Нам как-то сильно не везет с министрами здравоохранения. Особенно в последний год. С осени по осень их сменилось уже трое, и каждый новый становился источником все более эпичных фейлов.
Сильно впечатлило меня интервью министра здравоохранения Максима Степанова, данное им недавно LB.ua. Если бы подобные заявления министр сделал на входе, это было бы, конечно, сильно странно, но еще хоть как-то объяснимо — ну, не разобрался пока человек. Но спустя все, что происходило за последние полгода, сказанное тянет, пожалуй, на премию Павлова. И было бы, наверное, очень смешно, если бы не было так страшно. На 100% можно согласиться только с одним утверждением Максима Степанова: «У нас в стране — много фантазеров». Добавлю: и главный из них — нынешний министр здравоохранения.
Взять, например, бюджет. Экс-замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк, анализируя статью расходов на здравоохранение из уже опубликованного проекта бюджета, приводит фразу из книги Ивана Семесюка: «У нас нет не только средств, но и денег». На Программу медицинских гарантий-2021 (ПМГ) в нем предусмотрено 123,4 млрд грн, что на 27,4 млрд больше, чем в 2020-м (72 млрд грн были рассчитаны на 9 месяцев, таким образом на 12 месяцев было бы 96 млрд грн).
«Но не спешите радоваться. Деньги будут, но не сейчас, и не все, и не факт, что у нас», — отмечает Павел Ковтонюк. И приводит свои расчеты: 7 млрд грн «съест» инфляция (7,3%); на повышение минимальных зарплат уйдут 15,4 млрд грн; отдельный тариф на лечение ковид заберет еще 5 млрд грн. Таким образом увеличение бюджета ПМГ-2021 уже ушло в ноль, даже без обещанного Максимом Степановым повышения тарифов. А ведь нужно еще выполнить и другие щедрые обещания министра — повысить на 30% зарплаты врачам (23,6 млрд грн) и доплатить 300% медикам в ковидных больницах (на полгода — 14,5 млрд грн). На все это в проекте бюджета уже не хватает 38,1 млрд грн. При этом не факт, что будут выделены даже 123,4 млрд грн. «…правительству во время бюджетного процесса следовало бы учесть текущее состояние экономики и обуздать свои аппетиты при планировании расходов, — пишет редактор отдела «Экономика» ZN.UA Юлия Самаева. Но министр-фантазер требует намного больше — 296 млрд грн, из них 225 млрд грн — на ПМГ. Вот только взять их неоткуда…
Заявляя, что деньги надо тратить эффективно, министр отмалчивается, когда 35 млрд грн из Фонда ковид уходят на строительство дорог. «Забывает» о том, что госзакупки зависли, потому что Минздрав пытался получить контроль над этими средствами и процессом. Эффективной тратой вряд ли можно назвать и единственную закупку Минздравом биокостюмов.
Уже выделенный из ковидного Фонда бюджет в 14,3 млрд грн Минздрав освоить не может. На сегодняшний день из этой суммы израсходовано лишь 3,5%. Еще 100 млн грн будут уплачены после завершения всех процедур по закупке аппаратов ИВЛ. Первые торги уже были провалены. Установленная Минздравом цена 500 тыс грн за один аппарат не дает возможности ГП «Медзакупівлі України» закупить оборудование хорошего уровня. Поэтому, скорее всего, будут провалены и вторые торги, и аппараты ИВЛ мы в этом году не получим.
Конец сентября, прогнозы все тревожнее. Неделю назад Максим Степанов наконец определился с потребностью в кислородных концентраторах. Спустя шесть (!) месяцев министерство не поставило ни одной кислородной станции и ни одного концентратора. Хотя, в отличие от ИВЛ, это оборудование на мировом рынке все время эпидемии было доступно. Но основной ресурс сейчас уходит на закупку неоправданно большого количества КТ и ангиографов для так называемых опорных больниц. Сформулированные медико-технические задания не допускают к участию в торгах ряд ведущих мировых компаний. При этом цены сильно завышены. ZN.UA будет отслеживать как закупки, так и то, куда они в результате будут поставлены. Чтобы не случилось так, что оборудование будет просто простаивать.
Если о кислороде Максим Степанов наконец вспомнил, то о том, что койко-места прежде всего должны быть обеспечены квалифицированным персоналом, кажется, не задумывается вообще. Да, понятно: времени подготовиться всегда не хватает. У нас и зима каждый год наступает совершенно неожиданно. При том, что количество госпитализаций (и смертей) от ковид в стране растет; тестирование, по сути, стало тестом на выживание и достаток, а адаптивный карантин и новое зонирование вызывают недоумение, министр здравоохранения на вопрос, есть ли у него альтернативный план, отвечает: «А у вас есть?». И продолжает: «…Не существует другого пути остановить коронавирус, кроме как выполнение установленных правил. …Нет другого варианта, кроме как пользоваться маской и соблюдать дистанцию».
А как же эпидрасследования, наблюдение за контактными, тестирования? Можно же было на раннем этапе привлечь частные лаборатории? — сокрушается журналист. «Они привлечены», — говорит министр. Да, привлечены. За наши денежки, господа. Извольте выложить от 1500 до 3000 грн за тест, который понадобится не один. Пациентов, как реальных, так и потенциальных, министр как-то вообще не очень видит. Только врачей. Правда, в основном, — на словах.
Между тем, в том, что процессы тестирования, выявления и изоляции в стране не налажены — прямая вина Минздрава. Деньги на это были. Руководство просто не поняло, куда их следует направить в первую очередь. Вряд ли Максиму Степанову стоит хвастаться тем, что количество тестирований с 200 увеличилось до 30 тысяч в день. Коэффициент выявления среди протестированных у нас сегодня более 11%. Рекомендованный ВОЗ — менее 5%. Чтобы достичь этого показателя, нам уже сегодня необходимо проводить около 55–60 тысяч тестирований в день. Задача — тестировать не тех, кто уже заболел и попал в больницу, а выявлять бессимптомных, тем самым не давая заболеванию распространяться.
Но ресурса на увеличение нет. Очереди на тестирование в разных областях — до недели. И Минздрав находит гениальный выход дабы разгрузить лаборатории — издает приказ о сокращении категорий, подлежащих обязательному тестированию, ослабляет протокол. До этого не додумался никто в мире. При этом главный санитарный врач Виктор Ляшко заявляет, что Украина проводит больше тестов, чем Польша. Манипуляция цифрами и фактами, похоже, — главное, чем министр и его заместители овладели почти в совершенстве.
«У нас есть четкий план», — говорит министр. План, хоть и не четкий, но виден, пожалуй, лишь в одном. Максим Степанов возглавил список «Слуги народа» на выборы в Одесскую облраду. То ли запасной аэродром себе готовит, то ли просто побудет в списке лицом для привлечения электората. Ситуация, согласитесь, для министра щекотливая. Но Максиму Степанову кажется, что он достаточно убедителен. «Депутат облрады — это не та должность, которую нельзя совмещать с другой», — говорит он.
Представили себе, как трудоголик-министр разрывается между двумя работами и двумя городами?
Возможно Максим Степанов думает, что в сутках часов значительно больше, чем на самом деле, потому что он плохо учил в школе математику? Иначе трудно объяснить, откуда министр почти сразу после своего назначения взял цифру 50 тысяч медиков, которые будут уволены в результате плохой медреформы. Эта широко озвученная и много раз повторенная министром цифра все время вызывала вопросы, и вот наконец общественность услышала ее объяснение. Оказывается, министр просто взял весь персонал 332 больниц, получивших от НСЗУ финансирования приблизительно на 50% меньше, чем в 2019-м, и к нему прибавил часть персонала других больниц, получивших, например, на 40% меньше финансирования. Вот так и получилась у него очень гипотетическая, но весьма шокирующая граждан цифра в 50 тысяч медиков, вмиг потерявших работу по всей стране. Как говорится, без комментариев.
А сколько все-таки врачей на самом деле было уволено с апреля 2020-го по настоящий момент?
На этот вопрос у министра ответа нет. Хотя Максим Степанов говорит, что медстатистику в Украине отменила одна из предшественниц, мне удалось получить эти цифры в НСЗУ (см. рис). Не знаю, что помешало это сделать министру. Судя по цифрам, массовых увольнений не случилось. Например, с 1 апреля уволились 3815 врачей вторички. Около 50% из этого количества – в связи с выходом на пенсию.
Максим Степанов утверждает, что это он спас ситуацию, введя переходное, антикризисное финансирование. Да, действительно: еще в апреле 906 млн грн были перераспределены из ПМГ и переданы обратно в субвенцию, чтобы в течение квартала поддержать маломощные медучреждения, не имевшие возможности подготовиться к реформе, и в результате они получили большой дефицит. Вопрос в том, что в постановление тогда добавили один гениальный абзац, что эти средства можно также тратить на 300% доплаты медикам по COVID-19 за март. Со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Точно так же министр ставит себе в заслугу поднятие зарплаты врачам, которое еще не произошло. Ранее министр называл дату: с 1 июня, потом — с 1 июля, теперь — с 1 сентября. Почему? Все понимают: денег нет, и дату оттягивали так, чтобы деньги не закончились до выборов, а потом… та-дам — вместо подготовки системы к борьбе с ковидом, средства из ковидного Фонда вытащили на повышение зарплат всем…
На вопрос, как то, что еще не заработало, могло повлиять на решение медперсонала, которому пять месяцев нужно было кормить свои семьи на 0,25% ставки, согласно утверждениям Максима Степанова, ответьте сами.
Несмотря на постоянные и тревожные месседжи министра здравоохранения о том, что психиатрия у нас — в плачевном состоянии, в актуальной повестке дня министерства эта тема так и не появилась. Спустя почти полгода после начала реформы смешно в очередной раз слышать от министра заявления, что психиатрическая служба должна быть реформирована, и что он начал говорить с министром соцполитики о возможности разделения социальных и пациентов психиатрических больниц. К слову, понимание социальных пациентов у министра тоже весьма своеобразное — сродни дискуссии о том, что первично: курица или яйцо. Социальные пациенты утратили социальные связи, потому что годами живут в психиатрических лечебницах и ими никто толком не занимается? Или же это — пациенты психиатрических лечебниц, которые живут там годами, а социальные связи у них утратились сами по себе? Путано, правда? Я тоже мало что поняла из объяснений министра.
Не выдерживает никакой критики и ответ Максима Степанова по поводу необходимости замены исполняющей обязанности главы НСЗУ Оксаны Мовчан на исполняющего обязанности главы НСЗУ Андрея Виленского: «Просто другой человек выполняет обязанности сейчас». Нормально было работать, по словам министра, и с той, и с другим. Просто Оксана Мовчан сама так захотела. Не было никаких дивных собеседований в Zoom, и Максим Степанов по их итогам совсем не собирался назначать исполняющим обязанности главы НСЗУ бывшего народного депутата Константина Ярынича. Это всем просто показалось.
Ну и апогей министерского словоблудия — рассуждения о том, что нам нужно заново построить систему Семашко. Министр то ли совсем заблудился, то ли (что еще страшнее) действительно не понимает, что потянуть такое могла лишь страна с совершенно другим государственным устройством и уровнем ресурсов. Что называется, шли, шли и наконец пришли. Назад в будущее. Почти как в старой юмореске Жванецкого: большие раки по пять, но вчера, или очень маленькие, но по три и сегодня. Вот и выбирай. «Ну, пошли. Не знаю куда, но пошли. Хотя не знаю, куда. Но надо идти. Хотя некуда».
Похоже, министр-фантазер нас с вами считает идиотами…
Читайте все статьи автора.