UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как собраться, но не сгорбиться?

Автор: Светлана Панина

Слышали ли вы когда-нибудь фразу «Соберись, тряпка!» на украинском? Я старалась вспомнить, слышала ли я такую формулировку за 33 года жизни в Украине. Мой ответ — нет. В Украине это можно было услышать лишь по-русски. К сожалению, эти слова звучали именно тогда, когда нужна была поддержка в трудных обстоятельствах, когда не хватало сил, при болезни или большом объеме работы, которую надо было сделать.

Какой смысл имеет это выражение? Обычно его употребляют, чтобы «подбодрить» человека, который потерял силы или утратил веру в себя. Считается: если вовремя сказать человеку, что он — «тряпка», и потребовать немедленно «собраться», то есть приложить еще больше усилий и проявить исключительную силу воли, это поможет преодолеть трудности.

Помогает ли это? Что делать, если надо собраться, но не хватает ресурсов? И как поддержать человека, которому тяжело?

Читайте также: Психическое здоровье нации: как война влияет на украинцев и что делать

Не тряпка!

Если команда «соберись!» выглядит целесообразной, то почему «тряпка»? Я заглянула в словари. В российском словаре слово «тряпка» означает человека со слабым характером, без большой силы воли. Это слово употребляли пренебрежительно в низших слоях общества еще в XIX веке. В 1950-х годах оно перешло в литературу в переносном смысле. В украинском словаре мне тоже попадалось слово «тряпка» по отношению к человеку. Однако первые примеры такого применения этого слова в украинской литературе появились лишь в 1950-е годы. Украинская литература советского периода, пребывавшая под давлением после реформирования украинского языка и подгонки его под российские стандарты, позаимствовала это значение.

Советский Союз был тоталитарным государством. Власть старалась контролировать отношения простого человека и государства, насаждала суровую иерархию и вмешивалась в личную жизнь населения. Любые проявления человечности считались слабостью, а слабость — пороком для государства, которое постоянно собирается воевать. Если человек переживал обыкновенные человеческие эмоции — усталость, горе или утрату, их нельзя было показывать. При тоталитаризме все население должно быть всегда готово выполнять задания власти. Если ты не в состоянии держать штык или лопату, ты уже наполовину враг. К тебе надо присмотреться — не саботажник ли ты или предатель? Чувствовать скорбь разрешено лишь по случаю смерти «великого вождя».

Каждый взрослый человек в СССР знал, что детей надо учить сдерживать любые нежелательные эмоции. За слезы ребенка могли пристыдить, за крик отчаяния — наказать, за усталость — заставить выполнять дополнительные упражнения, «чтобы привыкал к трудностям». Детей не поощряли работать с удовольствием, потому что удовольствие — это тоже табуированное чувство при тоталитаризме. Можно выказывать удовлетворение лишь тем, что делает власть. Если человек будет доволен собой и своей работой, исчезнут рычаги влияния. Счастливому человеку вмешательство власти не нравится.

Именно поэтому совет «Соберись, тряпка!» имеет двойной смысл. Во-первых, это напоминание, что уважение к человеку, его достоинству и правам — это то, о чем нужно забыть. «Тряпка» не имеет права чувствовать себя человеком. Во-вторых, даже от «тряпки» ждут производительности. Потому что если ты не полезен для власти, тебя вообще выбросят на свалку.

Так как тогда человеку собраться? Как поддержать человека, которому тяжело? Во-первых, надо признать, что мы — люди, и помнить как о своих преимуществах, так и об ограничениях. Во-вторых, нет лучшего способа собраться, чем сделать это вместе с другими людьми. Поделиться проблемами, получить поддержку, полезные советы, ощутить дружескую атмосферу, уважение и веру в то, что ты справишься. Потому что собираться вместе, чтобы справиться, — это привилегия свободных людей.

Читайте также: Где брать ресурсы, если выгорание уже произошло?

Соберись! Но не спеши

Потому что люди учатся оказывать первую домедицинскую помощь преимущественно благодаря художественным фильмам, у нас часто складывается такая ситуация: человек без сознания, окружающие в ужасе, а самый смелый беспощадно бьет пострадавшего по щекам.

Настоящие действия в таком случае отнюдь не зрелищны, поэтому режиссеры и сценаристы не любят показывать, как правильно оказывать помощь или поддержку. Никакого экшена, никакого саспенса. Осторожно положить человека горизонтально, повернуть на бок, понять, дышит ли он, и если да, освободить от одежды шею, чтобы облегчить дыхание, поднять ноги немного выше уровня головы и... подождать. Обычно человек приходит в себя через десять секунд. Если обморок длится больше пяти минут, это уже требует помощи медиков, но совсем не пощечин или обливания водой.

Если даже при полной потере сознания могут помочь такие простые и человечные действия, то неужели для того, чтобы собраться, когда остаешься в сознательном состоянии, нужно насилие над собой?

Что делать, когда надо собраться, но не хватает ресурсов? Кажется, ответ очевиден. Надо пополнить ресурс. В ситуации, требующей быстрой реакции (например, когда человек потерял сознание), ресурс, который был восстановлен, — это доступ к воздуху, покой и наблюдение постороннего человека. То же самое нам нужно, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на любой сложной задаче.

  1. Доступ свежего воздуха. Очень часто люди воспринимают как плохое настроение, панику или психологическую нагрузку элементарную нехватку кислорода. Если человек находится в помещении, где когда-то курили, нет достаточной вентиляции, слишком много людей или помещение редко проветривают, это вредит производительности центральной нервной системы. Раздражение, несобранность, отчаяние могут исчезнуть через несколько дней, если дать доступ к свежему воздуху. Если коллеги не согласны отказаться от курения рядом с рабочим местом или часто открывать окна, находите возможность выйти на улицу подальше от дороги. Даже получасовая прогулка в парке или двадцать минут с чашкой кофе или чая в сквере помогут собрать мысли в кучу и немного восстановить силы.
  2. Покой. О каком покое может идти речь, если надо срочно собраться и все сделать еще на вчера? Парадокс тревоги в том, что именно она отбирает весь ресурс, который вместо того, чтобы решать вопрос, идет на то, чтобы удержать себя от желания сбежать от дел. Усмирение тревоги может потребовать профессиональной помощи. И если человек даже после пяти минут обморока может самостоятельно встать и добраться домой, то и большинство людей сможет справиться с тревогой самостоятельно. Первое, что нужно для собранности, — сон.

Читайте также: Угнетенность, нервозность, ощущение вины: как преодолеть страх экзаменов независимо от возраста

Сон должен быть приоритетом в сложные времена. Каждый дополнительный час сна повышает концентрацию внимания, умственные и физические способности. Перед важными соревнованиями спортсменов высоких достижений почти принудительно отправляют спать, а не тренироваться до истощения. Помните об этом, готовясь к важным делам. Если у вас нет расстройства сна, просто добавьте себе лишних минут или часов на то, чтобы поспать. Не рекомендуется спать без перерыва больше девяти часов, если это не ваша стандартная норма сна. Если ощущаете хроническую усталость, обратитесь к специалисту. Сейчас есть много возможностей помочь со сном даже в условиях обстрелов. Пусть небольшое улучшение сна поможет чувствовать себя лучше и собираться быстрее.

  1. Помощь других людей. В нашем обществе этот пункт кажется самым сложным. С одной стороны, наша страна показала, как быстро мы умеем собираться для достижения больших целей. Иногда кажется, что волонтерство — генетически встроенное качество украинцев. С другой — у нас почти нет культуры психологической поддержки и милосердия к тем, кто не герой, а особенно к самим себе.

Это нужно менять, и лучше всего начинать с себя. Обучаться методам самоподдержки важно, потому что потом можно будет быстрее понять, как помочь другим. Надо ли все делать за них, отстраняя их от посильной деятельности? Помните, как часто реагируют люди, которые умеют что-то делать, на ошибки начинающих? «Отойди! Ты только все портишь! Смотри, как надо делать!» Это порождает стыд и снижает компетентность человека, который лишь учится. Что было бы, если бы вместо этого мы услышали: «Тебе уже удалось многое. Смотри, как можно это улучшить. Все будет хорошо со временем. Практикуйся, у тебя все получится великолепно!».

К сожалению, еще со времен СССР обращаться за помощью стало стыдно. Этому учила советская власть и имперские амбиции новых вождей «титульной нации». Даже во время Голодомора, когда миллионы граждан СССР, включая украинцев, умирали от голода, Советский Союз не обращался за помощью к странам, которые ее предлагали. Государство должно было демонстрировать уверенное развитие и показывать, что оно — «впереди планеты всей».

В искаженной реальности вождей античеловечного режима заставить умереть страшной смертью от голода было более приемлемо, чем открыть правду о том, что страна не справляется с предоставлением элементарных условий для выживания. Скрывать проблемы даже от друзей и ближайшего окружения, боясь получить не помощь, а унизительное пожелание «Соберись, тряпка!» — это то, чему хорошо научились наши бабушки, дедушки и даже родители.

Читайте также: Полезные советы: как снизить уровень стресса

Западные психологи в один голос утверждают, что умение просить помощи и принимать ее, даже когда не умираешь, а просто не справляешься с обычной жизнью, — это признак психического здоровья.

К сожалению, от некоторых популярных украинских медийных психологов до сих пор можно услышать жесткие высказывания о тех, кто позволяет себе жаловаться или просить помощи. Если люди, к которым вы обратились за помощью, стараются вас пристыдить, сразу уходите от них. Есть другие.

Если вас отправляют к специалистам по физическому или психическому здоровью, не бойтесь обращаться. Специалисты имеют большой опыт помощи и до сих пор существуют именно потому, что помогают. Если вам страшно обращаться к психологу или врачу, возьмите с собой лучшего друга, подругу или любого близкого человека, который не боится вас в вашем «разобранном» состоянии и верит, что ваша жизнь достойна того, чтобы вам помочь.