UA / RU
Поддержать ZN.ua

Здравствуй, новая-старая школа!

На самом деле новая украинская школа использует совсем не новые идеи.

Автор: Оксана Онищенко

Вот и наступило очередное 1 сентября - День знаний. Очередное, но особенное. Почему - особенное?

Прежде всего, потому, что 1 сентября не только первоклассники начинают новую жизнь. Вся система образования обещает начать масштабную перезагрузку - вместе с первым звонком по всей стране стартует образовательная реформа. Она давно назрела. Старая система образования безнадежно отстает от жизни, а новая пока не построена. Попытки "что-то изменить в консерватории" предпринимались при разных министрах образования. Но воз и ныне там.

В этот раз масштабы обещаний, а также вложенных средств и просветительских и пропагандистских усилий МОН впечатляют. Слушая о Новой украинской школе, каждый родитель первоклассника думает: наконец-то, вот то, о чем я мечтал для своего ребенка!

И правда, все месседжи реформаторов - это словно бальзам на родительское сердце. "Первого сентября ученики школы откроют двери в абсолютно новый мир - интересный, увлекательный и дружественный к ним" - звучит в рекламних роликах и буклетах. "Уважение к каждому заменило уравниловку". "Новая украинская школа - это когда обучение не травмирует, а наполняет". "Учителя и родители, мы партнеры в воспитании наших детей". "Вместе можем создать школу, где важен успех каждого ребенка". "Все теоретические знания мы подкрепляем практикой". "Обучение с игрой".

Главный козырь реформы - новое содержание образования, переход на компетентностное обучение. Бессмысленная и беспощадная зубрежка действительно должна уйти в прошлое. Знания хороши тогда, когда ребенок может их применить для решения конкретных жизненных задач. Уже написан, утвержден и начинает работать новый Стандарт образования (требования к результатам обучения) и учебные программы, основанные на компетентностном подходе. Ну хорошо же, разве нет? Да. Но не все вызывает эйфорию.

Например, то, что практически все фишки Новой украинской школы на самом деле далеко не новы. И дело не только в 12-летке, которую у нас в стране уже вводили, а потом отменяли когда-то.

Дело в том, что компетентностный подход в образовании мы внедряем уже лет десять, с 2008 года - в этом году можем праздновать юбилей. "Новый этап в развитии школьного образования связан с внедрением компетентностного подхода к формированию содержания и организации учебного процесса" - цитата из приказа МОН № 371 от 05.05.2008, подписанного министром И.Вакарчуком. - "Компетентностное образование ориентировано на практические результаты, опыт личной деятельности, что обусловливает принципиальные изменения в организации обучения, становящегося направленным на развитие конкретных ценностей и жизненно необходимых знаний и умений учеников".

"Главная идея Новой украинской школы - компетентностное обучение. Это означает, что ученики не просто будут приобретать знания, а учиться использовать их на практике и овладевать навыками", - это из свежего буклета "Новая украинская школа", размещенного на сайте МОН.

И что интересно: семь лет назад, в 2011 году, тоже был написан новый госстандарт образования, и тоже ориентированный на компетентностный подход. Ну и дальше по цепочке: к стандарту были написаны новые программы, а к ним - учебники. (Если помните, тогда Дмитрия Табачника обвиняли в том, что все это было затеяно для того, чтобы запустить непрозрачные процедуры закупки и печати новых учебников). Были даже сформулированы новые требования к оцениванию учеников. Но и это не все. В 2013-м, если помните, была принята Национальная стратегия развития образования в Украине на 2012-2021 годы. Одним из ее ключевых направлений была "модернизация структуры, содержания и организации образования на основе компетентностного подхода".

Заявляя о переходе к компетентностному обучению, и раньше, и сейчас, украинские реформаторы руководствовались Рекомендациями Европейского парламента и Совета Европы по формированию ключевых компетентностей образования на протяжении жизни. Принят был этот документ в декабре 2006 года, то есть почти 12 лет назад. А он, в свою очередь, связан с другими международными резолюциями и отчетами, принятыми в 2002-2005 годах, а также с Рабочей программой по образованию и профессиональной подготовке, принятой в 2004 году и рассчитанной на период до 2010 года.

И если уж мы по-прежнему считаем, что задача внедрения компетентностного похода к обучению для нас актуальна, то где уверенность, что нынешний "переход" - последний? За 12 лет это компетентностное обучение уже должно было утвердиться в нашей системе образования, расцвести и усовершенствоваться. А мы снова заявляем о его внедрении как о долгожданной реформе.

Год назад, когда только начиналось пилотирование реформы НУШ в отдельно взятых школах, ZN.UA задавало вопрос Лилии Гриневич: "Компетентностного подхода никто не запрещал, - просто тихо угасло внимание к нему. Он не прижился, не пустил корни. В этот раз будет иначе?". Вот что ответила нам министр: "Компетентностное обучение предусматривает не только иное содержание, но и новые методы обучения. Надо научить учителей, как их применять. Необходимо масштабное повышение квалификации учителей. Для этого мы начинаем крупный проект с Финляндией. Это для нас уникальная возможность, поскольку финны лучшие в подготовке учителей. И, самое главное, это свидетельствует о том, что мы двигаемся в правильном направлении, иначе они никогда бы не инвестировали в этот проект". ("Лилия Гриневич: "От школы, где накачивают знаниями, мы переходим к школе компетентностей", ZN.UA от 6.09.2017).

И уже выступая на недавней Всеукраинской августовской конференции, министр признала, что "есть компетентности, которые мы сейчас внедряем в нашей традицийный украинской школе, а добавить нам надо такие, как умение учиться на протяжении жизни, гражданские компетентности, предприимчивость, общекультурную грамотность, экономическую и финансовую грамотность, и так далее".

Кроме компетентностного подхода, изюминками нынешней реформы считается то, что теперь школа будет ориентирована на потребности ученика, в ней будет внедряться принцип "ребенкоцентризма". Но при всем уважении - это тоже не совсем новые для нас идеи. О "ребенкоцентризме" в педагогике говорят с 2000-х годов. Как и о личностно ориентированном обучении. Кстати, в 2002 году была принята Национальная доктрина развития образования. Так вот, одним из приоритетных направлений государственной политики в ней названа "личностная ориентация образования". А в Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы речь шла о "реформировании системы образования на основе философии "человекоцентризма" как стратегии национального образования".

Одна из изюминок НУШ, которая очень радует родителей, - мотивирующее, а не карательное оценивание (как это, к большому сожалению, часто происходит сейчас). "Оценка - это не наказание. Она должна фиксировать, на каком уровне находится ребенок, и показывать цель, к которой он должен стремиться", - это из буклета "Новая украинская школа" на сайте МОН. Но это не новость. "Оценка должна основываться на положительном принципе, что прежде всего предполагает учет уровня достижений ученика, а не степени его неудач", - это из приказа Минобразования за 2008 год.

Прямо перед 1 сентября по СМИ и родительским сообществам прокатилась радостная новость: теперь первоклассников будут оценивать по-новому, вместо школьных табелей у них будут свидетельства о достижениях. Но у первоклассников и раньше не было табелей и оценок. В конце первого класса учителя писали характеристику на каждого ученика, где рассказывали о его успехах и проблемах. Конечно, новое Свидетельство о достижениях поможет учителям лучше охарактеризовать успехи первоклашек. Пользуясь бланком свидетельства, учитель сможет более полно описать достижения ученика, ничего не пропустив и обратив внимание на каждую мелочь. При этом еще и сэкономит время, заполняя готовую таблицу. Свидетельство о достижениях - это хорошо, но это апгрейд того, что было раньше, с красивыми терминами и табличками. Он заменит и характеристики, которые учителя писали в конце учебного года, и все смайлики-печати-цветочки-звездочки, которыми они оценивали работы первоклашек во время учебы, чтобы поддерживать и стимулировать их.

Вообще все "блестяшки" и украшения нынешней реформы выглядят очень симпатично: и групповые формы работы с детьми, и педагогика партнерства между учителем, учеником и родителями, и письмо карандашом в первом классе. Отлично, что школы получат для первоклассников "Лего", новые парты и учебники, что для маленьких школьников будут проводить утренние встречи на ковре. Но многое из этого делали и раньше продвинутые школы и учителя. Сейчас будут делать все (мы надеемся на это), - и это хорошо. Хотя и будет не всегда легко. Уже возникают вопросы: как в небольшом классе, где даже для нормальных широких проходов не хватает места, расставить 36 одноместных парт? Не говоря уж о ковре и восьми зонах, на которые должен быть поделен класс (среди них - уголок живой природы и библиотечка).

Отдельно скажу о домашних заданиях для первоклашек, точнее о том, что их наконец-то не будут задавать. Почему-то считается, что это одно из новшеств Новой украинской школы. И именно этот пункт реформ очень греет родительское сердце. Но на самом деле норма о том, что в первом классе задания не задают, существует с 2001 года. Она закреплена в Государственных санитарных правилах и нормах устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса. И всегда, при разных министрах образования, министерство рассылало письма в школы с требованием соблюдать эти нормы. Но не все их придерживались.

Необычное это 1 сентября и тем, что не все учебные заведения получат вовремя для Новой украинской школы обещанную новую мебель и парты, а также учебники. Сразу две огромных проблемы на старте НУШ. И если за первый прокол ответственность лежит на местных властях, которые не вовремя объявили тендеры и не освоили все выделенные средства, то учебники - это зона ответственности Минобразования. Учебниками уполномочен заниматься Институт модернизации содержания образования. Конечно, не все зависит от МОН, есть разные объективные и субъективные причины таких ляпов. Это тема отдельного разговора. Но опасения, что с учебниками в этом году будет задержка, звучали уже давно. Может быть, стоило заняться этим вопросом раньше, чтобы к 1 сентября все успеть? Как и вопросом приобретения мебели. Но, кстати, это не первый учебный год, который мы встречаем с нехваткой учебников. С подобными проблемами уже сталкивались несколько лет назад, и вот опять - на те же грабли.

Чем еще необычное это 1 сентября? Наверное, тем, что все реже в школах проходят линейки с символическим первым звонком. Это считается не комильфо. Вместо них школы предпочитают игровые квесты, линейку же все чаще проводят только для первоклассников и выпускников.

Проводить или не проводить большую традиционную линейку - личное дело каждой школы. С одной стороны, многочасовое стояние под палящим солнцем для того, чтобы послушать речи депутатов и чиновников, - это не праздник, а наказание. Особенно накануне выборов. Если помните, в прошлом году перед 1 сентября родители обратились публично к депутатам, министрам и чиновникам с призывом не приходить на школьные линейки. "Ваше присутствие заставляет наших детей устраивать праздник вам - иногда вы опаздываете, иногда ваши красноречивые речи слишком скучны и длинны. Если вы не знаете, то "праздничный наряд" учебного заведения - шарики, флажки, вам цветы - это все за счет нас, родителей. Не дарите нашим детям букварики с вашими портретами, лучше обеспечьте своевременное поступление учебников в школы", - написала Алена Парфенова, сопредседатель общественной организации "Батьки SOS".

Но, с другой стороны, на большую школьную линейку всегда собиралась в полном составе вся школьная семья, от первого класса и до одиннадцатого. Чтобы вместе с выпускниками встретить их последний первосентябрьский школьный звонок. Чтобы увидеть взволнованных первоклассников - пополнение большой школьной семьи. И когда старшеклассники под аплодисменты всей школы вели за руку малышей-первоклассников - это всегда было очень трогательно. Если такая линейка длится 20 минут, без пафосных гостей и с утра, когда еще нет жары, - почему бы и не начать с нее первый рабочий школьный день?

Кстати, о политиках, депутатах и чиновниках. Необычно это 1 сентября и тем, что на августовскую конференцию педагогов сошлись-слетелись-съехались со всей Украины не только учителя, но и чиновники самого высокого ранга, включая президента. Оно и понятно: не каждый год в августе у нас в стране запускаются реформы. Говорили правильные и важные слова о том, что в образовании нужны изменения, что Украина потеряла очень много времени на пути к реформам, что без качественной системы образования не поднять экономику, что новый закон "Об образовании" открывает новые возможности".

Конечно, не обошлось и без политической составляющей. "В этом году наш День знаний чрезвычайно особенный, - сказал президент. - Потому что мы очень хорошо к нему подготовились. Более четверти века Украина ждала новую образовательную реформу. Все говорили, что это невозможно, что много противоречий, что политики не способны найти компромисс и предложить обществу, народу, нации совершенно новые подходы к украинскому образованию. И вот сейчас здесь я, и премьер-министр, и министры правительства. Для того, чтобы подчеркнуть важность начала воплощения в жизнь программы "Новая украинская школа".

Лилия Гриневич, выступая на конференции, обратила внимание собравшихся на то, что закон "Об образовании" "был внесен на рассмотрение парламента правительством Арсения Яценюка, он был поддержан президентом Петром Порошенко и ныне имплементируется в жизнь правительством Владимира Гройсмана".

Премьер Владимир Гройсман обещал, что правительство и далее будет инвестировать в образование "при любых новых возможностях финансового характера".

И это будет не лишним. На конференции учителям и гостям показывали новые возможности для Новой украинской школы: гаджеты, робототехнику, электронные учебники. "Мне как учителю очень бы этого хотелось, потому что надо идти вперед, надо развиваться. Робототехника - это круто, и детям это нравится. Но на самом деле я понимаю, что я себе этого позволить не могу, так же как не могу позволить многое из этого зала", - комментировала журналистам новые возможности учительница - делегат конференции.

Но, как бы там ни было, а Новый год, пусть даже и учебный, а не календарный, - это всегда надежды на лучшее. Если благодаря НУШ все, что десятилетиями планировалось сделать в сфере образования, наконец-то будет сделано, да еще и с другими, современными акцентами - хорошо. Давно пора навести порядок. И можно только приветствовать то, что МОН решилось засучить рукава и сделать это. Но тогда, наверное, стоило бы откровенно сказать обществу, что это не абсолютно новая реформа, а наконец-то внедренные старые идеи и мечты. Причесанные, напомаженные и в модной одежде, но со старым ядром. Ведь те, кто не разбирается в тонкостях сферы образования, верят в обещанный прорыв. Потому что реформаторские идеи затронули самые болезненные точки и надежды.

На конференции уважаемые выступающие много говорили о том, что сейчас только сеют семена реформы, а прорастет она лет через 12. Да, хорошо бы. Но что если вдруг лет через десять, перед какими-то очередными выборами, мы снова услышим с высоких трибун накануне 1 сентября: "Начинаем масштабную, невиданную доселе реформу образования - переход на компетентностное обучение"? И далее - по накатанной...