UA / RU
Поддержать ZN.ua

Туберкулез: эпидемия страха,

или Как зарабатывать на панике

Ольга Клименко - волонтер, в свое время сама переболевшая туберкулезом, поэтому борьба с эпидемией туберкулеза является для нее и личностным измерением.

"Лечиться от туберкулеза амбулаторно? Вы что?! Нельзя! "Туберкулезники" всех вокруг себя будут инфицировать! Их надо изолировать!"; "Сохраним санатории, потому что детям нужна профилактика", - эти и много похожих возмущений можно услышать, потому что говорить о реформе противотуберкулезной службы сегодня "в тренде", хотя эти лозунги очень далеки от пациент-ориентированной модели лечения, для внедрения которой и начинались изменения. Но, согласитесь, негодовать намного легче, чем разобраться в сути.

Заболеть туберкулезом действительно может каждый, - туберкулез не выбирает людей по их социальному статусу. Но и заболеть не так-то просто. Прежде всего - успокойтесь: туберкулез не передается на открытом воздухе. И если вы все еще продолжаете бояться, оставьте идею сходить в аптеку за маской, потому что она - для больных и нужна, чтобы предотвратить распространение заболевания среди здоровых людей.

А теперь серьезно. Пациент-ориентированная модель лечения никогда не предусматривала, что опасные для окружающих люди будут ходить и заражать всех вокруг. Дело в том, что приблизительно спустя две недели после начала лечения больной перестает быть бактериовыделителем, иначе говоря - опасным для окружения. Такого человека нет смысла держать в изоляции месяцами. Он может продолжить лечиться амбулаторно и не терять социальные связи, работу, взаимоотношения и т.п. Даже больше, "советский" подход к лечению туберкулеза необоснованно дорогой из-за финансирования койко-места. Например, на ребенка во фтизиатрическом санатории выделялось 36 тысяч гривен, в то время как на онкобольного - восемь тысяч. В этих заведениях не созданы условия инфекционной безопасности, поэтому вопрос "профилактики" в целом вызывает сомнение. Кроме того, должны признать, что, имея ресурс, мы не создали условий для развития детей и социально-психологической поддержки. Преимущественно в санаториях для контактных находятся дети из неимущих семей, нередко это дети, которые из-за асоциального образа жизни своих родителей нуждаются в особом уходе и сопровождении психолога, но действующая система заботится только о "пребывании".

Каждый ребенок должен получать тепло, помощь и условия для развития, поэтому, если и финансировать детские учреждения профилактического профиля, то это должен быть комплексный пакет услуг и надлежащие условия. И, опять же, диспансеры не закрывают - их оптимизируют, и теперь они будут получать деньги не за место, а за предоставленные услуги. Больные туберкулезом смогут и будут лечиться и в больнице, пока будут бактериовыделителями, другие смогут получать услуги амбулаторно. И это тоже хорошо, ведь люди смогут жить полноценной жизнью, работать, быть с родными. Для людей с зависимостями или большим риском отрыва от лечения есть услуга социального сопровождения - когда с пациентом ежедневно контактирует ответственное лицо (медсестра, социальный работник). Сейчас совместно с партнерами и Партнерством "Остановим туберкулез. Украина" мы проводим анализ "гепов" - упущенных услуг для финансирования, чтобы поднимать эти вопросы на региональном и национальном уровнях, чтобы учитывались не только медицинские, но и социальные, и правовые аспекты в подходах. Реформа и преодоление эпидемии в Украине - это ответственность всех государственных учреждений и каждого из нас лично.