UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто нас завтра будет лечить

Реформирование здравоохранения нужно начинать в аудиториях медицинских университетов — ведь учить намного легче, чем переучивать.

Автор: Ольга Скрипник

Реформирование здравоохранения нужно начинать в аудиториях медицинских университетов - ведь учить намного легче, чем переучивать. За то время, пока будут реализовать пилотные проекты, анализировать их результаты и внедрять на территории всей страны, нынешние студенты станут дипломированными специалистами, которым придется работать в новых условиях. Тема медицинского образования активно освещается на страницах нашего еженедельника, и, как свидетельствуют комментарии на сайте ZN.UA, читателям она не безразлична. Нынешний учебный год был довольно-таки богатым на события - чего стоит распоряжение Кабинета министров, которое передало медицинские университеты в подчинение Министерству образования, науки, молодежи и спорта.

Первое января они встретили под крышей нового ведомства, соответствующие изменения были учтены в госбюджете-2012. И сразу же возникли проблемы вокруг клинических баз. Первый звоночек прозвучал со стороны Счетной палаты, проверявшей законность передачи в аренду площадей в институтах Академии медицинских наук. К выявленным нарушениям был причислен и тот факт, что сотни квадратных метров в академических клиниках используют «кафедры медицинских университетов, подчиненных Министерству образования, науки, молодежи и спорта». Ревизоры напомнили: согласно действующего законодательства, институты обязаны брать деньги с «чужих» (и не символические, а с учетом рыночных расценок), если их руководители не хотят иметь дело с прокуратурой. Наконец, распоряжение Кабмина было все же отменено - медицинские вузы вернулись в родное ведомство. Но не утихают разговоры о том, что госзаказ в этом году значительно сократят, а сеть университетов оптимизируют. На практике это означает объединение нескольких вузов в один и, соответственно, закрытие «лишних». (Аграрные вузы уже имеют конкретные планы «оптимизации»: из 22 университетов останется семь.) Учитывая рост дефицита кадров в медицинской сфере, все это вызывает неподдельную тревогу не только в университетских кругах, но и в обществе в целом. Именно потому мы и решили провести заочный круглый стол «Медицинское образование в ХХІ веке», предложив к обсуждению самые резонансные вопросы. Участие в обсуждении принимали: директор департамента кадровой политики, образования, науки и предотвращения коррупции Министерства здравоохранения Владимир ВОРОНЕНКО, ректор Винницкого национального медицинского университета им. Н.Пирогова, академик НАМНУ Василий МОРОЗ, ректор Одесского национального медицинского университета, вице-президент НАМНУ Валерий ЗАПОРОЖАН, ректор Львовского национального медицинского университета имени Данила Галицкого Борис ЗИМЕНКОВСКИЙ, ректор Национального медицинского университета им. А.Богомольца, вице-президент НАМНУ Виталий МОСКАЛЕНКО, ректор Тернопольского государственного медицинского университета им. И.Горбачевского Леонид КОВАЛЬЧУК, ректор Запорожского государственного медицинского университета Юрий КОЛЕСНИК.

- Какую роль должны играть медицинские университеты в процессе реформирования системы здравоохранения?

В.Вороненко. - Эффективная кадровая политика в сфере здравоохранения -важный инструмент реформирования медицинской сферы, поскольку качество и доступность предоставления медицинской помощи населению страны зависят от уровня обеспеченности заведений здравоохранения медицинскими работниками и их профессионального уровня.

В.Мороз. - Роль высших медицинских учебных заведений в реформировании системы здравоохранения Украины состоит в объединении образования, практической медицины (лечебная работа) и науки (разработка новых методов и средств лечения). Особое внимание надо уделить подготовке высококвалифицированных врачей общей практики - семейной медицины.

В.Запорожан. - Ход реформы в пилотных регионах поднял важную проблему, касающуюся медицинских университетов, - это развитие первичного уровня медико-санитарной помощи и подготовка семейных врачей. Университеты готовят врачей общей практики, но после интернатуры они получают конкретную специализацию - хирурга, терапевта, психиатра и т.д. А семейный врач проходит ускоренные четырехмесячные курсы переподготовки. Это не решает проблемы ни количественно, ни, тем более, качественно. Нужны перемены. Можно было бы рассмотреть вопрос о специализации в интернатуре после того как выпускники отработают семейными врачами два-три года. Такая система доказала свою эффективность в развитых странах мира.

Б.Зименковский. - В отличие от классического, современный медицинский университет - это учебный научно-практический комплекс, который не только включает в себя несколько факультетов и институтов, но и непременно опирается на клинические базы. И лишь в таком случае он может обеспечивать подготовку и переподготовку высокопрофессиональных специалистов в области медицины и фармации, способных предоставлять первичную, вторичную и высокоспециализированную лечебно-профилактическую помощь.

Л.Ковальчук. - Университеты должны принимать активное участие в процессах реформирования здравоохранения. Мы ввели систему адаптации выпускников к работе в сельской местности. В отдаленных селах Тернопольской области уже действуют пять учебно-практических центров первичной медико-санитарной помощи, оснащенных современным оборудованием. Это первые образцы врачебных амбулаторий семейной медицины, фельдшерско-акушерских и медицинских пунктов, в которых проходят практически-ориентированное обучение студенты и интерны. Там созданы все условия для работы и проживания. Это поможет сформировать новый тип выпускников медицинских университетов, которые будут готовы к работе в условиях реформированной системы здравоохранения.

В.Запорожан. - Этот вопрос обсуждается в Украине уже более десяти лет. За это время успешно отработан пилотный проект: в Одессе созданы три университетские клиники. Хороший опыт работы в этом направлении также имеют Донецкий и Тернопольский медуниверситеты.

К сожалению, вузы пока что не могут отказаться от баз лечебных учреждений, в которых размещаются клинические кафедры. Хотя оборудование этих больниц зачастую не соответствует современным требованиям, - врача завтрашнего дня невозможно готовить на оборудовании и технологиях дня вчерашнего. На мой взгляд, будущее медицинского образования - за мощными комплексами, которые объединят под одной крышей высококвалифицированные профессорско-преподавательские кадры университетов, современные лечебно-диагностические заведения здравоохранения (университетские клиники) и соответствующую научно-исследовательскую базу. Мы в Одессе уже восемь лет работаем в таком объединении.

Б.Зименковский. - Развитие медицинского образования и науки может реализоваться только параллельно с функционированием современных университетских клиник, в которых будут созданы условия для диагностики и лечения сложных и редко встречающихся заболеваний. Они станут не только клинической базой для подготовки студентов, интернов, курсантов, но и будут предоставлять высокоспециализированную (третичную) помощь, получат статус региональных (для трех-пяти областей). Для этого необходимо приоритетное финансирование со стороны органов государственной власти.

В.Москаленко. - В истории медицинского факультета в Киеве университетские клиники были традиционным явлением. Это уже стало историческим достижением, свидетельствующим, что идея, безусловно, правильная, ведь таким образом органически объединяются потребности практики и образования.

В современных условиях наша университетская больница должна была бы иметь мощность свыше 5 тыс. коек. Что не реально, да и не нужно. Учебную и научно-методическую работу 53 клинические кафедры университета проводят на 139 клинических базах. Это открывает перед нашими студентами, врачами-интернами и клиническими ординаторами качественно лучшие, даже уникальные возможности овладения специальностью.

НМУ имеет положительный опыт работы узкоспециализированной университетской клиники - Стоматологического медицинского центра, созданного по интеграционной модели еще в 2004 году. Сейчас это мощное лечебно-профилактическое учреждение, рассчитанное на 1400 посещений за смену. В центре функционируют компьютерные и новейшие фантомные классы для подготовки будущих врачей-стоматологов по современным технологиям.

Л. Ковальчук. - Готовясь к введению страховой медицины в Украине, необходимо позаботиться, чтобы университетские больницы создавались на базе самых больших многопрофильных лечебных заведений региона. Ошибочно мнение, что университетская больница непременно должна быть структурным подразделением вуза. Как свидетельствует европейский опыт, университет и университетская больница имеют разное подчинение и разные источники финансирования, сотрудничество между ними регламентируется кооперационным или интеграционным соглашениями. Это чрезвычайно важно в условиях страховой медицины. Поскольку университеты являются государственной собственностью, а лечебные заведения, как правило, - коммунальными, для создания университетских больниц необходим специальный закон.

Ю.Колесник. - В свое время Министерство здравоохранения решило передать ряду вузов свои больницы. Нам досталась бывшая Запорожская бассейновая больница, которая находилась в полном упадке, почти не имела диагностической базы. Сегодня это одно из лучших лечебных учреждений области, посещение консультативной поликлиники за год возросло на 37%, а очередь на плановое стационарное лечение - многомесячная. Но это медицинский аспект, а есть еще учебный и научный. На базе клиники работают шесть кафедр, проходят обучение будущие стоматологи, а также интерны терапевтического профиля, выполняется ряд диссертаций. Полностью обеспечить подготовку будущих врачей клиника не может, как не может и любая областная больница. Для этого необходимы еще и родильные дома, психиатрические и фтизиатрические диспансеры, педиатрические стационары и поликлиники, патологоанатомические и судебно-медицинские бюро, центры первичной медико-профилактической помощи и многое другое. Обойтись без клинических баз мы не можем, так же, как и они без нас. Но все равно необходимо стремиться к созданию университетских клиник - это можно решить путем передачи медуниверситетам коммунальных или ведомственных больниц, например, железнодорожных. При этом из контингент не пострадает, а получит более высокий уровень медицинского обслуживания.

- Сколько студентов должны учиться на «бюджете» и на «контракте»? Что необходимо сделать, чтобы решить проблему дефицита медицинских кадров в Украине?

В.Вороненко. - Соотношение студентов, которые учатся по государственному заказу и на условиях контракта, должно составлять соответственно 51 и 49%. Это регламентируется Законом Украины «О высшем образовании» и действующими нормативно-правовыми актами Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины.

Принимая во внимание кадровый дефицит, имеющий тенденцию к увеличению, считаем необходимым предусмотреть в Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2013 год увеличение объемов государственного заказа на подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня «специалист» (направление «Медицина») до 6850 человек.

В.Мороз. - Учитывая экономическое положение государства, оптимальным соотношением «бюджет» - «контракт» на данное время является то, которое предусмотрено действующим законодательством. Когда же экономика укрепится, государственный заказ должен увеличиться. В нашем вузе в течение последних двух лет госзаказ по специальности «лечебное дело» вырос на 25%.

Дефицит медицинских кадров особенно ощутим в сельской местности. Для решения указанной проблемы необходимо увеличить госзаказ, привлекать разные источники финансирования подготовки кадров - средства местных бюджетов, юридических и физических лиц. Возможно, надо сократить срок обучения в университете для самых лучших выпускников медицинских колледжей, зачисляя их на второй-третий курсы.

В.Запорожан. - Одним из инструментов преодоления дефицита кадров в медицине являются госзаказы, которые предусматривают и соответствующее государственное финансирование. Но бюджетных средств хватает только на зарплату и стипендию. А еще ведь надо оплачивать коммунальные услуги, развивать материальную базу, проводить научные исследования и т.п. Контрактное обучение отечественных студентов - одно из средств подготовки кадров не за счет бюджета. Подготовка иностранных граждан по контракту помогает профинансировать за счет спецфонда то, за что недоплачивает бюджет.

Парадокс, но частные вузы обеспечиваются лучше, чем государственные, они получают полное финансирование. Если будем ограничивать обучение по контракту, мы окончательно разрушим материальную базу университетов, сократим профессорско-преподавательский состав и уничтожим главное - научные школы и многолетние традиции. Каждый университет имеет лицензированный объем студентов. То, что государство может себе позволить в виде госзаказа, оно заказывает и финансирует. Все остальное - дело университета.

По статистике, в Украине не хватает почти 75 тысяч медработников, - чтобы ликвидировать этот дефицит, понадобится более восьми лет. И это при условии, что все выпускники доедут до места назначения. Большинство выпускников, которых направляют в села, не задерживаются там из-за отсутствия жилья, неразвитой инфраструктуры и т.п. О зарплате медицинского работника нечего и говорить, она самая низкая среди зарплат тружеников всех отраслей. В мире прижилась модель, так называемая система грантов. Заказчик кадров заключает с абитуриентом договор, согласно которому молодой специалист после окончания вуза обязуется отработать определенное время в лечебном заведении. Если нет - должен вернуть деньги, потраченные на его обучение.

Б.Зименковский. - Госзаказ должен учитывать потребность в медицинских кадрах в целом, а также перспективы развития отрасли. Идеальным вариантом был бы 100-процентный государственный заказ. Но, учитывая экономическую ситуацию в Украине, количество мест для обучения за средства физических и юридических лиц университет может определять самостоятельно (в пределах лицензированного объема). Никакие «процентные» ограничения не нужны.

Сеть медуниверситетов в полной мере может обеспечить подготовку кадров, необходимых системе здравоохранения страны. Но для преодоления кадрового дефицита государство должно осуществить целый ряд мер: оптимизировать сеть медучреждений, уменьшить финансовые барьеры на пути к необходимым медуслугам, предоставлять преференции медикам, работающим в сельской местности.

В.Москаленко. - В НМУ в течение последних трех лет выпускники бюджетной формы обучения составляли в среднем 54,5%. Из них 49,6% , согласно решению Государственной комиссии по трудоустройству, получили направление в лечебно-профилактические заведения сельской местности, а 40,9% выбрали приоритетные для отрасли специальности - участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики/семейных врачей и т.п.

По нашему мнению, «золотой середины» в вопросе подготовки врачей на бюджете и контракте нет. Подготовка кадров в высших медицинских учебных заведениях должна обеспечивать безотлагательные потребности отрасли.

Наш университет разработал ряд предложений для уменьшения кадрового дефицита в Украине, которые в прошлом году обсуждались на коллегии МЗ Украины. Некоторые из них уже внедрены и дают конкретные результаты - это, в частности, целевая подготовка врачей за средства местных бюджетов. НМУ в течение последних лет готовит врачей общей практики/семейной медицины и специалистов дефицитных специальностей - врачей скорой помощи, фтизиатров, участковых терапевтов и педиатров для Киева, Киевской и Житомирской областей. Думаю, такая практика должна распространяться.

Л.Ковальчук. - В условиях недостаточного государственного финансирования развитие вузов не должно ограничиваться показателями 51 и 49%, ведь это может привести к значительному уменьшению количества студентов и преподавательского состава, что послужит причиной потери научных медицинских школ, создаваемых десятилетиями. Кроме этого, как логически объяснить, почему родители не могут инвестировать средства в образование своего ребенка на контрактной основе? Университеты за счет этих средств могли бы улучшать условия обучения студентов-бюджетников. Есть предположение, что такие ограничения лоббируют частные вузы.

Кадровый голод в здравоохранении можно преодолеть, но это требует усилий. Во-первых, надо создать достойные условия для работы молодых специалистов, особенно в сельских лечебно-профилактических заведениях, а также значительно повысить заработную плату. Если в селе нет условий для обитания, можно организовать ежедневный приезд на работу врачей, живущих в районном центре, где есть необходимая инфраструктура для обучения их детей и т.д.

Во-вторых, выделить транспорт для медработников, что позволит своевременно добираться к пациентам, улучшит эффективность предоставления неотложной медпомощи.

В-третьих, обеспечить сельские лечебно-профилактические заведения телекоммуникационной связью для проведения консультаций и передачи данных ЭКГ и лабораторных обследований в режиме on-line, а также для записи пациента на прием к узкому специалисту и проведение диагностики в районной или областной больнице.

Ю.Колесник. - Сегодня обучение контрактных отечественных и иностранных студентов позволяет вузу выжить в условиях мизерного государственного финансирования. Это не способ обогащения ректора, как считают многие. Ремонты учебных корпусов и студенческих общежитий, обновление материальной базы кафедр, научных лабораторий - все это возможно только за счет обучения контрактников. Необходимо четко определить, сколько и каких специалистов нужно готовить. По официальным данным, только в Запорожской области дефицит составляет почти 2500 врачей. Около 30% работающих врачей - пенсионеры, примерно 25% - совместители. Одним из путей решения кадровой проблемы, особенно первичного звена, может стать бесплатное прохождение интернатуры студентами-контрактниками с последующей обязательной отработкой не менее трех лет.

Сегодня очень остро стоит проблема престижности профессии врача. Низкий оклад, социальная незащищенность, отсутствие реальных перспектив вынуждают выпускника медицинского вуза уходить из медицины. Думаю, пора обществу взять медиков под свою защиту.

- В процессе реформирования образования возникла идея «один областной центр - один университет». Какие плюсы и минусы это принесет медуниверситетам?

В.Вороненко. - Подготовку медицинских и фармацевтических кадров осуществляют высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения I-IV уровней аккредитации: 15 медицинских университетов (академий), девять из которых имеют статус национальных, три академии последипломного образования МЗ Украины, институт медсестринства, 74 колледжа и 37 медучилищ.

Кадровый, научный и материально-технический потенциал учебных заведений, находящихся в сфере подчинения МЗ Украины, позволяет решать приоритетные задачи отечественного здравоохранения. Оптимизация сети высших учебных заведений, которую предложило Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины, нивелирует статус медицинских вузов до уровня факультетов классических университетов. Это не будет содействовать улучшению их материально-технического обеспечения, кадрового и научного потенциала, а только ухудшит качество практической подготовки специалистов и предоставления медицинской помощи населению.

В.Мороз. - Объединение университетов в многопрофильные учебные заведения нецелесообразно, ведь оно не приведет ни к экономии бюджетных средств, ни к улучшению деятельности вузов. Подготовка врачей имеет свою специфику и существенным образом отличается от подготовки других специалистов. Обучение продолжается дольше всего - шесть лет, выпускник по окончании вуза не имеет права заниматься самостоятельной лечебной деятельностью, он должен пройти последипломный цикл - интернатуру, которая продолжается от года до трех. Клиническая подготовка будущих врачей у нас проходит на 47 клинических базах областных и городских лечебных заведений, где профессорско-преподавательский состав, кроме занятий, осуществляет значительный объем лечебной, консультативной помощи населению. Таким образом сохраняется единое медико-образовательное пространство.

В Винницком НМУ всеми видами обучения охвачено свыше 11 тыс. человек (6500 студентов, 2277 курсантов, 2200 врачей-интернов и др.), у нас работают 112 докторов наук и 552 кандидата наук. Убежден, руководство таким коллективом наиболее эффективно именно на базе нынешней системы.

В.Запорожан. - У нас есть небольшие области, в которых нерентабельно содержать много отраслевых университетов, - невозможно подготовить профессорско-преподавательские кадры высокой квалификации, да и запрос на выпускников там небольшой. Другое дело города-миллионники, где отраслевые университеты имеют столетние традиции, где сложились научные школы, обеспечивающие кадрами не только свой регион, но и соседние. А в Европе существуют разные тенденции. Медицинские факультеты как раз и отделяются от общих университетов и объединяются с клиниками. К этому вопросу надо подходить выборочно и осторожно.

Теодор Рузвельт в свое время сказал: «Америка не потому сильная, что у нее есть деньги, а потому, что у нее есть мощные университеты». Как ученый, вице-президент Национальной академии медицинских наук я понимаю, что главное богатство университетов - научные школы, без которых невозможна подготовка будущих академиков. Может, это покажется странным, но их подготовку необходимо начинать еще на первом курсе. Важно с самого начала рассмотреть в студенте склонность к научной работе и соответствующие способности, привлечь его к работе в научном студенческом обществе, а далее - первые исследования, конференции, публикации. Большинство наших руководящих ученых, чьи имена известны не только в Украине, но и далеко за ее пределами, именно таким путем пришли в науку. Медуниверситет был и остается колыбелью научных кадров.

Б.Зименковский. - За границей есть два варианта: медицинский университет или медфакультет при классическом университете. В последнее время наблюдается тенденция трансформации медицинских факультетов в самостоятельные университеты, например, Венский медуниверситет. В Украине присоединение медицинских факультетов к университету нецелесообразно прежде всего из-за недостаточного финансирования и отсутствия собственных университетских клиник.

В.Москаленко. - Мировая практика подготовки врачей свидетельствует, что в большинстве стран медицинские факультеты традиционно входят в состав классических университетов. Кстати, это касается и всемирно известных университетов времен ХІХ-начала ХХ века: Киевского, Московского, Харьковского, Санкт-Петербургского и других. В советское время специалистов, в том числе врачей, готовили в отраслевых вузах, уровень их подготовки соответствовал тогдашним стандартам. Такой подход используется и в наше время - в Украине действует 15 высших медицинских учебных заведений, которые имеют мощные научные школы. Кроме того, врачей готовят четыре медицинских факультета классических университетов в Харькове, Сумах, Днепропетровске, Ужгороде и несколько частных медицинских вузов.

Л.Ковальчук. - Объединение всех вузов региона в один «классический» университет угрожает потерей наработок научных школ в связи с унификацией методов обучения. Более прогрессивной является американская модель, предусматривающая объединение отдельных университетов в консорциумы. При этом каждый из участников сохраняет свою идентичность, автономность и т.п., а руководящему органу делегируют ряд прав и обязанностей. В наших условиях целесообразно было бы делегировать управление общежитиями, библиотеками, комплексами студенческого питания, издательствами и другими подразделениями университетской инфраструктуры, а также обязанности контроля качества знаний.

Ю.Колесник. - Идея «один областной центр - один университет» не нова. Медицинский вуз - чрезвычайно сложный организм. Это кафедры различного профиля, НИИ, колледжи, клинические базы, собственные клиники, сложнейший последипломный этап обучения в интернатуре, магистратуре, клинической ординатуре, да еще стажировки, тематические и предаттестационные циклы повышения квалификации и многое другое. При таком многообразии форм подготовки врача объединение ряда разнопрофильных вузов в одно целое не улучшит качества, приведет к потере управляемости учебным заведением.

- Можно ли избавиться от коррупции в медицинских университетах?

В.Вороненко. - Проведение вступительной кампании в высших учебных заведениях всех форм собственности (независимо от их подчинения) находится в пределах компетенции МОНМС. Введение в Украине системы независимого оценивания качества образования снивелировало коррупционный фактор в процессе конкурсного отбора и зачисления абитуриентов. В последние годы в министерство не поступала информация со стороны правоохранительных органов о совершении коррупционных правонарушений научно-педагогическими и педагогическими работниками высших учебных заведений МЗ Украины.

В.Мороз. - Коррупция во время поступления в вуз невозможна из-за того, что зачисление проводится по результатам ВНО. Информация (списки абитуриентов, количество баллов) была в Интернете, она дублировалась на сайтах вузов, МЗ и МинМС Украины. В высших медицинских учебных заведениях постоянно ведется борьба с коррупцией - для этого используются «горячие линии» ректората, МЗ и Минобразования, «скриньки довіри», проводятся социологические исследования областного студенческого парламента и т.п.

В.Запорожан. - Я не выделял бы медицинские университеты, ведь коррупция - это современная социальная проблема. Эту болезнь трудно лечить, но надо. Одним из действенных механизмов является открытое обсуждение таких случаев в коллективе и соответствующее наказание. Не надо думать о чести мундира - взяточник должен быть публично опозорен и юридически наказан.

Б.Зименковский. - Коррупция во время поступления в медицинский университет исключается самими правилами поступления: зачисление на обучение проходит на основании сертификатов Украинского центра оценивания качества образования и среднего балла аттестата. В университете каждый семестр проводится анонимный опрос студентов, среди вопросов есть и такие, которые позволяют выявить негативные ситуации, в том числе и проявления взяточничества.

В.Москаленко. - В соответствии с регламентом и нормативной базой в НМУ систематически проводится работа по профилактике и противодействию служебным злоупотреблениям. Ежегодными приказами по университету утверждается план мер, направленных на предотвращение преступных проявлений, содержание которого под личную подпись доводится до каждого сотрудника структурных подразделений. Важную роль в борьбе с негативными явлениями занимает обсуждение результатов сдачи сессий на ученых советах университета и факультетов (дважды в год). У нас функционирует телефон доверия, в административном и учебных корпусах размещены «скриньки» «Почты студенческого доверия». Хочу подчеркнуть, что к этой работе мы активно привлекаем студенческий парламент и профсоюзную организацию. Профилактика - главный принцип медицины, эффективно помогает и в таких ситуациях.

Л.Ковальчук. - Негативные явления во время поступления исчезли благодаря введению ВНО, которое необходимо сохранить без какой-либо коррекции, связанной с введением дополнительных экзаменов в университете, собеседований и т.п.

В нашем университете решена проблема объективности итогового контроля знаний студентов, нам удалось устранить все субъективные аспекты в период сессий. Благодаря введению независимой системы тестирования в виде семестрового тестового экзамена, на результаты оценивания не может никто повлиять. Проверка тестовых работ проводится публично, с выводом всей информации на проектор в присутствии экзаменационной комиссии и студентов.

Ю.Колесник. - Борьба с коррупцией - двусторонний процесс. Какую роль выполняет в нем студент? Это большая проблема, ведь со школьной скамьи ребенок знает, что многие, если не все, вопросы учебы можно решить «как надо». Абитуриенты, не приученные к систематическим занятиям, став студентами, сталкиваются с большими проблемами. И, конечно, возникает желание решать их так, как привыкли.

У нас работает телефон доверия, я как ректор регулярно встречаюсь со студентами. У абсолютного большинства преподавателей срабатывает инстинкт самосохранения - каждый боится потерять высокооплачиваемую работу в вузе и остаться безработным. Особенно обострилось это чувство после вступления в действие Закона Украины «Про засади запобігання і протидії корупції».

- Хороший врач - это…

В.Вороненко. - Гармоничная, образованная, гуманная, профессионально реализованная личность, имеющая надлежащий социальный статус и уважение в обществе.

В.Мороз. - Высококвалифицированный специалист, человек с высокими моральными и этическими чертами, способный к самопожертвованию, верный клятвам Гиппократа и врача Украины.

В.Запорожан. - Специалист высокой пробы, человек, который учится всю свою жизнь. Говорят, если после визита врача пациенту не стало лучше, то это плохой врач. В отличие от представителей других профессий, для врача важны моральные и духовные качества. Без готовности к самопожертвованию и сопереживанию, без интеллигентности даже хорошо образованный специалист не может быть настоящим врачом. Профессиональный отбор для медицинских вузов имеет особое значение. К сожалению, сейчас он вообще не проводится.

Б.Зименковский. - Сегодня Украина нуждается в специалистах новой генерации - активных, инициативных, мыслящих, высококвалифицированных профессионалах, соблюдающих принципы этического кодекса, способных глубоко осознать свою национальную идентичность и умело использовать европейский и мировой опыт.

В.Москаленко. - От врача современной генерации, безусловно, требуются: высокий уровень профессиональной компетенции и соблюдение профилактической направленности в его деятельности; способность объединять знания и навыки по ряду общих и специальных клинических дисциплин с умением организатора, управленца и даже менеджера в вопросах успеха лечебно-профилактических мер; знание основ медицинского права с соблюдением канонов биоэтики; наконец, содействие своей деятельностью сохранению и повышению престижности профессии, к которой он сам причастен.

А еще, думаю, огромное значение имеет сознательное отношение молодого человека к самым первым шагам в профессии врача - именно инициация выбора. К этому, кстати, мы в университете относимся очень серьезно. Согласитесь, что человек, понимающий цену медицинской профессии на рынке труда Украины, но все равно выбирающий медицинский университет, безусловно, имеет собственную мотивацию. Я уверен, что на первом месте у врача должно быть желание помогать людям.

Л.Ковальчук. - Человек высокой морали, высококлассный специалист, получивший современную профессиональную подготовку с помощью новейших технологий обучения. Он, конечно, имеет достаточный объем знаний, который должен пополнять в течение всей своей жизни, владеет иностранным языком (лучше - несколькими), чтобы иметь возможность перенимать опыт коллег из других стран и делиться собственным.

Ю.Колесник. - «Профессия врача - это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Эта классическая формулировка А.П.Чехова, безусловно, актуальна и сегодня.

Абитуриент должен четко понимать, что представляет собой его будущая профессия. Работа врача - это не веселые шутки и розыгрыши из сериалов «Интерны» или «Доктор Хаус». Это тяжелый напряженный труд, когда ежедневно приходится сталкиваться с человеческими страданиями, которые доктор так или иначе пропускает через себя. А становление хорошего врача продолжается всю его профессиональную жизнь. Каждые пять лет медицинские знания обновляются на 50%. Это колоссальный труд постоянного профессионального самосовершенствования.