Через розничную сеть Украины ежемесячно реализуется до 700 миллионов упаковок медикаментов. В прошлом году 10,5 тысячи из них оказались поддельными.
Много это или не очень? Приблизительно столько же, сколько в других странах мира. Но представьте себе, что поддельное лекарство досталось не кому-то, а именно вашему малышу...
Следить за постоянно меняющимся состоянием дел на фармацевтическом рынке непросто: лет 10—15 тому назад произошла его децентрализация, появились аптеки самых разных форм собственности, хлынули товары из-за рубежа. С одной стороны, теперь аптечные полки буквально ломятся от изобилия. С другой — разобраться в этом изобилии довольно сложно. Даже профессионалу. Сколькими же пядями во лбу должны обладать врачи, чтобы из существующих ныне 50, 60, а то и 100 аналогов одного и того же лекарства выбрать то, одно-единственное, которое подходит конкретному пациенту? Ну ладно, скажем, выбрали. А вдруг оно поддельное?..
Кто и как оберегает нас от фальсифицированных или незарегистрированных аптечных товаров? Что и насколько успешно предпринимается государством? И чего ожидать в ближайшем будущем?
На эти и другие злободневные вопросы отвечает первый заместитель Главного государственного инспектора Украины по контролю за качеством лекарственных средств, председатель Государственной комиссии стран СНГ по стандартизации, регистрации и контролю за качеством лекарственных средств Виталий ВАРЧЕНКО:
— Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины — одно из самых молодых подразделений ведомства, — говорит Виталий Григорьевич. — Ей только семь лет. Тем не менее это самая многочисленная, после санитарно-эпидемиологической, служба. Между прочим, единственная в СНГ. К примеру, в России только начали создавать нечто подобное.
В инспекции работают около 600 человек. В основном это сотрудники наших территориальных подразделений, расположенных во всех без исключения областных центрах. Все они штатные работники министерства, фактически его полномочные представители на местах, преимущественно фармацевты с высшим образованием.
В нашем распоряжении — оборудованная современными аналитическими приборами специализированная лаборатория при министерстве и по одной — при территориальных инспекциях. Информационный отдел Госинспекции, регулярно снабжаемый официальной информацией Государственного фармакологического центра о зарегистрированных в Украине лекарственных препаратах, о новых требованиях к нормативной документации и тому подобное. Все это позволяет сотрудникам службы успешно проводить мероприятия по выявлению и изъятию из оборота фальсифицированных, некачественных и незарегистрированных медикаментов.
— Недавно Украина (опять же единственная среди стран СНГ) разработала и приняла долгосрочную программу борьбы с производством и распространением фальсифицированных лекарств на 2003—2008 годы...
— И примечательно, сделала это лишь на один день позже США: еще одно свидетельство того, что в фармацевтике, ее организации мы шагаем в ногу с мировым сообществом.
На практике это выглядит так: под эгидой правительства объединены усилия Министерства здравоохранения и других, в частности силовых, структур. И вот результаты: на протяжении 2003 года территориальные инспекции направили в правоохранительные органы около 600 представлений о нарушениях в сфере оборота медикаментов, в местные органы исполнительской власти поступило более 400 таких материалов. Было приостановлено производство семи наименований товаров, не соответствующих требованиям Закона Украины «О лекарственных средствах». Административные штрафы составили почти 240 тысяч гривен.
Сегодня Министерство здравоохранения и профильный комитет Верховной Рады разрабатывают нормативные документы, которые бы дали возможность перекрыть каналы поступления в нашу страну некачественных медикаментов из-за рубежа, а в самой Украине акцент борьбы с фальсификаторами переместить с торгующих организаций на производственные.
— Какие же лекарства подделывают чаще всего?
— Безусловно, те, что подороже, и которые пользуются повышенным спросом. Сбыв их с рук, нарушитель закона сразу же уходит «в тень».
Среди подделок последнего времени были: цефазолин (под его маркой продавали более дешевый пенициллин), «отечественный» пенталгин В (инспекция имеет сведения о том, что ни одна серия этого медпрепарата не изготавливалась госпредприятиями Украины), даже пресловутая виагра…
— Как отличить подделку от настоящего товара?
— Это тот самый случай, когда спасает собственная бдительность. Во-первых, следует твердо уяснить, что, вступая с кем-либо в денежные отношения, вы становитесь потребителем. А право потребителя — проверять соответствие приобретаемого товара сопровождающим его документам, прежде всего — сертификату качества. Во-вторых, стоит обратить внимание на цвет лекарства, его запах и вкус, даже на новый оттенок упаковки — все это должно насторожить. При первом же сомнении лучше отказаться от такой покупки. Благо, выбор торгующих организаций вполне достаточен.
— Ну, а если сомнения возникнут только после покупки? Назад ее не примут. Не положено. Что тогда?
— Берите адрес или телефон ближайшего подразделения Госинспекции по контролю качества лекарственных средств (упомянутые координаты обязаны вам предоставить в любой аптеке или аптечном киоске) и обращайтесь за разъяснениями или помощью. Вы непременно получите их.
***
По данным Министерства здравоохранения, в 2003 году госинспекцией по контролю качества лекарственных средств (ЛС) и ее территориальными подразделениями изъяты из оборота 163 серии некачественных, 33 серии (18 наименований) фальсифицированных и 146 наименований незарегистрированных ЛС, в том числе 48 наименований отечественного производства и 98 наименований зарубежного производства. Количество изъятых из оборота упаковок фальсифицированных лекарств увеличилось более чем в пять раз.
В списке поддельных ЛС находятся широко известные препараты: бисептол, валокордин, декарис, эссенциале Н, эссенциале форте, эритромицин, кокарбоксилаза, кофанол, левомицитин, неогемодез, ретарпен, смекта, супрастин, трихопол, фталазол и др.