Осень — это время, когда можно подытожить результаты вступительной кампании. Все данные наконец обнародованы и проанализированы.
Следует отметить, что нынешняя вступительная кампания оказалась одной из самых сложных в истории высшего образования Украины. На это повлияли пандемия коронавирусной инфекции, заставившая переносить сроки, а также смена руководства МОН и обострение дискуссий о том, что такое высшее образование, зачем оно необходимо, в каком направлении должно меняться, как обеспечить качество образования и надо ли вообще это качество обеспечивать. В том, что вступительная кампания состоялась и в целом оказалась успешной, большая заслуга приемных комиссий большинства заведений высшего образования (ЗВО), а также работников профильного директората МОН Украины.
В целом, Условия приема в этом году не очень отличались от Условий 2019 года. Среди основных изменений можно отметить установление минимального конкурсного балла для поступления на обучение за средства государственного или регионального бюджета.
Раньше поступать могли все, кто преодолел порог «сдал/не сдал» из необходимых тестов внешнего независимого оценивания (ВНО). Поэтому на непопулярные специальности в некоторые заведения высшего образования можно было попасть с конкурсным баллом 100–110, а иногда — и 99,5. Такие баллы означают, что из всех необходимых для поступления предметов будущий студент не знает практически ничего. Получится ли из такого студента специалист, способный решать сложные задачи соответствующей профессии? Очень маловероятно. Является ли отсутствие конкурса на некоторые специальности в отдельных ЗВО достаточным основанием, чтобы обучать таких студентов за бюджетные средства? Видимо, нет.
С другой стороны, государству нужны высококвалифицированные инженеры, агрономы, учителя, представители других не очень популярных сегодня профессий. Установление на эти специальности порога на уровне 125 баллов для поступления на обучение за бюджетные средства было попыткой найти баланс между потребностями и возможностями. В целом эта попытка оказалась удачной.
Также был повышен порог для поступления на специальности области знаний «Право», «Публичное управление и администрирование», «Международные отношения». В прошлом году он составлял 130 баллов, а в 2020-м — 140. С учетом того, что проходные баллы подняли и на бюджет, и на контракт, те, кто прошел ВНО с низким баллом, не смог стать студентом даже за собственные средства. Следовательно, благодаря установленному порогу отобрали лучших абитуриентов.
Как и предыдущее новшество, это должно способствовать повышению качества образования выпускников. Но в обществе бытует мнение, что не должно быть ограничений для поступления на контрактное обучение. С таким подходом можно было бы согласиться, если бы в заведениях высшего образования существовали практики создания для таких лиц отдельных индивидуальных учебных планов, которые, во-первых, включали бы курсы, корректирующие знания по базовым дисциплинам до уровня, необходимого для дальнейшего обучения, и, во-вторых, продлевали бы сроки обучения.
Законодательство об образовании сегодня не запрещает внедрение таких практик, но существует множество действующих подзаконных документов, существенным образом усложняющих реализацию этого подхода. Кроме того, из-за демографического кризиса на рынке образовательных услуг Украины в последние годы сформировался «рынок потребителя», что вынуждает заведения высшего образования в условиях усиления конкуренции между ними и отсутствия эффективного влияния со стороны работодателей подстраиваться под требования будущих и нынешних студентов.
Среди других изменений можно отметить определенное корректирование перечня предметов, по которым надо предоставлять сертификаты ВНО для поступления на обучение за средства государственного или регионального бюджетов, расширение применения Единого вступительного экзамена для поступающих в магистратуры, а также практики организации широкого конкурса по группам специальностей. Немного изменились категории абитуриентов, имеющих льготы при поступлении, а также право на дополнительные баллы.
Из-за пандемии коронавирусной инфекции в этом году отменили пробное ВНО, которое обычно дает возможность будущим участникам почувствовать процедуру и частично снимает их волнение во время сдачи тестов. Проведение пробного ВНО онлайн не решает эту проблему. На более чем месяц перенесли основную сессию ВНО. При этом почти до последних дней не было известно, состоится ли ВНО в назначенные сроки. Дополнительными осложнениями стали необходимость пользоваться масками во время сдачи тестов, а также более сложная и длительная процедура пропуска участников на пункты тестирования. С учетом этого, Украинский центр оценивания качества образования установил более либеральные пороги «сдал/не сдал». Благодаря этому по всем предметам их преодолели больше участников, чем в 2019 г. (в среднем около 91%). В то же время по большинству предметов, в частности по украинскому языку и литературе, истории Украины, математике, английскому языку, немного выросла доля тех, кто получил 180 и больше баллов. Кроме географии.
Несмотря на то, что стало меньше специальностей, для поступления на которые на бюджет можно подавать сертификат ВНО по географии, количество участников этого теста выросло почти на четверть, поскольку его результаты засчитывали при поступлении на контракт по многим, в том числе популярным, специальностям. Поэтому многие поступающие сдавали именно его. Например, в некоторых университетах среди зачисленных на небюджетные конкурсные предложения по специальности «Право» почти все поступающие предоставили сертификаты по географии. Часто с очень невысокими баллами. Некоторые университеты предусматривали возможность заменить тесты по географии более сложными, по их мнению, но профильными для специальностей тестами по физике и химии.
Следует отметить, что в нынешнем году были приняты решения отменить государственную итоговую аттестацию в форме ВНО для тех выпускников, которые не планировали поступать в заведения высшего образования, а также для учеников и студентов заведений профессионального образования и колледжей. Это, безусловно, тоже повлияло на итоговые показатели.
По данным Украинского центра оценивания качества образования, в 2020 г. немного уменьшилось общее количество участников ВНО по многим предметам, что иллюстрируют данные таблицы. Но это уменьшение произошло преимущественно за счет учеников и студентов заведений профессионального и высшего образования. Например, самый массовый тест по украинскому языку и литературе в 2020 г. сдали 10 529 учеников заведений профессионального образования, а в 2019 — 46 001.
Приведенные в Отчете Украинского центра оценивания качества образования данные о статистических характеристиках тестов и тестовых задач свидетельствуют, что в целом они соответствуют уровню последних лет. Практически все тесты характеризуются достаточным уровнем надежности и сбалансированы по уровню сложности задач.
В 2020 г. 447 поступающих получили максимальные 200 баллов по одному или нескольким тестам ВНО. Это почти вдвое больше прошлогоднего показателя. А ученик из пгт Перегинское Ивано-Франковской области получил максимальный суммарный результат за четыре теста — 795 баллов из 800, в том числе по 200 баллов за тесты по украинскому языку и литературе и математике. Такие показатели свидетельствуют, что, несмотря на вынужденное дистанционное обучение в течение последних месяцев и более сложные условия сдачи ВНО из-за карантинных ограничений, Украинскому центру оценивания качества образования удалось обеспечить равные условия для поступающих в обстоятельствах чрезвычайной ситуации.
По сравнению с предыдущими годами, по мнению специалистов, улучшились тесты Единого профессионального вступительного экзамена для поступления в магистратуру по специальности «Право». Вместе с тем поступили замечания о некорректности отдельных заданий и/или неоднозначности предлагаемых вариантов ответов. Поэтому, по результатам обращений, несколько заданий разных тестов отменили. В то же время некоторые из заданий, относительно которых возникали дискуссии, были, скорее, непривычными для поступающих, чем некорректными, поскольку предусматривали анализ конкретных ситуаций, текстов и т.п., а не запоминание готовых ответов.
Как и в прошлые годы, самыми популярными среди поступающих были специальности «Право», «Менеджмент», «Филология», «Компьютерные науки», «Среднее образование». А среди заведений высшего образования самыми популярными вновь оказались Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Львовский национальный университет, Национальный университет «Львовская политехника» и Киевский национальный торгово-экономический университет. В этом контексте не может не беспокоить проблема стабильности и развития региональных заведений высшего образования, а в перспективе — и проблема обеспеченности регионов высококвалифицированными специалистами разных специальностей. Переход на формульное финансирование государственных ЗВО частично снимает остроту проблемы финансового ресурса заведений высшего образования, где уменьшаются объемы государственного заказа. Но это не решает проблему обеспечения регионов специалистами. Внедренные несколько лет назад региональные коэффициенты для заинтересованности абитуриентов поступать в региональные заведения оказались не очень эффективны.
Самыми высокими (свыше 190) были проходные баллы при поступлении на бюджет на специальности области знаний «Международные отношения», а также отдельные специализации «Филологии», «Стоматологию» и «Журналистику».
Самыми низкими (ниже 130) оказались проходные баллы на все специальности области знаний «Механическая инженерия», «Электрическая инженерия» и «Аграрные науки и продовольствие», значительную часть специальностей области «Образование/Педагогика», а также специальности «Химия», «Физика» и «Астрономия», «Прикладная физика и наноматериалы», «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии», «Химические технологии и инженерия», «Технологии легкой промышленности», «Технологии защиты окружающей среды», «Горное дело», «Деревообрабатывающие и мебельные технологии», «Строительство и гражданская инженерия», «Железнодорожный транспорт», «Транспортные технологии (на железнодорожном транспорте)». Большинство из них — это специальности, определяющие способность государства к устойчивому развитию и его конкурентоспособности в современном мире.
Минимальные баллы могут зависеть от случайных факторов. Поэтому на диаграмме приведено также распределение самых низких и самых высоких средних конкурсных баллов зачисленных абитуриентов по специальностям и специализациям отдельных отраслей знаний https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/ru/266-2015-%D0%BF#Text (не обозначены отрасли, содержащие 1–2 специальности, поступление на которые проходило по широкому конкурсу).
Как и в предыдущем случае, среди специальностей с самыми низкими баллами те, которые критически важны для устойчивого развития и безопасности государства.
Подытоживая, замечу, что, несмотря на сложные условия вступительной кампании в этом году, в целом она оказалась успешной. Вместе с тем есть проблемы, требующие решения. Не только в рамках Условий поступления-2021 и образовательного законодательства, но и в более широких рамках определения долгосрочной стратегии развития государства, места образования в реализации этой стратегии и обеспечения образования ресурсами, необходимыми для достижения поставленных целей.