UA / RU
Поддержать ZN.ua

С поля к столу: с точки зрения производителя

Насколько оправданно создание единого органа — Госветфитослужбы под крышей ветеринарной службы?

Авторы: Татьяна Бутусова, Лидия Суржик

- Геннадий Дмитриевич, какие слабые места (пробелы) имеются в действующей системе контроля качества продуктов питания? - обратились мы к директору Лиги производи­телей пищевых продуктов Г. КУЗНЕЦОВУ.

- Фактически на протяжении всей истории существования государства Украина система государственного контроля пищевых продуктов могла быть охарактеризована как таковая, которая не имела четко установленной организационной структуры на национальном уровне (вследствие чего происходило дублирование функций конт­рольными органами, создавались дополнительные препятствия для предприятий, неэффективно использовались бюджетные средства и не согласовывались действия между этими органами); не имела системы планирования на национальном уровне и не подвергалась корректной оценке с точки зрения результативности и эффективности мер, которые принимались; ложилась значительным финансовым и организационным бременем на предприятия, которые были вынуждены платить за осуществление государственного контроля два раза и больше.

К сожалению, в течение последних десяти с лишним лет все попытки разграничить функции по контролю приводили к негативным последствиям, - дублирование контроля только усиливалось. Возможно, основной причиной этого был подход к решению проблемы: контрольным органам поручалось самим решить указанную проблему, и каждый из них не захотел потерять свои полномочия.

- Насколько оправданно создание единого органа - Госвет­фитослужбы под крышей ветеринарной службы? Еще на одну монопольку станет больше?..

- В мире практикуются такие варианты организационной структуры системы контроля безопасности пищевых продуктов, здоровья животных и растений: с участием нескольких ведомств; интегрированная; на основе одного ведомства.

Следует отметить, что нет идеальной системы, которая бы подошла всем государствам. В конце концов, каждая страна должна проводить институционные реформы и реструктуризацию согласно своему историческому и политическому контексту. Реформы проходят очень сложно, поскольку нуждаются в перераспределении ресурсов и персонала. Но они важны для результативного и эффективного внедрения и функционирования систем обеспечения безопасности пищевых продуктов и здоровья сельскохозяйственных животных и растений.

Несколько слов о каждой из моделей организации государственного контроля пищевых продуктов.

1. Система с участием нескольких ведомств (именно такая существовала и фактически существует в Украине).

Этот подход распространен во многих странах. Однако для него характерны такие проблемы: дублирование функций или, наоборот, отсутствие регулирования в определенной сфере, разное применение одних и тех же норм вследствие отличий в подходе государственных контрольных органов, разногласия и путаницы в практическом применении законодательства.

2. Интегрированная система.

Согласно такой модели, отдельное государственное учреждение формулирует стратегические задачи, планирует и координирует всю деятельность по контролю, проводит мониторинг и аудит деятельности по контролю пищевых продуктов, который выполняют другие учреждения и организации; осуществляет менеджмент рисков и коммуникации относительно рисков и/или полный анализ рисков. Прове­дение непосредственно контроля и другие функции полностью или частично остаются в ведении других контрольных органов на национальном и местном уровнях.

3. Система на основе одного ведомства.

Если взглянуть на мировые тенденции, то можно уверенно сказать, что именно эта система приобретет наибольшее распространение в мире. Опыт стран ЕС также подтвердил, что в случае существования нескольких органов по конт­ролю продовольственной продукции наиболее приемлемым путем к созданию результативной и эффективной системы государственного контроля является проведение институционной и организационной реформы, которая уполномочит одно государственное учреждение осуществлять контроль продовольственной продукции «от поля до стола потребителя».

- Упростит ли выход на европейский и мировой рынки украинским производителям пищевой продукции создание новой системы контроля?

- Потенциально - да. Но для закладки реальной основы под
решение этой задачи новообразо­ванная система государственного конт­роля должна отвечать по меньшей мере таким критериям:

1. Определение государственного органа (с установленными законодательством полномочиями), который должен организовывать систему контроля продукции в течение всей пищевой цепи, от фермы до стола потребителя (то есть кормов, скота, продовольственного сырья и пищевых продуктов).

2. Установление законом требований к разработке, реализации и регулярной проверке выполнения национального долгосрочного плана по государственному контролю.

3. Предоставление уполномо­ченному органу права делегировать часть своих полномочий другим конт­рольным органам при условии обеспечения: полного соответствия деятельности контрольных органов национальному плану по контролю, разработка которого координируется уполномоченным органом; регулярной проверки результативности деятельности контрольных органов со стороны уполномоченного органа.

4. Применение уполномоченным органом и другими контрольными органами элементов современных систем менеджмента качества.

5. Применение анализа риска во время принятия управленческих решений и подготовки законодательных и нормативных документов.

6. Перенесение внимания по контролю готовой продукции на оценку результативности системы обеспечения безопасности продукции НАССР, которую должны применять ее производители.

7. Обязательное внедрение в лабораториях, осуществляющих испытание продукции для нужд официального контроля, системы менеджмента качества согласно стандарту ISO 17025 или аналогичного европейского стандарта.

8. Существование исчерпывающего (или близкого к исчерпывающему) перечня административных услуг и видов государственного конт­роля, затраты на которые возмещаются за счет операторов рынка.

9. Внедрение механизмов конт­роля за функционированием системы государственного контроля со стороны общества через регулярную отчетность перед общественностью о планировании деятель­ности и ее результатах.

Читайте также:

«Де - теля, а де - немовля»

Иван Бисюк: «Говорить о том, что ветеринары некомпетентны, неправильно»

Вместо козла отпущения