UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не там ищете, господа!

Приближается столетний юбилей Украинского Общества Красного Креста. В апреле 1918 года в Киеве состоялся внеочередной съезд отечественных приверженцев этого международного движения, на котором и было основано самостоятельное национальное Общество Красного Креста.

Автор: Александр Артеменко

Приближается столетний юбилей Украинского Общества Красного Креста. В апреле 1918 года в Киеве состоялся внеочередной съезд отечественных приверженцев этого международного движения, на котором и было основано самостоятельное национальное Общество Красного Креста.

Всего пять лет общество имело возможность беспрепятственно формировать гуманитарное направление своей деятельности. Важнейшими задачами в то времени была реэвакуация военнопленных всех армий, воевавших на территории Украины, помощь беженцам, детям-сиротам, борьба с массовыми эпидемиями инфекционных болезней. Была создана мощная сеть хозяйственных предприятий и медицинских учреждений, через которые Общество Красного Креста (ОКК) оказывало медицинскую и продовольственную поддержку населению. Это сыграло решающую роль в преодолении голода и тяжелых болезней в Украине в 1921–1923 гг. К борьбе с бедствием общество привлекало зарубежные благотворительные организации: "Джойнт", АРА, Чехословацкий Красный Крест, "Миссию Фритьофа Нансена" и другие.

Но, начиная с 1923 года, власть заставляет ОКК выполнять не свойственную ему задачу: осуществлять военно-санитарную подготовку населения к защите государства. И вскорости военно-оборонное направление становится главным в его деятельности. Тогда впервые Украинский Красный Крест был лишен независимости - одного из фундаментальных принципов международного движения Красного Креста, согласно которому "национальные общества, оказывая помощь правительству в его гуманитарной деятельности и следуя законам своей страны, должны тем не менее всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Международного движения". А с созданием Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР в 1925 году с независимостью национальных обществ, в том числе и украинского, на просторах СССР было покончено окончательно.

Но и этого власти оказалось мало. К лишению самостоятельности добавился еще и откровенный государственный грабеж: в 1938 году постановлением Совета народных комиссаров все принадлежащие Красному Кресту Украины учреждения от него отчуждаются, то есть к Наркомату здравоохранения отходят 8 больниц, 50 поликлиник, 144 аптеки, 17 медицинских складов, 62 дезинфекционных бюро, предприятия медицинского оборудования в Киеве, Полтаве, Виннице, Одессе, Харькове, Запорожье.

Когда началась Вторая мировая война, 100 тысяч медицинских сестер, санинструкторов и сандружинниц отправились на фронт спасать раненых бойцов. Тогда же Красный Крест становится инициатором бесплатного донорства. Первый донорский центр был открыт именно в Киеве - в июне 1941-го, на улице Виноградной. А в целом их было создано тысячи.

Не менее тяжелым было и послевоенное восстановление: эпидемии, вспыхнувшие еще в годы оккупации, высокий травматизм на производстве и в быту, когда люди калечились из-за взрывов бомб, мин, снарядов и других боеприпасов, которыми была густо усеяна наша земля после войны. Население остро нуждалось в медпомощи. А вместе с тем почти в
200 районах республики не осталось ни одного хирурга, на всю Украину не насчитывалось и 12 тысяч врачей. Поэтому вместе с санитарными государственными учреждениями и медицинской общественностью ОКК принимается восстанавливать сети лечебных учреждений, бань, столовых, здравниц, берет под свою опеку солдатских вдов, матерей погибших воинов, ветеранов-инвалидов. Сандружинницы общества помогали им по хозяйству, обеспечивали продуктами и медицинским обслуживанием. Со временем для участников войны были созданы Дома ветеранов войны и труда, клубы и медико-социальные центры, гериатрические поликлиники Красного Креста.

В так называемые застойные 1970–1980 гг. свою основную деятельность общество сосредоточивало на совершенствовании медико-социальной работы центров Красного Креста. Именно тогда в Верховный Совет СССР впервые избрали представителей общественных организаций, в частности и двух от Общества Красного Креста Украины, - его президента, кандидата медицинских наук И.Усиченко и председателя Днепропетровской областной организации Красного Креста И.Тарасова. К тому времени Общество Красного Креста уже привыкли воспринимать как одно из звеньев государственной системы здравоохранения. Самостоятельность этой добровольной общественной организации была полностью ликвидирована, и вся ее деятельность проходила под руководством органов здравоохранения.

Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, союзная власть всячески пыталась приуменьшить масштабы катастрофы, скрыть их от мирового сообщества. Поэтому руководство советского Красного Креста не желало и слышать об обращении в Международную федерацию Красного Креста за помощью. Национальное же общество не имело соответствующих полномочий. На заседании президиума Красного Креста СССР президент ОКК Украины трижды выдвигал требование включить в повестку дня обращение в Международную федерацию о помощи пострадавшим в Чернобыльской катастрофе, и трижды его проигнорировали. Подействовала только угроза И.Усиченко покинуть заседание и созвать пресс-конференцию. За предложение проголосовали, и оно получило единодушную поддержку. Обращение в Международную федерацию отправили, и уже вскоре ее эксперты, изучив ситуацию непосредственно на месте аварии, дали рекомендации, согласно которым и разработали программу помощи. Именно благодаря тому, что Украинский Красный Крест не изменил своим фундаментальным принципам, люди наконец почувствовали, что не брошены на произвол судьбы, а власть впервые за многие десятилетия вынуждена была отдать инициативу общественной организации. Усилиями Общества Красного Креста для помощи потерпевшим от аварии было привлечено более
35 млн долларов.

Немало посягательств на нейтралитет Красного Креста было и после обретения Украиной независимости. В 1990-х гг. неоднократно приходилось отказываться от "бескорыстной" помощи отдельных партий и движений в обмен на политическую поддержку, разъяснять их лидерам, что Красный Крест обязан руководствоваться принципами нейтральности и беспристрастности, не принимать политических заявлений, не комментировать причин и хода конфликтов, не поддерживать ни одну из сторон в конфликте.

Указом президента Украины от 28 октября 1992 г. "Об Обществе Красного Креста Украины" оно было признано единственным национальным обществом Красного Креста, уполномоченным содействовать органам государственной власти в их деятельности в гуманитарной сфере. Согласно правам и полномочиям, предоставленным этим указом, Национальное общество Красного Креста Украины 25 октября 1993 года стало полномочным членом Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца. С этого момента начинается его активная интеграция во всемирное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, стремительный рост его авторитета среди зарубежных коллег. В подтверждение этого можно привести немало примеров. Так, Украинское общество Красного Креста тайным голосованием неоднократно избиралось в состав правления Международной федерации - ее вышестоящего органа. Иван Игнатьевич Усиченко в 2005 году был избран в состав правления Комиссии Международной федерации по здравоохранению и социальной помощи. Служба поиска Красного Креста Украины на Европейской региональной конференции по восстановлению родственных связей, проходившей в 2006 году в Киеве, признана одной из лучших в Европе, а по мнению президента Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца Тадатеру Коноэ, украинское общество является безоговорочным лидером среди соответствующих организаций на постсоветском пространстве.

Международный авторитет в значительной мере содействовал Украинскому Обществу Красного Креста в его работе по возвращению из Афганистана наших пленных, выяснения судьбы тех, кто пропал без вести во время войны в этой стране, поиску мест захоронения погибших. Поскольку на то время Украина не имела дипломатических отношений с Афганистаном, Украинское Общество Красного Креста вышло на прямой контакт с Афганским Обществом Красного Полумесяца и договорилось с ним о помощи и посредничестве в этом святом деле.

Всегда вызывает уважение иностранных коллег одна из основных программ деятельности Красного Креста Украины - медико-социальная помощь незащищенным слоям населения. Инвалидам, немощным и одиноким людям преклонного возраста помогают патронажные сестры, отряд которых - самый многочисленный на постсоветском пространстве. Если в Российской Федерации и в Беларуси их насчитывается несколько десятков, то в Украине этим благородным делом занимаются 3200 патронажных сестер. В отдаленных от больничных учреждений районах созданы дневные стационары, фельдшерско-акушерские пункты, пункты первой медпомощи, центры и комнаты социальной помощи с банками одежды и прокатными пунктами, где те, кто в этом нуждается, имеют возможность получить костыли, инвалидные коляски и т.п.

Еще одной чрезвычайно важной программой является обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям. В каждой областной, городской и в большинстве районных организаций Красного Креста созданы неприкосновенные запасы одежды, обуви, пищевых продуктов, медикаментов - всего, что необходимо людям в первые дни бедствия, пока не поступила основная помощь.

Вот такой выразительный, хотя и далеко не полный послужной список милосердия Украинского общества Красного Креста, с которым оно приближается к своему 100-летнему юбилею. И кто бы мог подумать, что к круглой дате сотрудники Красного Креста получат от государственных органов очень своеобразный "подарок": обвинения в мошенничестве и коррумпированности?

Ныне мы являемся свидетелями громкого скандала, разгорающегося со скоростью пожара, политого керосином. Именно стремительное развитие событий приводит к мнению, что скандал раскручивается по тщательно разработанной технологии, за которой стоят заинтересованные лица. Сначала появляются заявления волонтеров, ставших свидетелями коррупционных действий сотрудников этой общественной организации, вслед за ними - многочисленные журналистские расследования, подтверждающие обнародованные факты, затем, согласно правилам жанра, звучат обвинения в адрес руководства. И хотя руководство немедленно реагирует, наказывая виновных и освобождаясь от них, оно уже вынуждено оправдываться перед общественностью. А оправдывается - значит, и само не без греха, разве нет?

Еще один выразительный признак: несмотря на многочисленные сообщения (которыми пестреет Интернет) о существенной помощи от Международного Красного Креста в связи с агрессией на востоке Украины, ни в одном из них не упоминается об участии в этом процессе Общества Красного Креста Украины. Создается впечатление, что оно самоустранилось или уже самораспустилось. А вся помощь - это только благодаря личным договоренностям державных мужей. Поэтому уместно напомнить, что на протяжении 2014 - 2016 гг. Обществом Красного Креста для помощи переселенцам и лечебным учреждениям (гражданским и военным) было привлечено от зарубежных национальных обществ Красного Креста более 0,5 млрд грн.

Вслед за этим - отчет Государственной аудиторской службы о плановой ревизии Министерства здравоохранения, где речь идет о том, что в течение 2013–2015 гг. и І квартала 2016-го министерство из государственного бюджета профинансировало 252,3 млн грн на содержание патронажной службы ОКК, которая якобы не осуществляла деятельности в сфере здравоохранения. И, наконец, как вишенка на торте, заявление и.о. руководителя МЗ Украины о том, что оно, начиная с текущего года, прекращает финансировать из государственного бюджета патронажную службу Общества Красного Креста на том основании, что не видит смысла в дублировании службой функций Минсоцполитики в части предоставления социальных услуг одиноким нетрудоспособным гражданам преклонного возраста, детям-сиротам, инвалидам, беспризорным, немощным и другим социально незащищенным слоям населения, нуждающимся в заботе и поддержке.

Своевременно появилось и заявление Transparency International Украины о том, что Украинское общество Красного Креста якобы не смогло объяснить, куда потрачены полученные от государства 253 млн грн. Очевидно, кто-то ввел в заблуждение уважаемую организацию. Общество всегда предоставляло прозрачную отчетность о деятельности и затратах патронажной службы, службы поиска и специалиста по международному гуманитарному праву, которые финансируются из госбюджета. Вот данные за 2013–2015 гг. и
І квартал прошлого года: на финансирование упомянутых должностей из бюджета было получено 255,4 млн грн; налог на заработную плату из этой суммы составлял 65,8 млн; уплачен членский взнос в Международную федерацию Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в размере 0,852 млн грн за указанный период.

Учитывая затраты общества на услуги связи и почтовую переписку с целью поиска, на банковские услуги за проведение расходов на заработную плату, среднегодовая зарплата сотрудников патронажной службы, специалиста по гуманитарному праву и службе поиска составляла в 2016 году 1640 грн в месяц.

Еще одно обстоятельство, дающее основания для сомнений: против шквала обвинений в адрес ОКК не слышно ни единого слова в его защиту. Трудно поверить, что у общества нет признательных приверженцев. Бесспорно, их немало, но слова им не дают.

Традиционно Общество Красного Креста Украины было на постоянной связи с Министерством здравоохранения, другими государственными органами, задачами которых является забота о немощных и нуждающихся. Ведь делается общее дело, и координация усилий никогда не помешает. Но на сегодняшний день связь прервалась, какие-либо контакты прекратились. В последний раз МЗ обращалось к Обществу Красного Креста в прошлом году - с просьбой помочь приобрести вакцины и лекарства для лечебных учреждений, использовав возможности партнерства между национальными обществами. Общество откликнулось на просьбу и уже в начале февраля этого года получило от французского Красного Креста в качестве гуманитарной помощи противомалярийные препараты. С того времени эти препараты находятся на хранении в государственном предприятии "Укрвакцина", принадлежащнм МЗ Украины. В соответствии с процедурами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также с Законом Украины "О гуманитарной помощи", ОКК должно отчитаться перед французскими коллегами и гуманитарной комиссией Минсоцполитики о том, как именно использована гуманитарная помощь. Но неоднократные обращения в МЗ о планах использования полученных им препаратов для информирования ФКК и Минсоцполитики Украины до сих пор остаются без ответа. Молчит и и.о. министра здравоохранения г-жа Ульяна Супрун.

Разоблачать коррупционеров, мошенников и их приспешников - первоочередная задача для разграбленной собственными дельцами Украины. И, к сожалению, есть множество примеров того, когда власть лишь декларирует свою готовность искоренять эти позорные явления, вредящие как благосостоянию страны и ее народа, так и репутации государства в мире. С одной стороны, 250 млн грн, которые инкриминируются Обществу Красного Креста Украины, потрачены на крайне важное и благородное дело. А с другой... Да хотя бы те же печально известные "вышки Бойко", обошедшиеся государству в лишние 300 млн долл. Человек, чьим именем названа афера, так и не понес никакой ответственности. Не там ищете, господа!