Геннадий Шевченко, главный государственный санитарный врач Ривненской области
По сути Геннадий Онищенко прав. Согласен с ним практически во всем, кроме высказываний в адрес Грузии (некорректное определение ее как карликового квазигосударства связано, конечно, не с профессиональной деятельностью, а с политическим настроением соседнего государства), а также относительно передислокации летнего отдыха российских детей с украинских курортов и запрета ввоза нашей продукции. В профессиональном аспекте выступление главного государственного санитарного врача России (с 1996 г.), руководителя Госпотребнадзора (с 2004 г.), академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Г.Онищенко четко определило реальные риски, которые будут иметь место. Кстати, регулярные ссылки вельмож на «положительный» опыт Грузии, где была практически уничтожена санэпидслужба без анализа сложившейся там ситуации со здоровьем нации, не может не удивлять: страну, лидера в Европе по смертности детей до пяти лет, с чрезвычайно высокими показателями смертности среди беременных (44 место из 47) и младенческой смертности приводить в качестве примера, мягко говоря, неуместно.
Почти столетняя история Госсанэпидслужбы как одной из самых действенных систем санитарно-эпидемиологического надзора доказала свою эффективность. Мощная гигиеническая школа - от А.Доброславина, Ф.Эрисмана и до наших академиков-гигиенистов А.Сердюка, Ю.Кундиева, И.Трахтенберга - не имеет аналогов в мире, а наработанные гигиенические нормативы по многим показателям одни из наиболее жестких. К сожалению, эти нормативы принадлежат к спорным вопросам, на которые очень болезненно реагирует как отечественная, так и зарубежная бизнес-среда, особенно нормативы касательно пищевой продукции. Ведь чем либеральнее требования к качеству продукции, тем меньше затрат, а следовательно, получает большую прибыль бизнес. Сегодня на уровне территориальных общин преградой для недобросовестного товаропроизводителя фактически оставались только территориальные санэпидстанции, которые по лабораторному и кадровому обеспечению не имели аналогов на районном уровне. Работники ветмедицины осуществляют преимущественно внутриведомственный контроль в системе Минагропрома. Относительно объективности такого надзора выводы сделайте сами.
«Авральное» реформирование Госсанэпидслужбы, конечно, ни к чему хорошему для нашего государства и граждан не приведет. Особенно это касается детей, посещающих детские сады, школы, учащихся профессионально-технических образовательных заведений. Не за горами весенне-летний оздоровительный период для детей, а еще же грядет Евро-2012. Эпидемическая ситуация, думаю, может осложниться.
Нынешние реалии требуют от нас отойти от «туалетной санитарии» и повернуться лицом к систематизации работы по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья населения и среды жизнедеятельности человека, а также выявления причинно-следственных связей между ними. Пока мы не переведем свою деятельность в вектор экономического обоснования мер превентивной медицины и не убедим наших граждан и вельмож, что вложение средств в профилактику заболеваний, сохранение индивидуального и популяционого здоровья является наиболее экономически выгодным и социально значимым для государства, до тех пор ощутимых сдвигов в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия не получим. К сожалению, реформа Госсанэпидслужбы в годы независимости заключалась в планомерном ее уничтожении.
Конечно, в среде специалистов понимают, что реформа Госсанэпидслужбы необходима, но какова ее цель? Улучшение бизнес-климата и зеленая улица для получения прибыли или социально-экономическая ответственность хозяйствующих субъектов перед своими гражданами за их здоровье, здоровье будущих поколений, генофонд нашей нации? Сегодня всего около 7% выпускников школ можно отнести к категории здоровых. Так надо ли доказывать, что от качества пищевых продуктов в значительной степени зависит здоровье детей?
Мы хотим перейти на европейскую модель оценки безопасности пищевых продуктов, забывая при этом, что европейцы шли к этому много лет. Европейская модель предусматривает прежде всего ответственность производителей, которые обязаны внедрить систему по управлению качеством, оценки опасности, такие как ISO, НАССР, и стандарты хорошей производственной практики. Поощрение внедрения систем качества, которые полностью регламентируют производственный процесс, по мнению зарубежных экспертов, является более действенной мерой для обеспечения качества продукции во время ее производства (на этапах - сырье, производство, упаковка), чем сертификация уже готовой продукции, которая на практике не оправдывает своей эффективности. Правительство декларирует, что введение HACCP и аналогичных международных систем контроля качества и безопасности пищевых продуктов сделает ненужным регулярный контроль санитарных и других служб в существующем формате. Речь о том, что это будет способствовать развитию бизнеса. Во-первых, несерьезно надеяться на законопослушность и порядочность отечественного производителя, учитывая хотя бы то, что творится даже сейчас, при нынешней системе контроля, во-вторых, внедрение этих систем довольно недешево для малого и среднего бизнеса. В Европе такие системы начали внедрять 10-15 лет назад, а мы хотим такое реформирование осуществить в нереальные сроки и фактически путем уничтожения направления гигиены питания в Госсанэпидемслужбе.
Козлом отпущения за недоброкачественную питьевую воду или продукцию, вспышки инфекционных заболеваний, засоренность населенных пунктов, накопление промышленных токсичных отходов почему-то всегда была санитарная служба. Интересно, что пожарных за ликвидацию пожаров награждают, обвинять инспекторов ГАИ в аварийности на дорогах никому не приходит в голову. А увольнять главных санитарных врачей - практика общепринятая. Когда за любую вспышку инфекционных болезней или массовое отравление персональную ответственность несет главный санитарный врач территории, это неправомерно с юридической точки зрения: вспышки отравлений чаще всего бывают из-за некачественной продукции или нарушения технологии приготовления пищи, на что санитарная служба потеряла влияние, поскольку разрушена основная функция надзора и контроля - внезапность. А потому контроль превратился в профанацию, что в значительной степени стало причиной дискредитации службы.
Читайте также:
Иван Бисюк: «Говорить о том, что ветеринары некомпетентны, неправильно»