Вовремя закупить и заключить договоры на необходимое для страны количество вакцин Минздрав не смог. Весь процесс сопровождался неразберихой и скандалами. Это, в том числе, сильно повлияло на доверие граждан к наконец завезенной вакцине. Люди из приоритетных групп вакцинируются неохотно. Сама кампания вакцинации не продумана несмотря на то, что времени на это было много, и что на данный момент в Украине — всего 500 тысяч доз вакцин, за вычетом уже оприходованных. Из-за этого столь долго ожидаемые страной дозы вакцины просто выбрасываются. Минздрав же на собственные промахи продолжает реагировать запоздало и тупо. В итоге получается, что практически любой человек, назвавшись общественным или публичным деятелем, может претендовать на прививку вне очереди.
«Житомирская область — в красной зоне. И вчера было сделано 40 вакцинаций.... Если ехать на машине и кидать шприцы в людей, случайных попаданий будет больше (извините за сравнение)», — пишет на своей странице в Фейсбук Матвей Хренов, до 2018 года бывший заместителем мэра Житомира.
По его словам, область получила более 17 тысяч доз вакцин, а с такими темпами процесс вакцинации растянется месяца на четыре.
Экс-замминистра Минздрава Павел Ковтонюк для стимуляции процесса иммунизации в шутку предлагает профильному министерству закупить и выдавать вакцинировавшимся любимые многими фруктовые конфетки «Равлик Боб» отечественного производства. А Минцифры тем временем — создать отдельный электронный реестр их получивших.
В принципе, если вспомнить запрет на продажу носков во время локдауна, то любой из этих вариантов — и бросание шприцов, и «Равлик Боб» в качестве бонуса — не покажется таким уж неправдоподобным.
Но Минздрав все же избрал другой путь. И своим приказом от 01.03.2021 №369 внес изменения в «Дорожную карту внедрения вакцины...» (приказ №3018 от 24.12.2020), согласно которым с целью снижения рисков не использовать вакцины (в каждом флаконе с Covishild, закупленном Украиной — 10 доз вакцины, а срок годности открытого флакона — 6 часов), рекомендовал привлекать к публичной «вакцинальной сессии публичных и общественных деятелей».
Это, похоже, не сильно помогло. Прошло несколько дней, но несмотря на появление в соцсетях хроник о самочувствии некоторых счастливо вакцинировавшихся «общественных деятелей», 5 марта, например, были привиты 3277 человек. Следует понимать, что когда в сообщениях о количестве вакцинированных за сутки мы видим цифры, не кратные 10, это означает, что какое-то количество доз было попросту выброшено. Цифра «3277» говорит о том, что не использованы были 3 дозы вакцины. То есть утилизировали минимум один, а, возможно, и сотни флаконов, поскольку в круглые десятки могло сложиться множество нечетных остатков вакцин.
Почему так происходит? Да потому, что предусмотрев в Дорожной карте возможность отдавать невостребованные дозы «публичным и общественным деятелям» и тем самым популяризовать вакцинацию, Минздрав не подумал о механизме — как именно это делать. И если Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также распространению оружия массового поражения», принятый в 2020 году, в ч.1 ст.1 п.37 дает список национальных публичных деятелей (хотя по региональным все равно непонятно), то определение понятия «общественный деятель» в украинском законодательстве отсутствует.
Все приблизительно понимают, что общественная деятельность — это некие систематические усилия, направленные на продвижение социальных, политических, экономических, экологических или других изменений с целью улучшить жизнь общества. Но поле деятельности для общественного деятеля — весьма широкое и никакими законодательными рамками не обозначено. Если говорится, что общественного деятеля можно привить на камеру в целях популяризации процесса, и такое понятие вводится в подзаконный нормативный акт, то, очевидно, его необходимо пояснять. Потому как я, например, не понимаю: если каждое утро, совершая пробежку в лес, я заодно собираю «встретившийся» мне по дороге мусор, а потом сообщаю об этом в соцсетях, как о достойном подражания личном примере, то я — общественный деятель или все-таки нет? Кто оценит значимость моего вклада? Каковы критерии полезности общественного деятеля?
Прояснить ситуацию я попыталась, позвонив на горячую линию Минздрава. Вопросы были такие: как записаться на вакцинацию публичному или общественному деятелю, и как понять, кто это такие? Привожу разговор почти полностью. Он прекрасно демонстрирует логику хаоса Минздрава в процессе вакцинации.
—С вами свяжутся региональные координаторы и расскажут о плане действий, — ответила на мой вопрос девушка-оператор.
—А откуда региональные координаторы знают, как со мной связаться?
—Ну если вы общественный деятель, то это должно быть где-то записано.
—А как записывают общественных деятелей? Какова процедура? Вдруг обо мне забыли?
—Мы можем вас записать. И о вас точно не забудут.
—Но я бы все-таки хотела понять, кто это — общественный или публичный деятель? Как понять, человек им является или нет? Каковы критерии?
—У вас есть удостоверение общественного деятеля?
—А кто его выдает?
—Ну если вы общественный деятель, то это же должно быть законодательно подтверждено.
—Так я вас и спрашиваю: в каком законодательном акте прописаны критерии, опираясь на которые можно определить: является человек общественным или публичным деятелем?
— Я могу записать вас в очередь на вакцинацию или, если вы подтвержденный общественный деятель...
—Кем подтвержденный? Я подтверждаю, что я — общественный деятель.
—Ну это должно быть подтверждено каким-то документом.
—Каким? Я напишу расписку, что я — общественный деятель. Это документ?
—То есть вас интересует, какой документ должен подтвердить, что вы — общественный или публичный деятель? Подождите, пожалуйста.
(Спустя несколько минут) У нас нет информации о разнице между публичным и общественным деятелями. Но я поговорила с ответственным сотрудником, и мы можем предложить записать ваши данные и передать их региональному координатору.
— Записать мои данные как кого? Я хочу понять, какова процедура, каким образом публичному деятелю или неизвестному общественному деятелю попасть на вакцинацию?
—Списки собираются региональными сообществами. Я так понимаю: то, что человек является общественным или публичным деятелем, должно быть где-то записано.
—Это ваше понимание и ваша фантазия. Я хочу понять, каким образом публичный или общественный деятель попадает в списки региональных координаторов.
—Все, что я могу сейчас сделать, это зафиксировать ваше обращение, передать его региональному сотруднику, он свяжется с вами, и вы сможете узнать свой номер в очереди.
—Я правильно понимаю, что порядок такой: звонишь на горячую линию, говоришь, что ты общественный деятель, и тебя записывают в очередь с порядковым номером?
—Я передам ваш контакт региональному координатору, он вам перезвонит и запишет.
—И я получу вакцинацию?
—Да.
— Но кто такие публичные или общественные деятели вы не знаете?
—У нас нет такой информации. Но если вы знаете, что точно к ним относитесь, вам перезвонят.
—А если не знаю?
—Ну, как это вы не знаете? Вы же позвонили с тем, что вы общественный деятель, и услышали, что если останется вакцина, то вас провакцинируют.
—Я не услышала. Об этом говорится в приказе Минздрава. И я хочу понять, каким образом это происходит — кто такие общественные и публичные деятели и как им получить прививку. Это же просто, правда? Я поняла: вы не знаете. Процедура до вас не доведена
—Пока мы такого не делали. Все, что я могу для вас сейчас сделать, — передать ваши данные региональному сотруднику, и он с вами свяжется.
—Масса общественных деятелей уже получила вакцину, как видно из соцсетей в частности. Каким тогда образом это произошло, если к вам с таким вопросом не обращались? Или их взяли из того реестра, о котором вы говорите?
—Это вопрос уже не к нам.
—Ладно. Запишите меня, пожалуйста, на вакцинацию. Вы же видите мой номер телефона?
—Да. Записываю. И передаю информацию сотруднику, который потом с вами свяжется.
—Журналисты относятся к общественным или публичным деятелям?
—Да, журналист — это публичная личность.
—Вы так уверенно сказали. Почему вы так решили?
—Прошу прощения. Такой информации у нас нет. Я записала ваши контактные данные, с вами свяжутся.
***
Ждем. 15578 вакцинированных за 10 дней. С такой скоростью процесса и логикой хаоса от Минздрава можете сами попробовать подсчитать, сколько времени понадобится на иммунизацию только приоритетных групп населения. Если вы хотите вакцинироваться, но ваша очередь далеко, вы можете попробовать записаться общественным или публичным деятелем. Возможно, у вас получится обмануть систему.
Я не стала доводить этот эксперимент до конца и пользуясь статусом журналиста записываться в качестве общественного деятеля, а тем более прививаться. Это просто аморально в той ситуации, когда есть много людей, которым эти вакцины сейчас нужнее, чем нам. Тем не менее мы обнаружили брешь. И дело Минздрава — ее залатать.
Все статьи Аллы Котляр читайте здесь.