UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вакцинация по-украински

Насущная необходимость против хронического недоверия

Автор: Александр Шульга

Президент, министры и даже мэры городов обещают украинским гражданам миллионы вакцин в течение 2021 года. Цифра приближается к 22 миллионам доз, а план-максимум — до конца года привить до 70% взрослого населения страны.

Мы не будем говорить, будут ли выполнены эти обещания, реалистичны ли они, учитывая менеджерские и другие способности наших профильных чиновников, ажиотаж в мире с вакцинами и нынешние темпы вакцинации препаратами, уже поступившими в Украину. О бардаке в организации кампании ZN.UA писало уже не раз.

Нас интересует, готово ли само общество к вакцинации, насколько понимает ее необходимость и какие препятствия могут нас ожидать со стороны граждан. Ведь вакцинация хоть и является пока делом личным и добровольным, но, по утверждению эпидемиологов, должна быть массовой. Только в этом случае коронавирус отступит, и можно будет начинать жить нормально, или back to normal.

Для такого анализа пригодятся данные Украинского института будущего, по заказу которого с февраля проведены уже три волны национального опроса*.

В ходе каждого из них респондентам задавали два ключевых вопроса: считают ли граждане коронавирус опасной болезнью и намерены ли они вакцинироваться, когда будет такая возможность. Настроения по этим вопросам менялись в течение первых месяцев 2021 года. Но ни тысячи госпитализаций, ни сотни умерших ежедневно не убедили 15% наших соотечественников: 12% из опрошенных до сих пор верят, что это обычный грипп или простуда, а 3% вообще считают, что коронавирус не существует. Этих мнений не поколебали ни статистика смертей, ни тот факт, что уже практически нет граждан, у которых бы не болели друзья или знакомые, ни то, что в новой реальности мы живем больше года.

Между тем, по последним данным, среди граждан преобладают те, кто серьезно относится к коронавирусу: более половины опрошенных (54%) считают COVID-19 серьезной и опасной болезнью. Еще около трети, а именно 28% респондентов, признавая серьезность болезни, утверждают, что ее опасность преувеличена. По сравнению с февралем, когда не преувеличивать опасность болезни призывали 37% опрошенных, можем констатировать, что произошло перераспределение голосов, и сейчас к коронавирусу начали относиться с большим страхом.

И тут можно было бы радоваться, ведь относиться начали серьезнее, поняли опасность, пусть и ценой увеличения смертности и количества тяжелых случаев течения болезни. Однако ответы на вопрос, вакцинировались бы граждане, если бы была такая возможность, сразу возвращают нас на землю.

43% респондентов заявили, что откажутся от вакцинации, не задумываясь. Хотя доля категорически настроенных против вакцинации со времени второй волны исследования в марте и заметно снизилась (с 51%), однако набирает больше всего голосов. Каждый пятый опрошенный (19%) по-прежнему предпочитает отложить вопрос вакцинации на потом. Столько же будут смотреть на страну происхождения вакцины. И 5% обязательным условием назвали бесплатность прививки.

Через год пандемии, локдаунов и после десятков тысяч смертей, согласно официальной статистике, безусловно вакцинироваться готовы лишь 13% респондентов. Не радует даже то, что с февраля количество таких среди опрошенных выросло на 5%.

Через год пандемии у нас до сих пор всего лишь 43% молодежи видят опасность в коронавирусной болезни. Для сравнения: среди старшего поколения таких 62%. Зафиксированная устойчивая склонность молодежи менее серьезно относиться к опасности коронавируса коррелирует с ее более низкой готовностью вакцинироваться: 52% респондентов возрасте до 24 лет не намерены вакцинироваться, тогда как среди людей в возрасте за 55 лет таких всего 35%.

Следовательно, именно на молодежи и частично на представителях среднего поколения (до 54 лет) должна сосредоточиться пропаганда вакцинации, ее необходимости и социальной ответственности каждого гражданина перед соотечественниками. Именно эта широкая возрастная когорта демонстрирует наименьшую готовность к прививкам и вообще до сих пор намного менее склонна осознавать опасность болезни.

Другими двумя большими когортами, которые пересекаются с возрастными, являются региональные. Выход вопроса вакцинации далеко за пределы собственно эпидемических потребностей и переход в плоскость политических, геополитических и социально-экономических отношений не могли не лечь на благодатный грунт региональных контекстов и соответствующих настроений, подпитываемых все три десятилетия.

В результате Запад и Центр страны намного больше верят в опасность коронавируса, — 60 и 53% опрошенных, соответственно. Там называют эту болезнь серьезной, зато на Юге и Востоке в этом уверены по 47% респондентов.

Неравномерное восприятие опасности коронавируса и вследствие этого неравномерная готовность вакцинироваться уже сейчас должны оказаться в центре внимания государства. И именно на южные и восточные области должны быть направлены дополнительные усилия по разъяснению и пропаганде важности прививок.

При этом мы должны понимать: одни лишь запреты ничего не дадут. Они больше подходят для снижения темпов распространения коронавируса, но, как свидетельствует опыт последних локдаунов, запреты уже не действуют и не будут действовать. Так, возможное введение комендантского часа (запрета находиться на улице в ночное время или в выходные) не поддерживают почти три четверти населения. Поэтому разговоры со стороны отдельных чиновников о такой инициативе очень быстро прекратились.

Еще меньше будут действовать запреты в вопросах вакцинации. Например, к возможному запрету ученикам без прививок от коронавируса посещать школу большинство опрошенных (57%) относятся отрицательно. А поддерживают такую меру всего 27%.

Более того, среди противников запрета ученикам без вакцинации от коронавируса посещать учебные заведения только каждый пятый (20%) сделал бы в итоге ребенку необходимую прививку. Другие же этого бы не делали: треть (32%) перевели бы своего ученика на дистанционное обучение, еще 13% приобрели бы подделанную справку или попробовали бы дать взятку администрации школы (4%). Четверть опрошенных, которые против такого запрета, не смогли ответить, как поступили бы в случае введения подобных ограничений.

Таким образом, связанные с вакцинацией возможные запреты уже сейчас наталкиваются на противодействие общества, и эти запреты граждане будут стараться обойти. Ведь необязательность запретов, избирательность их действия и возможность их обойти — это основа, пользуясь термином Нассима Талеба, нашей «антихрупкости».

Без доверия к государственным институтам и деятелям, а точнее, в условиях перманентного недоверия к ним любой запрет является стрессором, который воспринимается как такой, который надо преодолеть. Более того, это понимают сами чиновники и политики и принимают правила игры: вводя тот или иной запрет, они заведомо знают, что выполнять его не будут, и таким образом после нескольких выступлений в медиа перекладывают ответственность на общество.

При таких условиях, если действующая власть действительно хочет провести вакцинацию большинства населения, именно разъяснение и даже пропаганда прививок должны стать основными инструментами диалога с обществом. А угрозы разными запретами и ограничениями надо пока отложить.

Естественно, это не так кликбейтно, это скучно, это изматывает, это не принесет особых рейтингов. Но только такой способ — это путь к результату.

Конечно, это справедливо при условии не только действительного желания власти вакцинировать 70% и больше населения, но и ее менеджерской состоятельности обеспечить страну необходимым количеством препаратов. В ином случае игра в поддавки с обществом и перекладывание на него ответственности за антивакцинаторские настроения — хорошая завеса, которая прикроет профессиональную некомпетентность людей с конкретными фамилиями.

*Опрошено по 2400 респондентов в каждой волне. Сроки поля третьей волны 09.04–18.04.2021. Опрос face-to-face по месту проживания респондентов по структурированной интерактивной анкете на планшете с использованием программного обеспечения для проведения опросов LEMUR. Выборка пропорционально стратифицирована по признакам «области Украины и г. Киев» и «тип населенных пунктов — городские/сельские». По типу построения выборка трехступенчатая, комбинированная — вероятностная на ступени отбора населенных пунктов и начальных адресов для маршрутов опроса, с квотным скринингом на ступени отбора респондентов. В целом выборка представляет взрослое население Украины (в возрасте 18 лет и старше). Статистическая погрешность с вероятностью 0,95 не превышает 2,05%.