UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бэби-боксы. Три года скандалов

Как благородный проект превратился в способ нажиться. Выводы Счетной палаты

Автор: Алла Котляр

«В украинских реалиях история с бэби-боксами стала выглядеть неприлично с самого начала». Так начиналась статья ZN.UA «Бэби-боксы Пандоры», датированная 31 августа 2018 года. С тех пор прошло почти три года. (Впервые идею «пакетов малыша» правительство запустило в публичное пространство аккурат к Международному дню защиты детей — 1 июня 2018-го.) Однако приличнее в организационном плане проект, к сожалению, до сих пор выглядеть не стал.

Оставим сейчас за рамками отсутствие в нем социальной составляющей, на чем собственно изначально акцентировали инициаторы идеи. Бэби-бокс не является адресной помощью прежде всего малоимущим семьям. Он не обязывает маму, планирующую его получить, ни встать на учет как беременная в нужный период, ни вовремя зарегистрировать новорожденного ребенка, ни сделать ему все необходимые прививки. Пакет не помогает выявить возможные риски для ребенка в семье и никоим образом не влияет на рождаемость. Это просто приятный бонус всем без исключения гражданам Украины, у которых родился ребенок. Что ж, богатые страны могут себе это позволить. За налоги своих граждан.

Следует отметить, что многим родителям такой «подарок» очень нравится. Их можно понять — едва ли не впервые государство проявило по отношению к ним хоть какую-то заботу. Содержимое «пакетов» все эти годы улучшалось, к тому же не нужно бегать по магазинам сразу после рождения ребенка. Хотя некоторым все-таки пришлось. Из-за уже упомянутой организационной непродуманности, которая, кстати, привела к неэффективному расходованию средств и причинению материального ущерба территориальным общинам и государству. Именно таковы выводы отчета Счетной палаты.

«С 1 сентября 2018 года направление из государственного бюджета 2544,4 млн грн позволило приобрести 587 441 «пакетов малыша» и выплатить денежную компенсацию стоимости таких пакетов на 83 277 новорожденных детей», — говорится в отчете. При этом неэффективные управленческие решения привели к дополнительным расходам. В 2018–2019 годах 83,8 млн грн за счет средств субвенции из госбюджета местным бюджетам были уплачены ЮНОПС (Управлению ООН по обслуживанию проектов) за услуги по управлению проектами международной технической помощи, которой не было. В 2020-м Минсоцполитики перевело 45,5 млн грн на счета этой организации сверх необходимого. На момент завершения аудита в бюджет они не вернулись, — опять-таки, на основании уже второго зарегистрированного проекта международной технической помощи, которая вообще не была предоставлена.

О чем идет речь?

Согласно постановлению Кабмина №512 от 20.06.2018 г., местные бюджеты должны были профинансировать «пакеты малыша» за счет субвенции из госбюджета на выплату помощи семьям с детьми, малоимущим семьям и инвалидам. Но не через публичные тендеры на ProZorro, а перечислив деньги посреднику — ЮНОПС.

Для этого 20 августа 2018 года в МЭРТ под №3919 был зарегистрирован проект международной технической помощи (МТП) «Обеспечение социальной защиты и ответственного родительства в Украине» в рамках Меморандума Украины с ООН, стоимостью 25 млн долл., со сроком реализации два года (1.07.2018–1.06.2020), где в качестве донора значились ЮНИСЕФ и ЮНОПС, исполнителя — ЮНОПС, бенефициара — Минсоцполитики, а реципиенты — «будут определены в процессе реализации».

Согласно договору, отправленному в регионы, помощь ООН должно было предоставлять Украине ЮНОПС, в проекте соглашения с которым речь шла уже о софинансировании проекта. Однако ни в меморандуме, ни в соглашении сумма софинансирования обеих сторон указана не была. По идее, часть средств должна была быть изъята из субвенции, а часть — поступить от ЮНОПС. Однако фактически, согласно договору, областные и столичное подразделения социальной защиты населения оплатили проект на 100% бюджетными средствами, а ЮНОПС, не предоставившее никакой помощи, еще и получило 4,5% комиссионных за услуги по управлению проектом МТП, которые не только не были оказаны, но и вообще не предусмотрены в проектных соглашениях. То есть ЮНОПС — не донор, а простой агент (за бюджетные деньги) — брало плату за то, что вполне можно было сделать самостоятельно за эти же деньги, проведя тендеры на ProZorro и сэкономив на комиссии более 83 млн грн бюджетных средств.

При этом соглашение еще и снимало с ЮНОПС любые риски, связанные со сбоями в поставках, перекладывая их на поставщиков и департамент соцзащиты. Департамент же обязывался оплатить все судебные издержки и возмещения, если ЮНОПС допустит ошибки в работе. Перспективное международное сотрудничество, ничего не скажешь.

Однако именно по таким типовым соглашениям в 20182020 годах закупались «пакеты малыша». Подписать соглашение отказалась только Донецкая ОГА. Более того — тогдашнее руководство области написало заявление в НАБУ.

С 2020 года «пакеты малыша» закупал уже Минсоц через бюджетную программу. Но по той же схеме — через ЮНОПС. С внесением изменений в меморандум об МТП и по новому соглашению.

Андрей Майснер
Андрей Майснер/facebook

«Согласно Закону Украины о публичных закупках, все бюджетные средства используются для закупки товаров, работ и услуг на конкурентной основе — через торги. В том числе международные, если мы хотим получить больший разбег по возможностям, снижению стоимости и видим, что есть закупочные международные организации, которые могут сделать это дешевле, — комментирует заместитель главы Счетной палаты Андрей Майснер. — Однако в случае с «пакетами малыша» ситуация была совсем иной.

Это нонсенс, но, несмотря на значительные объемы международной технической помощи, в государстве до сих пор не было и нет закона, который регулировал бы ее привлечение, реализацию соответствующих проектов и мониторинг. Все эти вопросы регулируются только постановлением Кабмина. Подзаконный уровень и нормативное качество документа сохраняют финансовые и другие риски для государства.

Согласно действующему порядку №153 от 15.02.2002 г., если «пакеты малыша» — предмет проектов МТП, то ЮНОПС должно было бы предоставить помощь деньгами либо безвозмездно и безвозвратно оказать услуги или выполнить работы. «Однако «пакеты малыша» все три года закупались исключительно за средства бюджета Украины, которые были потрачены в обход публичных закупок и пошли на оплату услуг донору, который никакого донорства в рамках двух проектов помощи Украине не осуществил, получив при этом еще и немалые деньги за посредничество. Количество и размер МТП никаким проектным соглашением вообще не предусмотрены, а под видом софинансирования государство профинансировало всю закупку.

Получается, Минсоцполитики, которое должно было ежегодно подавать отчеты о ходе МТП, дезинформировало Минэкономики и секретариат Кабмина, которые, согласно порядку №153, должны были надлежащим образом мониторить выполнение МТП. В 20182020 годах ЮНОПС получило более 83 млн грн — через комиссию, размер которой областям спустили из Кабмина письмом. А в одном только 2020 году под видом оплаты услуг по управлению проектом МТП (которого на самом деле не было) завладело средствами на сумму 45,5 млн грн. И ни один чиновник Кабмина, Минсоца, Минэкономики, облгосадминистраций и КГГА при этом не задался вопросом, в чем же заключается помощь Украине и где ее количественное и стоимостное измерение. Подписывали и оплачивали это дорогостоящее международное посредничество бюджетными средствами».

Как произошло избыточное перечисление бюджетных средств?

Стоимость «пакета малыша», не производя подробных расчетов, Минсоцполитики определило в размере не более 5 тыс. грн. В то время как фактически «пакет» в разные промежутки времени стоил от 2 534,85 до 4 139,6 грн. Так образовалась «экономия». На счет международной прибыльной организации ЮНОПС было перечислено средств гораздо больше, чем «пакет» реально стоил, и на большее количество бэби-боксов, чем это было необходимо.

Так, на обеспечение «пакетами малыша» в период с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2019 года гособладминистрации перечислили на 24,4 млн грн больше необходимого. Однако дельту ЮНОПС не возвращало. Избыточные средства уже больше года находятся на счетах организации и не используются. Соглашением предусмотрено их возвращение до 31.07.2021 г.

Таким образом, в результате неэффективных управленческих решений и при отсутствии действенного контроля над использованием бюджетных средств на оплату услуг ЮНОПС по управлению проектами международной технической помощи (которая на самом деле не предоставлялась) было потрачено 129,3 млн грн: 83,8 млн грн — 4,5% комиссионных международной прибыльной организации за счет средств местных бюджетов и 45,5 млн грн избыточно перечисленных средств за «пакеты малыша», которых ЮНОПС не покупало.

facebook/pakunokmaliuka

Кроме того, изначальное несоответствие перечня детских товаров в бэби-боксе реальным нуждам привела к вынужденным неоднократным его изменениям и выдаче пакетов, наполненность которых не соответствовала действующему на момент выдачи перечню. За 2018–2020 годы изменения в перечень вносили четырежды. Ассортимент был расширен. Однако из-за избыточного финансирования ЮНОПС закупало бэби-боксы по предыдущим перечням. В результате в регион поступали недоукомплектованные по новому перечню «пакеты». Однако доукомплектовывало ЮНОПС только в случае обращения самих получателей — отправляя недостающие предметы экспресс-доставкой через уполномоченного поставщика помощи (ООО «Скай Трейд Украина»). 

«В целом уровень обеспечения получателей «пакетами малыша» и денежной компенсацией стоимости таких пакетов на детей, родившихся с сентября 2018 года по декабрь 2020 года, высок и составляет 94%, — говорится в отчете Счетной палаты, — но установлены многочисленные факты нарушения законных прав граждан из-за неполучения ими по независящим от них причинам «пакетов малыша».

Так, 124,3 тысячи человек, дети которых родились с сентября 2018 года по декабрь 2020 года, вообще не получили такой помощи из госбюджета, что связано, в частности с тем, что выдача пакетов на детей, рожденных с 24 октября по 31 декабря 2020 года, должна была осуществляться в течение января–марта 2021 года (аудит завершен в Минсоцполитики 15.03.2021). Еще 14,7 тысячи детей, родившихся в Донецкой области, получали денежную компенсацию в размере 3250 грн за счет областного, а не государственного бюджета из-за обоснованного отказа облгосадминистрации от заключения проектного соглашения с ЮНОПС.

Кроме того, более 90 тысяч родителей детей, родившихся в январе–апреле 2021 года, с начала года вообще не получили такой помощи, поскольку закупка «пакетов малыша» до сих пор не состоялась, и это создает риски дальнейшего неэффективного использования бюджетных средств и нарушения прав получателей помощи».

В начале 2020 года был определен механизм закупки «пакетов малыша» по отдельной программе. Деньги (1,23 млрд грн) на эти цели должны были проходить через государственный центр «Профзакупки». Однако тендерные процедуры проведены не были. В Антимонопольный комитет поступили жалобы о нарушении процедуры (ошибки в тендерной документации), и закупку вообще отменили. Фактически же процедуру закупки «пакета малыша» начали откладывать еще на стадии объявления, что свидетельствует о некачественной подготовке проектного соглашения на первичном этапе и ненадлежащей подготовке Минсоцполитики документов, необходимых для организации и проведения тендера.

Вместо того чтобы начать новый тендер, летом прошлого года Минсоцполитики вдруг решило бэби-боксы монетизировать. Однако не справилось и с этой задачей. Стоимость детских товаров в розничной сети предприятий торговли, присоединившихся к публичному договору о реализации пилотного проекта «Монетизация одноразовой натуральной помощи «пакет малыша»», в полтора раза выше установленного в постановлении Кабмина от 29.07.2020 №744 размера денежной компенсации «пакета малыша». Даже несмотря на то, что в декабре 2020-го он несколько увеличился — до 5763 грн.

В конце 2020-го Минсоцполитики, как уже упоминалось, внеся изменения в меморандум об МТП, вновь вернулось к соглашению с ЮНОПС. А 28 апреля 2021 года в системе ProZorro была объявлена закупка более 100 тыс. бэби-боксов. Право на проведение тендера получило ГП «Украинские специальные системы», которое до сих пор специализировалось исключительно на закупках компьютерного оборудования и программного обеспечения.

К сожалению, есть все основания полагать, что и эта закупка не состоится. Заказчик (за закупки отвечают заместители министра соцполитики Б.Лебедцов и Е.Котик) и закупочная организация не провели открытого обсуждения тендерной документации и технического задания, консультаций с экспертами ProZorro и бизнесом, в связи с чем технические условия предмета закупки создают возможности для поставки некачественных детских товаров. А требования тендерной документации не содержат никаких предохранителей от недобросовестной конкуренции и так называемого «тендерного троллинга».

Очевидно, кому-то очень не хочется, чтобы закупка «пакетов малыша» проводилась прозрачно. Жаль, что инициатива, которая должна была стать первым шагом в поддержке ответственного родительства, в результате стала ярким примером того, чем оборачиваются непрофессионализм и желание заработать откаты при внедрении социальных инициатив.

Метания должностных лиц Минсоцполитики и ЮНОПС, в действиях которых усматриваются признаки уголовных преступлений, отражены в подробном отчете Счетной палаты о результатах аудита эффективности использования средств, предназначенных для закупки «пакетов малыша». Это намеренные нарушения или следствие некомпетентности? ZN.UA обвинений не предъявляет и приговоров не оглашает, поскольку не является ни правоохранительным органом, ни тем более судебной инстанцией. Однако настоятельно рекомендует последним обратить внимание на отчет.

«Должно быть проведено следствие, поскольку мы уже направили материалы в правоохранительные органы (Офис генпрокурора, НАБУ, СБУ), — комментирует подписант отчета, заместитель председателя Счетной палаты Андрей Майснер. — Все 129 млн грн, использованных незаконно под видом МТП, которую Украине не предоставили, должны вернуться в соответствующие бюджеты. Убытки однозначны. Аудиторских доказательств — достаточно».

Больше статей Аллы Котляр читайте по ссылке.