UA / RU
Поддержать ZN.ua

Записки на полях исследования скандинавского образования взрослых

Лайфхак для Украины

Автор: Сергей Чумаченко

Сейчас много пишут о незрелости украинского общества, о необходимости «взросления» с соответствующими изменениями в национальной культуре — развитием ответственности, критического мышления, взаимного доверия, договороспособности, общественно-политической и идеологической грамотности. Проблема настолько критична, что без ее решения нет перспективы результативных и устойчивых реформ в Украине, как бы этого ни хотелось самым преданным идеологам институциональных изменений в государстве. (Больше об этом — в статье «Шанс на успех. Есть ли он у Украины?».)

Проблема настолько масштабна, что мало кто задается вопросом — возможно ли «взросление общества» в обозримой (для одного поколения) временной перспективе? Каким образом это может произойти, и каких ресурсов требуют подобные программы социокультурной трансформации?

Сторонники институционально-экономического пути развития упорно не замечают данных, которые сами же и используют, цитируя результаты мировых исследований «счастья», «удовлетворенности условиями и уровнем жизни», «свободы прессы», «индекса восприятия коррупции», «развития человеческого капитала»… В первой десятке этих рейтингов вот уже около 20 лет традиционно находится пятерка стран Северной Европы: Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия. Это хороший повод для исследования причин такого успеха.

Анализ истории Северных государств показывает, что на определенном этапе там состоялся этап «взросления» общества.

Часто катализатором такого процесса были сверхсложные обстоятельства, которые ставили нацию на грань существования. Для Дании это было поражение в очередной войне с потерей 30 процентов территории, для Швеции — развал империи и эмиграция четверти населения, для Норвегии, Исландии и Финляндии — борьба за собственную независимость и государственность. Разные истории объединены общим решением — в самые сложные моменты элиты северных стран концентрировали усилия на создании широкой сети доступного просвещения и образования народа, обеспечивая тем самым процесс «взросления» общества.

Этот вывод заставил глубже изучить историю, традиции, структуру и принципы организации образования взрослых в Северной Европе.

Скандинавский подход к неформальному образованию взрослых зародился в Дании в середине XIX века, в условиях, близких сегодняшней Украине. Поражение в войне с Пруссией и Австрией за Шлезвинг и Гольштейн привели к потере территорий и опустошению казны. Крах экономики усугублялся политическим и культурным кризисом. Монархия рушилась в противостоянии земельной аристократии и зарождавшейся буржуазии. Идеи французской революции разогрели потребность в демократических реформах. Горячий запрос на справедливость и национальное самоопределение вывел на улицы тысячи людей.

В этих условиях теолог Николай Фредерик Северин Грундтвиг сформулировал принцип, обеспечивший выживание датского государства: «Истинную демократию можно строить только с образованными и просвещенными людьми».

Википедия

Грундтвиг стал автором идеи основной формы неформального образования взрослых — Народных высших школ. Независимо от того, кто становился основателем таких школ, они действовали по общим принципам: полная независимость от формальной системы образования; свобода в выборе того, чему учиться и кто учит; дидактика, основанная на диалоге и личном опыте учащихся; свобода выбора и высокий уровень участия студентов в ключевых вопросах жизни и деятельности школ; использование в программах современных общественно-политических и гуманитарных знаний; размещение в сельской местности, где находится целевая аудитория; обязательное обучение с проживанием в кампусе школы.

Тем самым великий датчанин заложил принципиальные основы будущей отрасли неформального образования взрослых. Спустя 15 лет таких школ в Дании было больше 50. В Швеции движение Народных высших школ стартовало в 1868 году, а в 1878-м Риксдаг принял решение о безоговорочной поддержке движения Народных школ, которое действует и поныне. С 1890-го по 1924 годы в королевстве было открыто 102 Народные высшие школы. Причем как в Дании, так и в Швеции первые школы организовывались семьями фермеров и предпринимателей для жителей сельских регионов.

Спустя 40 лет с начала движения фолькбильдунга скандинавы сформировали критическую массу просвещенных граждан с развитой личной и гражданской ответственностью.

Инициатива элит давно институализирована в отрасль неформального образования взрослых, которая в Дании называется Folkeoplysning, в Швеции — Folkbildning, а в Финляндии — Sivistys. Устойчивость своего успеха норды по сей день обеспечивают самым высоким уровнем образованности населения.

Современный сектор неформального образования в странах Северного содружества по объемам финансирования почти не уступает сектору государственного формального образования со всеми университетами, институтами, училищами и школами.

Еще раз хочу обратить внимание, что основным фокусом программ неформального образования взрослых по-прежнему является просвещение, развитие гражданских и социальных качеств.

«Цель неформального образования для взрослых заключается в том, чтобы с помощью участия в курсах и мероприятиях улучшить общее и академическое понимание мира и навыки человека, а также повысить способность и желание брать на себя ответственность за собственную жизнь и принимать самое активное и осознанное участие в жизни общества». (Правительственный закон Королевства Швеция 2013/14: 172.)

Эта же цель является приоритетной и в системе формального государственного образования.

Таким образом Северные страны формируют сообщество граждан, разделяющих ценности и принципы скандинавской модели социально-политического устройства (известной как «государство всеобщего благосостояния»), но при этом осознающих собственную уникальность, свободных, внутренне-референтных и способных нести ответственность за свою жизнь и развитие общества.

Несмотря на то, что история этого движения насчитывает больше 150 лет, во всех скандинавских странах государство минимально вмешивается во внутреннюю жизнь субъектов неформального образования, гарантируя им максимальную свободу и автономность. Именно такой подход обеспечивает институциализацию отрасли неформального образования, способную создавать условия для формирования свободной личности, обладающей высокой степенью внутренней референции, критическим мышлением, способностью осознанно выстраивать отношения в сложном мире. Скандинавы очень хорошо знают, что свободный гражданин не появится в системе образования, построенной на доминировании, иерархиях, внешней оценке и избыточном контроле.

Впечатляет масштаб неформального образования. По статистическим данным, за 2009–2010 гг. в Дании с населением в 5,8 миллиона человек работает 16,5 тысяч организаций неформального образования для взрослых. В их программах приняло участие 2,3 миллиона человек!

В Швеции с населением в 9,5 миллиона человек движение folkbuilding объединяет 156 Народных высших школ, где ежегодно обучается 25 тысяч участников программ длительностью от одного года и 80 тысяч участников коротких курсов. Кроме того, в стране действует 285 тысяч кружков самообразования. Общая численность взрослых, участвующих в программах неформального образования, превышает четыре миллиона.

Даже если в статистике учтены повторяющиеся транзакции, можно предположить, что постоянно обучается приблизительно треть населения страны. В этом заключается секрет отсутствия дикого разгула популизма и крайнего радикализма в Дании и Северных странах.

Опыт Северных стран в области социально-трансформирующих подходов выпал из поля зрения не только Украины. Академический мир с удивлением открыл для себя эффект фолькбильдунга на рубеже тысячелетий. Сегодня этот феномен изучается практически всеми ведущими университетами мира. А влияние идей Н.Ф.С. Грундтвига выразилось в создании носящей его имя общеевропейской программы неформального образования взрослых.

Мир в стремлении стать лучше, ответственнее и взрослее разворачивается на Север.

Вернемся к вопросам, заданным в начале статьи. Опыт Северных стран показывает — решение «взросления» общества в перспективе одного-двух поколений существует. Оно лежит в плоскости создания отрасли неформального образования взрослых, основанного на принципах, обеспечивающих условия для формирования свободной личности, осознающей как свою уникальность, так и значение социального взаимодействия для личного процветания и процветания общества. Если ориентироваться на количество таких школ на душу населения в Северных странах, то в Украине их должно быть 400. Учитывая уровень политической культуры, нам не избежать «скандинавского» начала — первые школы будут создаваться семьями и частными лицами на собственные средства.

400 школ для взрослых = 400 семей, готовых выбрать своей миссией обеспечение наиболее доступного способа получения современных общественно-политических, социальных и психологических знаний для каждого украинца, живущего в самых дальних уголках страны …

400 — это много или мало?!

Больше статей Сергея Чумаченко читайте по ссылке.