В Украине наверное нет такой семьи, которая бы за двадцать лет независимости обошлась без медпомощи. За это время произошло много как радостных, так и трагических событий - родились дети, внуки и правнуки, ушли из жизни родные и близкие нам люди. Так что о системе здравоохранения каждый судит, исходя из собственного опыта, - то есть большей частью субъективно. Но неопровержимо одно - эта сфера играет чрезвычайно важную роль в нашей жизни.
К обсуждению достижений и потерь системы здравоохранения мы пригласили, на наш взгляд, наиболее заинтересованных и информированных в этой сфере экспертов.
Андрей СЕРДЮК, президент Национальной академии медицинских наук Украины.
1. Медицинская отрасль стала непрестижной, «поход» в науку в современных условиях не вызывает у молодежи прежних интереса и энтузиазма.
Мы утратили медико-биологическое направление в разработке современных вакцин и фармпрепаратов. Система здравоохранения утратила профилактическую направленность: не уделяется надлежащее внимание диспансеризации населения, медицинскими работниками, работниками просвещения и СМИ не ведется целенаправленная работа относительно санитарного образования, пропагандирования и обеспечения здорового образа жизни.
Утрачено доверие населения к системе здравоохранения.
2. Основана Академия медицинских наук Украины, которой присвоен высокий статус национальной. Началось плодотворное сотрудничество МЗ и НАН Украины, укрепляется связь медицинской науки с практическим здравоохранением.
Открыты новые научные учреждения НАМНУ - Институт генетической и регенеративной медицины, Институт нефрологии, в ближайшее время будет создан Донецкий научный центр онкологии. Развивается ряд новых научных направлений: применение стволовых клеток, генетика, биотехнологии, медицинские нанотехнологии и т.п.
Началась реформа системы здравоохранения, внедрен проект реформирования в четырех пилотных регионах: Донецкой, Днепропетровской, Винницкой областях и г. Киеве. Активно реализуется национальный проект развития перинатальной помощи.
3. Не удовлетворены нужды населения в доступной и качественной медпомощи. Не обеспечены необходимые предпосылки для внедрения обязательного медицинского страхования. Не проведены инвентаризация и аудит ресурсов медицинской отрасли страны. Не создано единое медицинское пространство, не ликвидировано дублирование систем здравоохранения - ведомственных, территориальных и т.п.
Не улучшена финансовая поддержка фундаментальных и прикладных исследований медицинской науки. Не создана национальная система регулирования рынка фармацевтических препаратов и медицинских изделий.
Не введен надлежащим образом генетический мониторинг. Не создана качественная и безопасная служба крови. Не создана современная система медицинской реабилитации.
Валентина ОЧЕРЕТЕНКО, председатель правления Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации».
1. За последние десятилетия мы в значительной степени утратили доступность и качество медпомощи. Недоступность медицинских услуг в Украине обусловлена прежде всего тем, что бесплатная, согласно законодательству, медицина на самом деле стала платной. Эксперты утверждают, что свыше четверти семей, нуждавшихся в медпомощи, и более трети семей, нуждавшихся в лекарствах, не получили их из-за высокой стоимости.
По оценкам экспертов, теневые средства здравоохранения - неофициальная оплата медицинских услуг пациентами - в Украине достигают почти 3 млрд. грн. ежегодно. При том, что весь консолидированный бюджет системы здравоохранения составляет около 6 млрд. грн. в год. Очень важными являются региональные отличия в финансировании здравоохранения. Расходы местных бюджетов на отрасль в расчете на душу населения отличаются в некоторых регионах более чем в восемь раз.
2. За 20 лет государство реализовало и реализовывает ряд целевых программ, направленных на решение проблем здравоохранения населения. Прежде всего это национальные программы «Дети Украины», «Планирование семьи», «Генетический мониторинг», «Сахарный диабет», «Здоровье пожилых людей», «Репродуктивное здоровье 2001–2005», а также программы иммунопрофилактики и борьбы с туберкулезом, СПИДом, наркоманией и т.п.
К действующим в скором времени добавятся новые: - по поручению правительства разрабатываются концепции еще семи программ. Это одновременно и плюс, и минус для пациентов. К сожалению, большинство программ не финансируется своевременно и в полном объеме, не проводится ни действенный мониторинг их выполнения, ни оценка их эффективности.
Новым для Украины было создание общественных организаций по защите прав и поддержке пациентов, которые в последнее время громко о себе заявляют. Я имею в виду ситуацию с проведением тендеров по закупке лекарственных препаратов для больных гемофилией и другими тяжкими хроническими заболеваниями.
В этом направлении Украина за 20 лет прошла путь, который европейские государства преодолевали за столетие. Так, первые диабетические организации в Португалии и Великобритании были созданы еще в начале ХХ века. Украинская диабетическая федерация не только инициировала, но и активно лоббировала интересы пациентов, в результате - утверждена комплексная программа «Сахарный диабет», которая действовала на протяжении 1999–2007 годов. По предложению ГО «Здоровье нации» были внесены изменения и дополнения в ряд законопроектов и постановлений относительно здравоохранения.
Позитивом является создание при МЗ общественного совета, который имеет возможность участвовать в обсуждении и подготовке изменений в законопроекты и программы.
3. Открытое обсуждение концепции общегосударственной программы «Здоровье 2020: украинское измерение» (на 2012–2020 гг.), бесспорно, очень важный и необходимый шаг. Еще несколько лет тому назад об этом нельзя было и мечтать. В концепции представлены оценка ситуации, которая сложилась в системе здравоохранения, и предложения относительно ее улучшения. Однако это лишь тактика. Стратегического же планирования, учитывающего общемировые тенденции развития здравоохранения, медицинских и сопредельных наук, к сожалению, очень мало, хотя срок действия программы длительный. В частности, в концепции нет ни слова о так называемых редчайших болезнях, хотя в последнее время это направление входит в тройку приоритетных направлений развития здравоохранения в развитых странах. А мы должны учитывать мировые тенденции.
Василий КНЯЗЕВИЧ, экс-министр здравоохранения (2007–2010 гг.), председатель правления Всеукраинской общественной организации «Украинская Лига содействия развитию паллиативной и хосписной помощи».
1. На заре независимости Украина имела одни из наилучших в Европе врачебный и медсестринский корпусы, которые даже в условиях гиперинфляции, безденежья и разочарования предоставляли пациентам своевременную и действенную медпомощь. У нас была одна из крупнейших в Европе инфраструктура врачебных учреждений и сеть научно-исследовательских клиник с достижениями мирового и европейского уровней, в частности в отрасли кардиологии, гастроэнтерологии и др. Мы гордимся научными школами, известными во всем мире, - Амосова и Шалимова.
В советские времена были созданы одна из крупнейших в Европе система реабилитационного и санаторно-курортного лечения, одна из лучших в Европе школа санитарно-эпидемиологической службы. Украина имела также колоссальный потенциал фармацевтической отрасли.
В условиях экономической нестабильности, социально не ориентированного рынка, имевших место после 1991 года, медицинский персонал ни теоретически, ни практически не был готов к эффективным действиям. Прежде всего, это касается руководителей всех уровней отрасли здравоохранения.
Потеряно доверие пациента к врачу первого контакта. Из-за неустроенности системы первичной медпомощи и отсутствия семейной медицины человек обращается к врачу в шесть раз чаще, чем необходимо.
И самое главное - утрачены нравственные устои медицинского персонала. Но в этом вина не медиков, а общества и власти, поставивших их в такие условия.
2. Финансирование системы здравоохранения в Украине традиционно вдвое меньше, чем в странах Европы, так что главной была и есть задача адаптации системы. Особым периодом были 90-е годы ХХ века, когда все страдали от безденежья, не было средств на зарплату медицинскому персоналу и содержание учреждений, когда применяли печально известные взаимозачеты. Адаптация к рыночным условиям была очень сложной. В те годы Министерство здравоохранения Украины значительно активизировало регуляторную деятельность отрасли, в том числе на базе широкого международного сотрудничества. Подверглись изменениям учебные программы медицинских институтов и училищ, сама система образования.
Граждане получили возможность лечиться в частных медицинских учреждениях не только в Украине, но и за рубежом, правда, воспользоваться этим большинство жителей Украины не могут. Хотя и не системно, но все же начали внедрять новые технологии в диагностике и лечении. Это особенно заметно в неонатологии, кардиологии, онкологии, хирургии и других направлениях.
3. Не поддерживали динамику темпов развития отрасли. Развитие предусматривает наличие высокого потенциала менеджеров здравоохранения - от первичного звена до правительства, способных интегрировать человеческие и финансовые ресурсы разных министерств и ведомств, прежде всего Минсоцполитики для предоставления гражданам эффективной медпомощи, в том числе и паллиативной.
Не воспользовались возможностью сконцентрировать интеллектуальный, человеческий и финансовый ресурсы, не объединили под эгидой МЗ все научно-исследовательские учреждения Академии медицинских наук и ведомственной медицины для создания единого медицинского пространства с электронной карточкой больного.
Не подготовили финансово-экономическое обоснование затрат на ПМСП (на подушной основе), вторичный и третичный уровни (исходя из реального объема медпомощи). На это время финансирования не рассчитывается, а определяется Министерством финансов Украины из показателей предыдущего года с поправками на инфляцию.
Необходимо объединить усилия президента, правительства, Верховной Рады, всех управленцев, экономистов, юристов сферы здравоохранения, врачей и медсестер для максимальной эффективной поддержки проведения реформ с четким критерием - увеличение продолжительности и качества жизни граждан на основе внедрения здорового образа жизни, предоставления своевременной и качественной медпомощи, формирование надлежащего доверия пациентов к врачам.