещать друг друга (знать номера телефонов, место встречи при расставании, адрес далекого родственника, у которого можно всем встретиться).

После кризиса важно:

Методы снижения тревоги применяются для облегчения, уменьшения интенсивности страха и телесной соматики.

Заботы нам друг о друге и конкретных взвешенных действий!

Все статьи Ирины Королец читайте по ссылке