Только за шесть месяцев нынешнего года в Минздрав Украины поступило более 10 тысяч обращений. Потому неудивительно, что телефон недавней «горячей линии», которую вел министр здравоохранения Виталий Москаленко, не замолкал ни на минуту. Вопросы касались наиболее чувствительных точек в сфере охраны здоровья: цен на лекарства, выпуска детских препаратов, распределение выпускников медвузов и санаторно-курортных путевок, зарплат медиков и оплаты медпомощи населением.
«В нашем районе без денег медицинскую помощь практически не оказывают, — поведала одна из дозвонившихся, — даже в критическом состоянии. Нужно лечь в больницу — плати 50 грн., покупай свои медикаменты. Даже за больничный лист нужно отдать 5 грн». Другой звонок: «Неужели государство нас бросило? С больных требуют деньги не только за медикаменты и питание, но и за канцелярские принадлежности». Многие звонки звучали как крик о помощи: «У нас за роды нужно платить 300 грн. Некоторые терпят до последнего, чтобы «подгадать» и родить прямо в машине «скорой помощи» — чтобы не платить деньги».
Министр обещал разобраться — по идее, ургентная медицина у нас бесплатная. Тем не менее медиков, особенно в регионах, на взгляд г-на Москаленко, понять можно:
— Что делать врачу, если, скажем, операция стоит 600 грн., а у него медицинского обеспечения — на вдвое меньшую сумму? Он же не может вырезать половину аппендикса. Вот и приходится разрываться между клятвой Гиппократа и бюджетом. Поэтому медики вынуждены просить больных приобретать медикаменты за собственные средства. В будущем году мы планируем выделять средства целевым назначением и увеличить статьи расходов на медикаменты. Кроме того, будут внесены изменения в основы законодательства и введено новое толкование медицинской помощи — чтобы легализовать оплату населением услуг медучреждений.
Подобные пояснения успокаивают слабо: людей мало волнуют финансовые проблемы министерства, особенно, когда человек находится в критическом состоянии. Тем более что многие помнят о существовании двух списков — услуг, входящих в гарантированный минимум медпомощи, и платных. За более подробной информацией корреспондент «ЗН» обратилась к одному из участников «горячей линии», начальнику Главного управления организации медицинской помощи населению Мирославе ЖДАНОВОЙ.
— Мирослава Петровна, о каком новом толковании медпомощи говорил министр?
— Мы должны четко определить, что такое «медицинская помощь», а что — «медицинские услуги». «Медицинская помощь» оказывается в состоянии, которое угрожает жизни пациента. Сейчас именно в этом направлении идет основная работа, составляются соответствующие регистры. В принципе, уже давно ведется речь о предоставлении гарантированного объема медицинских услуг, что соответствует как 49-й статье Конституции, так и основам законодательства об охране здоровья. Однако в Конституции есть еще и 95-я статья, гласящая: любые расходы государства на общественные потребности, а также размер и целевая направленность этих расходов (сюда входит и охрана здоровья) определяются исключительно законом о госбюджете. То есть, сколько средств будет выделено на медицину, зависит в конечном итоге от состояния бюджета страны.
В июле нынешнего года было принято постановление Кабмина об утверждении Программы предоставления гражданам Украины гарантированной государством бесплатной медпомощи, а также о ее ежегодном пересмотре в зависимости от состояния госбюджета. Сегодня мы пересматриваем центральную программу, которая будет утверждаться Минздравом. После этого будут выписаны региональные программы, причем таким образом, чтобы они обеспечивали гарантированный государством минимум.
— Можно, хотя бы приблизительно, сказать, что будет входить в данный гарантированный минимум?
— По предварительным расчетам, на медобслуживание одного человека планируется выделить 133 грн. На эту сумму мы можем обеспечить скорую и неотложную помощь, в том числе и на госпитальном уровне, санаторно-поликлиническое обслуживание, обеспечение детей до трех лет (в малообеспеченных семьях) молочными продуктами, бесплатным и льготным отпуском лекарств, неотложную стоматологическую помощь. По предварительным расчетам, затраты на одно посещение поликлиники составят 3 грн. 13 коп., а на визит к стоматологу — 4 грн. 90 коп.
— Но все-таки на оказание неотложной помощи средства выделяются?
— В неотложном состоянии медицинская помощь должна предоставляться бесплатно. Вывели из критического состояния, — тогда возможна оплата, если назначенные методы лечения входят в список платных услуг.
— Нередко возмущение пациентов вызывает следующий факт: врач требует приобрести медикаменты за свой счет, но если больной дает деньги, то тут же появляются и нужные лекарства. Возникает вопрос: это те медикаменты, которые больной должен был получить бесплатно (а врачи просто решили подработать) либо, действительно, купленны врачом на свои собственные средства?
— Во многих медучреждениях существуют больничные кассы, куда сотрудники вносят определенные суммы. А поскольку существует такая касса, то есть и медикаменты, которые можно реализовывать для членов кассы. Кроме того, в каждом лечебном заведении есть аптека.
— А каким-то образом регламентируется, на что именно должны тратиться деньги, выделенные больнице или поликлинике из бюджета? Как-то оговаривается минимум медикаментов, которые в любом случае должны быть в медучреждении?
— Это определяет руководитель учреждения. Только он знает, какие медикаменты понадобятся ему в ближайшее время.
— Вы говорили о том, что уже имеется список платных услуг. Что в него входит?
— Действительно, такой список существует. Он утвержден тем же июльским постановлением Кабмина. На первом месте в нем стоят косметические услуги. Согласитесь, те же врожденные дефекты на лице, безусловно, большая неприятность, но все-таки ликвидация такого дефекта — это услуга. Или взять, к примеру, лечение бесплодия. Проблема очень серьезная. Но на данном этапе, когда у нас недостаточное финансирование, ее решение относится к категории платных услуг. То же и с прерыванием беременности, — разумеется, не по медицинским показателям. Далее возьмем такие процедуры, как массаж: одно дело, если он входит в комплекс лечения, назначенный врачом. Другое, когда больной хочет пройти курс массажа по собственному желанию. Сюда относятся медицинские осмотры при устройстве на работу, для получения водительского удостоверения, разрешения на ношение оружия, диагностические и консультативные услуги не по назначению врача, медицинские стационары дома.
В перечень платных услуг также входит протезирование: зубное, глазное, слуховое — хотя в некоторых регионах местные власти финансируют эти услуги для льготных категорий. Почему за счет бюджета нужно обслуживать спортивные соревнования, различные культурные мероприятия? Или же пребывание в больнице родителей детей старше шести лет (если это не обусловлено состоянием ребенка), иностранных граждан? Все это относится к услугам, которые должен оплачивать сам пациент.
***
В принципе, с доводами министерских чиновников можно и согласиться: средств на охрану здоровья выделяется, действительно, крайне недостаточно. Однако проблема, согласитесь, не только в этом, а, скорее, в той самой клятве Гиппократа, о которой многие медики, увы, давным-давно позабыли. Речь идет о совести врача, об ответственности за неоказание медицинской помощи больному, находящемуся в критическом состоянии, в конце концов, о контроле за своевременным предоставлением такой помощи. Все это непосредственно относится к сфере организации системы здравоохранения. Причем устранение подобных недочетов должно стать политикой министерства, такие вопросы должны решаться планомерно, а не от случая к случаю после редких «горячих линий».