Бюджета-2017 в медицинских кругах ожидали с некоторым опасением - никто уже не надеется на реальное улучшение, главное - не допустить коллапса. Говорят, финансовую систему здравоохранения формировали, как пластический хирург - модную в нынешнем сезоне фигуру: чтобы прибавить объем в одном месте, приходится урезать в другом.
Проект госбюджета подтвердил слухи об оперативном вмешательстве финансистов в медицинскую сферу, вследствие чего потоки денег изменили свои русла: в одних случаях значительно расширились, в других - полностью обмелели.
По мнению чиновников, бюджет здравоохранения следующего года значительно щедрее, чем нынешнего: расходы увеличены на 6 млрд грн. Станет ли от этого медпомощь доступнее, а обследование и лечение - качественнее?
Первыми похвалились своей радостью пациентские организации, занимающиеся ВИЧ/СПИДом и др.: бюджет на лечение этих категорий больных увеличился почти на 2 млрд грн. Значительная часть средств будет направлена на заместительную терапию для наркозависимых. Радуются и в Министерстве здравоохранения - в следующем году расходы на аппарат увеличатся на 2,6 млрд грн.
Новосозданный Центр общественного здоровья получит 1 млрд грн, хотя для многих людей, в частности и медиков, до сих пор остается загадкой - чем конкретно будет заниматься эта структура, на что будет расходовать деньги налогоплательщиков.
За счет кого и чего перераспределяли бюджетный пирог?
Почти миллиард гривен сэкономили на государственной СЭС, которую окончательно ликвидировали нынешним летом. А еще, пользуясь финансовыми инструментами, сделали резекцию бюджета Национальной академии медицинских наук - резко и без наркоза.
Как известно, предыдущее правительство урезало финансирование науки почти на 20%. Для АМН, которая объединяет в своей деятельности и научную, и медицинскую составляющую, это было тяжелым ударом. Потом чиновники уверяли, что после пересмотра бюджета финансирование будет увеличено. Ждем до сих пор. В институтах сначала перешли на четырехдневную рабочую неделю, потом составили графики на три дня. Но и после сокращения штатов, увольнений и отпусков за свой счет денег на заработную плату все равно не хватает. В некоторых институтах сотрудникам предлагают или еще раз пойти в отпуск без сохранения заработной платы на 30 дней, или перейти на однодневный график работы.
Научный работник, конечно, может выключить компьютер, закрыть дверь лаборатории и податься искать заработок, чтобы как-то содержать себя и семью. А как быть с такими графиками в академических клиниках? В понедельник - тяжелых больных оперируют, во вторник - переводят из реанимации в палату, в среду - выписывают домой... И до следующего понедельника - всем спасибо, все свободны?! Осталось только спланировать, как будет проходить лечебный процесс, когда придется перейти на однодневный график работы.
Бюджет-2017 сделает то, чего не удалось его предшественнику, - окончательно перечеркнет все возможности для лечения и спасения тех пациентов, которым не могут помочь на районном или областном уровне.
Академия медицинских наук настойчиво искала пути для диалога с членами правительства, депутатами, руководством МЗ. Президиум АМН писал письма и обращения, проводил заседания, приглашая представителей Минфина, МЗ и профильного комитета парламента.
Финансисты не сделали не то что шага - даже полшага навстречу медицинской науке. Хотя вполне очевидно, что диалог необходим - стороны обязаны выслушать аргументы, чтобы не допустить ошибок в сфере, касающейся жизни и здоровья больных, а также работы десятков тысяч ученых и медперсонала АМН.
Самую большую поддержку академия получала от профильного комитета парламента, надеется на нее и в будущем.
"Правительство и Минфин никуда не денутся - финансирование НАМН в 2017 году будет, - заявила во время встречи с академическим сообществом заместитель председателя комитета здравоохранения парламента Ирина Сысоенко. - По моему убеждению, не может быть развития системы здравоохранения без развития науки - поскольку это является основой.
Проблема в том, что в МЗ постоянно меняются команды. Каждая приходит - и дает свое видение реформ, но конкретных действий не предпринимает.
Когда заместитель министра Павел Ковтонюк заявил, что уже в 2017 году будет введена страховая медицина, все очень удивились. Инициатива просто замечательная. И событие давно ожидаемое. Но ведь это нереально! Необходим перечень медпомощи и услуг, которые гарантирует государство. Необходимо заложить соответствующее финансирование в госбюджет. Это и будут первые реальные шаги к введению страховой медицины.
Правительство, МЗ и профильный комитет должны работать над тем, чтобы изменить принципы финансирования здравоохранения. Законопроект об автономизации лечебных заведений должен быть принят до конца года. Он будет касаться всех - и муниципальных, и государственных больниц. Медицинские учреждения должны будут зарабатывать средства, но это не означает, что на пациентах. Деньги городского и районного бюджетов должны идти в ту больницу, которая предоставляет медпомощь пациенту.
Именно Академия медицинских наук должна быть флагманом - дать научное сопровождение реформ и работать по новым механизмам".
Здравоохранение давно уже стало заложником в политических играх. Дорожные карты, пилотные проекты и реформы разрабатывают по принципу "чтобы понравилось руководству". Запуская очередную реформу, никто не может сказать, какими будут последствия, чем она обернется для населения, медиков, для государства в целом. О научном сопровождении чиновники и слышать не хотят - ученых очень редко включают в рабочие группы, их не приглашают на заседания, при первой же возможности пытаются заменить в комиссиях - чтобы не давили авторитетом.
"Научный подход - это прежде всего прогноз, прогностические модели, системный анализ, - считает вице-президент НАМНУ академик Юрий Кундиев. - Надо искать ответы: чем закончится реформа или пилотный проект? Для здоровья населения в целом. Для отдельных регионов.
В этом случае надо также привлекать НАН, институты кибернетики и системного анализа. Без прогноза, без системного подхода и анализа не может быть создана ни модель академии, ни системы здравоохранения. Давайте смотреть, изучать: то, что предлагается, - это обобщение сложившейся практики (иногда порочной)? Или это действительно новый подход?
Наши реформаторы боятся привлекать ученых, поскольку хотят обойтись без научных прогнозов. Не потому ли, что эти прогнозы не всегда оптимистичны?.."
Институты Академии меднаук известны далеко за пределами Украины. То, что медики умеют делать в академических клиниках, часто называют чудом. На днях вся страна узнала о молодом бойце АТО, который в сердце носил осколок. Хирурги, оперировавшие его сразу после ранения, не верили, что кто-то рискнет достать это "железо" - любое движение могло стать роковым. В Институте Амосова с блеском провели операцию на сердце, пациент выздоравливает, хочет вернуться в АТО.
За последние полтора года в клиниках АМН было пролечено свыше 223 тыс. больных, выполнено более 120 тыс. оперативных вмешательств, подавляющее большинство которых - самого высокого уровня сложности.
Но очередь тех, кому вследствие ранения, травмы или заболевания необходимо высокоспециализированное лечение, не уменьшается. Будут ли принимать больных в следующем году в институтских клиниках - вопрос, скорее, к авторам бюджета, чем к медикам.
"У нас созданы и работают консультативно-экспертные центры диагностического лечения и высокотехнологичной помощи, - рассказывает директор института им. Н.Стражеско, вице-президент НАМНУ Владимир Коваленко. - Они охватывают различные направления - осложненная гипертония, ишемическая болезнь сердца, редкостные нарушения ритма сердца и др. Нет смысла, да и возможностей создавать подобные центры во всех областях и городах. В нашем институте собрано все необходимое для оказания медицинской высокотехнологичной помощи таким пациентам - кадры, оборудование, большой опыт.
Институты НАМНУ готовятся к реформированию в рамках пилотного проекта - будут утверждены протоколы высокоспециализированной медпомощи, рассчитана их стоимость. Мы подготовили всю необходимую информацию - перечень болезней, в каких случаях какое лекарство и затратные материалы нужны и т.д. Пациент, которого будут направлять в клинику, будет знать, сколько стоит его обследование и лечение. Исходя из этого, уже можно думать о следующих шагах по введению страховой медицины".
Принцип "деньги идут за пациентом", о котором все говорят, только на первый взгляд настолько универсален, что сразу изменит ситуацию к лучшему. А на самом деле он работает там и тогда, где и когда есть соответствующее финансирование.
По международным протоколам, например, операция при диагнозе рак простаты, стоит 11 тыс. долл. США. В Институте урологии АМН - очередь на такое лечение. А в его бюджете на одного больного заложена сумма, которой хватает... на несколько флаконов физраствора. В целом же бюджетных денег, которые в течение года клиника получает на лечение, реально хватит лишь на одну такую операцию. Их же в Институте урологии ежегодно выполняют более 120.
Аналогичная проблема - в кардиологии и кардиохирургии, ортопедии, сосудистой хирургии и т.д.
"После продолжительных поисков мне удалось найти на сайте МЗ документ, который объясняет, что такое бесплатная медпомощь, - комментирует ситуацию директор Института урологии НАМНУ профессор Сергей Возианов. - Оказывается, самый "новый" документ, касающийся этого вопроса, - постановление Кабинета министров Украины, подписанное премьер-министром Кинахом еще в 2002 году.
К бесплатной относятся: скорая, неотложная помощь на догоспитальном этапе; амбулаторно-поликлиническая; стационарная - в случаях острого заболевания, когда больной нуждается в интенсивном лечении и круглосуточном наблюдении. В перечень также входит помощь беременным и роженицам; неотложная стоматологическая помощь; лечение в период эпидемий; санаторно-курортное лечение инвалидов; содержание детей в домах малютки.
В этом документе в список бесплатных не включена высокоспециализированная медпомощь в клиниках АМН (за исключением госпитализации больных в остром состоянии). С того времени прошло более десяти лет, но до сих пор на законодательном уровне еще не решили - кто и как должен оплачивать такое лечение".
Средств, выделяемых государством на здравоохранение, не хватает даже на те статьи расходов, которые называют защищенными. Может, финансирование здравоохранения потому и называют подушным, что оно не предусматривает затрат на тело, т.е. на лечение соматических недугов?..
Заработная плата медиков давно уже не обеспечивает ни благосостояние в семьях, ни стабильную работу институтских подразделений. Зарплата заведующего отделением - доктора наук с 30-летним научным стажем, составляет 3620 грн. Сколько он получит на руки, уплатив налоги и социальные взносы? Есть еще бонус - 1% за научное звание. Но из-за недофинансирования академии и перехода на неполную рабочую неделю зарплата уменьшается в соответствии с графиком.
По данным Киевского городского профсоюза медицинских работников, "кадровая ситуация в столице - катастрофическая. Это касается всех уровней медицины - от первичного до высокоспециализированного. Недостаточное финансирование АМН в нынешнем году уже привело к тому, что под сокращение попал каждый пятый научный сотрудник, остальные вынуждены были перейти на работу на 0,5 или 0,25 ставки, что существенно ухудшило материальное положение их семей.
Медперсонал увольняется - в первую очередь медицинские сестры, без которых очень трудно организовать работу в операционных, в реанимации, где выхаживают тяжелых больных. К сожалению, обещанное повышение заработной платы медицинским работникам не улучшит ситуацию - инфляция его нивелирует.
Заложенное в бюджет-2017 резкое уменьшение финансирования АМН приведет к увольнению почти 15 тыс. ее сотрудников. Это означает уничтожение медицинской академии".
Найти выход из тяжелой ситуации медики и ученые своими силами не могут - необходимы законодательные решения. Минфин советует: учитесь зарабатывать деньги. Но в действующем законодательстве, в том числе и Конституции Украины, прописаны совершенно иные требования к коммунальным и государственным медицинским заведениям.
"Министерство финансов, как свидетельствует проект госбюджета, решило сократить финансирование Национальной академии медицинских наук Украины на 80%, - заметил президент НАМНУ академик Виталий Цымбалюк. - Бюджет академических учреждений урезают более чем на 1 млрд грн. А это означает прекращение финансирования наших клинических подразделений, которые являются неотъемлемой частью научных учреждений. Именно там проводятся научные исследования, направленные на разработку новых методов диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний человека.
По ряду показателей качество лечения в учреждениях НАМН Украины превышает показатели европейских стран именно благодаря внедрению результатов их научной деятельности. Так, смертность после операций на сердце в Национальном институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова ниже, чем в клиниках ведущих стран мира. Институт отоларингологии им. Коломийченко успешно решил вопрос лечения глухих детей и взрослых путем слухопротезирования, и т.д.
Уже второй год на базе клинических институтов действует госпитальная академическая база, являющаяся IV уровнем предоставления помощи раненым в зоне АТО. За последние два года здесь получили консультации и лечение 4,6 тыс. участников АТО, из них почти 2 тыс. были госпитализированы.
Академия настойчиво ищет пути решения кризисной ситуации - идет подготовка пилотного проекта. На первом этапе в него включили четыре института: им. Амосова, им. Стражеско, им. Шалимова и им. Ромоданова. Они готовятся перейти на модель хозрасчета, что позволит изменить принципы финансирования. Но, учитывая ст. 49 Конституции Украины, необходимо решение Кабинета министров, которое разрешит НАМН ввести этот пилотный проект.
Если результат будет положительным, к проекту подключатся большинство научных учреждений. Исключение - три института: фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Яновского; эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.Громашевского; педиатрии, акушерства и гинекологии. В этих заведениях лечат социально защищенные слои населения Украины, что требует государственной поддержки и финансирования".
В НАМН подсчитали, что за последние три года государство уменьшило финансирование медицинской науки в 6,7 раза.
В проекте бюджета-2017 есть еще несколько сюрпризов для медицинской сферы. Так, бремя платежей за коммунальные услуги заведений здравоохранения и образования переложат на местные бюджеты.
Кроме того, Министерство здравоохранения намеревается передать им еще и 30 своих институтов. Широкого обсуждения этого решения не было, поэтому ответ на вопрос "с какой целью и какими будут последствия?" каждый будет искать самостоятельно.
Эксперты подчеркивают, что передача государственных объектов в коммунальную собственность несет большие риски - они очень быстро переходят в частные руки. Не исключено, что такие схемы "примеряют" и к институтам АМН, которые в проекте госбюджета оставили без финансирования.
В свое время академик В.Фролькис, оценивая очередную реформу, затеянную госчиновниками, заметил, что "кастрация еще никогда не была эффективным методом лечения импотенции". Похоже, других методов у нас не признают.