UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Вы считаете, что мы безответственные, а мы считаем, что работаем»

Минобразования vs директора школ

Автор: Оксана Онищенко

Не прошло и двух недель с 1 сентября, как Минобразования вдруг разродилось письмом в департаменты образования всех областей Украины, которым на пальцах объяснило, что будет с директорами школ, если они не будут соблюдать требований законодательства о здравоохранении. Им светят не просто штрафы, а заключение.

Говорят, причиной такого письма стала ситуация в Тернополе, где местная власть решила не закрывать школы, несмотря на то, что город оказался в красной зоне. И чтобы завтра «подвиг» Тернополя не повторили, правительство решило ударить из всех пушек: кроме письма МОН, по тернопольским школам прошел рейд полиции, и на директоров стали составлять админпротоколы за игнорирование ограничений красной зоны. Но это подействовало слабо. Как сообщает местное издание terminovo.te.ua, админпротоколы будут оспаривать в судах юристы горрады.

Проверки ожидают и всю Украину. По поручению премьер-министра Д.Шмыгаля, специально созданные рабочие группы будут проверять учебные заведения на предмет создания в них безопасных условий с учетом эпидситуации.

С одной стороны, проверки нужны, потому что требования карантина в школах иногда все же нарушают и учителя, и родители. Вы видели фото с линеек 1 сентября — толпы, спущенные на подбородок маски? Да, это было не во всех школах, но было. За такие и другие вещи директора действительно должны нести ответственность.

С другой стороны, со временем пандемия будет набирать обороты, и красных точек в стране будет все больше. Как там будут учиться дети? Что государство может им предложить? Дистанционное обучение? Оно, к сожалению, не находит поддержки у многих родителей и даже учителей. И не только потому, что некуда девать детей. Чаще всего наша система образования к нему не готова — нет оборудования, нет методик, нет, наконец, единой национальной электронной платформы, наполненной качественным учебным материалом. И родители это понимают, потому и выступают против дистанционки и не хотят закрытия школ.

Если разобраться, больше всего боятся дистанционного обучения те, кто его настоящего и не видел, чьих детей учили с помощью задач в Вайбере или проводили уроки нерегулярно. Понятно, что повторения такого «обучения» не хочется. Но как же грустно и стыдно, что в информационную эпоху кто-то собирает подписи под петициями против применения современных технологий, за которыми будущее.

Справедливости ради надо сказать, что почву для дистанционного обучения надо было готовить давно, а не за несколько месяцев лета. И это уже когда-то пытались сделать, но все закончилось уголовным делом, причем даже не при нынешнем МОН. 

А сейчас, когда учебный год уже начался, качественную дистанционку готовить поздно. Но Минобразования может поддержать учебные заведения, приняв такие нормы и правила, по которым школы могли бы гибко подстраивать образовательный процесс к условиям пандемии.

«Я как директор киевской школы вообще не почувствовал помощи министерства, — сказал в эфире ток-шоу «Свобода слова» Савика Шустера Дмитрий Ламза, обращаясь к заместителю министра образования Андрею Витренко. — Когда вы сядете с нами в одну лодку?».

Очевидно, что Минобразования теперь должно разделить ответственность с директорами школ и сделать то, что пока не поздно сделать. Что именно, мы спросили у директоров школ.

В своем письме МОН напоминает о требованиях Государственных санитарных правил и норм устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса (ГСанПиН). И с этим никто не спорил бы, если бы не тот печальный факт, что ныне действующие правила устарели, — они приняты 20 лет назад. Новые правила давно разработаны и уже даже прошли общественное обсуждение, но до сих пор не приняты. И тянется эта история очень давно, со времен предшественников Сергея Шкарлета. Может, хоть сейчас дело доведут до конца?

Директора говорят, что им не хватает четких рекомендаций. «У нас каждые несколько месяцев меняются инструкции: то носите на уроках маски, то не носите, — говорит знакомый директор школы. — Представляете, три десятка человек без защиты и социальной дистанции в одном помещении? А о том, какими должны быть действия школы в случае выявления больного CОVID, нам объяснили за несколько дней до 1 сентября».

Директора, с которыми я общалась, жалуются, что до сих пор не понимают некоторых моментов. Например, как определить, кого считать контактным к больному. Братья и сестры одноклассников больного ребенка — контактные? А их родители? Директора рассказывают, что некоторые мамы детей, сидящих дома в изоляции, приходят в школу по разным делам, и попытайтесь им что-то возразить. Когда надо изолировать ребенка и уведомлять соответствующие службы — при каждом чихе и температуре 37 или нет?

«Для врачей есть протоколы, они нужны и для директоров! — говорит директор столичного лицея. — И их следует обновлять едва ли не каждую неделю, учитывая новый опыт и ситуацию в стране. Никто же нас не учил работать в условиях пандемии. Мы не инфекционисты, а учителя и завхозы. Теперь всему учимся на ходу».

Государство не выделило средств на антисептики и маски. У местной власти они не всегда есть. Неделю назад министр Сергей Шкарлет обещал в телеэфире, что из ковидного фонда на это будут выделены три миллиарда. А потом — тишина. Как сообщила в Фейсбук депутат Юлия Гришина, многочисленные попытки МОН найти средства не дали результата. И теперь народные избранники зарегистрировали проект постановления парламента, который требует от правительства выделить деньги на средства защиты и зарплату учителям из ковидного фонда. А за окном, напоминаю, уже 11 сентября, и «Аннушка уже разлила масло»…

Зато на совещании в МОН, по нашей информации, руководителей региональных департаментов образования просили отчитаться, что сделано и сколько литров антисептика закуплено для школ. На что одна из руководительниц спросила: «Как МОН может проверять то, чего не дало?».

Минобразования не адаптировало нормы организации обучения к условиям пандемии. Хотя на это были весна и все лето. Такое впечатление, что чиновники не знали, что пандемия будет продолжаться и после 1 сентября.

Еще в середине августа департамент образования и науки Киева прислал в Минобразования письма, где были собраны предложения директоров школ о важных нормах. Но ответа, как и новых норм, до сих пор нет. Вот пример, который привел Дмитрий Ламза в эфире ток-шоу: «Группа продленного дня открывается, если в ней не менее 30 детей. То есть мне надо собрать в одну группу детей из трех классов. Но в ваших рекомендациях сказано, что я не могу объединять детей. Мне сразу искать адвоката?». На что чиновник ответил: «По состоянию на сегодняшний день мы видим эту проблему и будем работать над ее решением». Это было 11 сентября. Серьезно? Учебный год уже начался, а в МОН еще только «будут работать»? «Вы считаете, что мы безответственные, а мы считаем, что работаем», — ответил на критику Андрей Витренко в эфире «Свободы слова».

Большая проблема — организация работы учителей. И дело здесь не только в повышении зарплаты, которого они ждут давно. Когда в классе кто-то заболел, учитель, преподававший здесь, становится контактным лицом и идет на самоизоляцию. «Кем я должен заменить учителей, — жалуется директор столичной школы. — Официально они на больничном, даже если хорошо чувствуют себя. Они могли бы преподавать дистанционно своим ученикам, которые вместе с ними ушли на самоизоляцию, но по закону нельзя».

Быстро выйти с больничного учитель теоретически может, но из-за бюрократических преград это удается нечасто. Надо сдать бесплатный тест на ковид, а для этого необходимо взять направление у семейного врача. Учителя рассказывают, что из поликлиники их гонят в школу за справкой, подтверждающей, что они действительно контактные. Вот и получается, что человек, который потенциально может быть больным, идет в свою школу за бумажкой, а потом сидит под кабинетом врача среди больных. «Учителей надо беречь, — говорит знакомый директор школы. — Они рискуют сегодня, как и врачи, а защищены меньше. Я не понимаю, зачем их гонять с бумажками и справками, если в случае выявления больного школа подает в соответствующие службы данные обо всех контактных лицах, включая информацию об их семейных врачах. Неужели нельзя как-то координировать передачу данных?».

Но даже если педагог получил направление на анализ, надо подождать очереди, а потом результата. Иногда это длится те же две недели, что и изоляция. Поэтому некоторые учителя идут сдавать анализ на ковид за собственные средства, чтобы скорее вернуться на работу. Но надолго ли хватит их зарплаты?

Кстати, перед 1 сентября из школ уволились некоторые педагоги, потому что не хотели рисковать жизнью. В Киеве перед началом учебного года было 16 вакансий директоров, а недавно к ним добавилась еще одна.

Между тем заболеваемость растет. Например, по Киеву на конец прошлой недели были полностью закрыты на карантин две школы, а еще в 52 — закрыты отдельные классы. То есть каждая восьмая школа столицы уже подверглась влиянию пандемии.

Абсолютно ясно, что дальше ситуация будет только обостряться. Организовать дистанционное обучение во всех школах государство уже не сможет, поэтому качественно учиться во время пандемии смогут не все, и еще больше усугубится неравенство в образовании. Оно и так чувствовалось между городом и селом, между лицеями и обычными школами в спальных районах.

Сейчас ситуация в образовании напоминает паровоз, который мчится на бешеной скорости, не разбирая дороги. А пассажиры и машинист делают вид, что все идет по плану, — куда-то ведь он доедет наконец. И только проводники разносят чай по инструкции и периодически слышат нервные крики начальства, что если чай будет заварен неправильно, то всех посадят или оштрафуют. Но если паровоз мчится неизвестно куда, машинист не может закрывать глаза и уши. Иначе зачем он нужен?

В Минобразования еще есть время засучить рукава и поработать. А уже потом проверять и наказывать за нарушения.

Все статьи Оксаны Онищенко читайте здесь.