UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все о 1 сентября в вузах: кому повезет, а кого отправят на дистанционку, и при чем здесь вакцинация

Как начнут учебный год студенты

Автор: Елизавета Щепетильникова

Как будут учиться с 1 сентября школьники, известно всем. А что ожидает студентов? В соцсетях бурно обсуждаются решения заведений высшего образования (ЗВО) об обучении в новом семестре. Уже второй раз учебный год начнется в условиях пандемии коронавируса. И если год назад такая ситуация настигла университеты неожиданно, то теперь у них есть некий опыт, подходы ЗВО к обеспечению качественного и безопасного обучения становятся все разнообразнее: одни университеты приглашают студентов в аудитории, другие — объявляют продолжение обучения онлайн.

Вот, к примеру, решения киевских флагманов высшего образования. В то время как Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко готовится начать обучение в аудиториях, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского» будет учить в гибридном формате. Для студентов КПИ потоковые лекции будут проходить онлайн, а другие занятия — в аудиториях. Киево-Могилянская академия организует гибридное обучение лишь для первокурсников, а старшие студенты будут учиться онлайн. В магистратуре лекции будут слушать онлайн, а вот семинары будут проходить в аудиториях. Частные ЗВО также практикуют разные подходы. Например, Университет «КРОК» выбрал интересную смешанную модель — форма обучения зависит от того, на каком курсе учится студент. Здесь первокурсники полностью будут учиться офлайн. У второкурсников будет один день онлайн-обучения в неделю. Третьи курсы будут учиться онлайн дважды в неделю, и только два дня в неделю в аудиториях проведут студенты последнего года обучения. Тем временем студентам украинско-американского университета «Конкордия» предложат обучение вживую на первом и втором курсах, а старшекурсники большей частью будут учиться онлайн.

Неопределенность в отношении распространения коронавируса и возможных новых локдаунов сделала гибридное (или, как его еще называют, смешанное) обучение очень популярным среди университетов. Это позволяет части студентов подключаться онлайн, тогда как другие могут находиться в аудитории. Такой формат создает условия для социального дистанцирования, следовательно, снижает угрозу распространения коронавируса. Также в прошлом году украинские университеты практиковали преподавание лекций онлайн, а проведение семинарских занятий — в аудиториях. Благодаря частично аудиторным занятиям студенты больше вовлекаются в учебный процесс.

Пандемия коронавируса выявила много проблем украинского высшего образования, в частности и низкую способность студентов самостоятельно учиться в онлайн-формате. Гибридные методы преподавания очень полезны в преодолении этой проблемы. Они позволяют постепенно развивать у студентов способность самостоятельно работать с учебными материалами онлайн. Тем временем первокурсников проще адаптировать к университетскому образованию, если хотя бы частично преподавать в аудиториях. Кроме того, гибридное обучение позволит преподавателям и студентам быстрее перейти в формат дистанционного обучения, когда эпидемиологическая ситуация ухудшится.

Количество новых коронавирусных больных в Украине растет изо дня в день, так что переход осенью на дистанционку — лишь вопрос времени. Предполагая такое развитие событий, Украинский католический университет (УКУ) разработал внутренние процедуры по форматам обучения в зависимости от эпидемиологической ситуации во Львове. Например, если Львов остается в зеленой или желтой зоне, УКУ проводит обучение для студентов в аудиториях. Однако переход Львова в оранжевую зону предполагает уже гибридный формат. В условиях красной зоны университет полностью будет работать онлайн.

Дистанционки вряд ли следует бояться студентам и их родителям, ведь за минувшие полтора года преподаватели успели и подготовить материалы для обучения онлайн, и овладеть соответствующим программным обеспечением. Как свидетельствуют результаты внутренних университетских опросов, преподаватели разработали видеолекции для своих дисциплин, а кое-где даже успешно интегрировали имеющиеся массовые онлайн-курсы в свои учебные планы. Например, на лекции по политологии студентам можно больше не пересказывать слова высоких должностных лиц ЕС, а просто ввести в просмотр во время обучения онлайн-курс с экспертами Евросоюза. Таким образом значительно расширился круг ресурсов, доступных для преподавателей и студентов.

Если в начале пандемии преподаватели часто увеличивали объем домашних заданий, чтобы компенсировать отсутствие физического контакта, и достигали этим противоположного эффекта: все усвоить студенты не могли, то за последний год они адаптировали задания к реальной студенческой нагрузке. И хотя кое-где преподавателям все еще нужно дополнительно научиться пользоваться разным программным обеспечением, большинство ЗВО успешно используют платформы для размещения материалов курсов онлайн (например, Moodle, Google classroom) и онлайн-конференций (например, Zoom, Microsoft Teams).

Университетские исследования также свидетельствуют, что остаются отдельные вызовы, связанные с дистанционкой. Прежде всего это касается доступа к Интернету и оборудованию как среди студентов, так и среди преподавателей. Второй важный вызов — недостаточный доступ к учебной литературе в условиях онлайн-учебы. Библиотеки украинских ЗВО преимущественно хранят литературу в печатных экземплярах. Тем временем зарубежные университеты уже много лет предлагают доступ к литературе онлайн. Специальные порталы позволяют студентам и преподавателям за рубежом получить доступ к базам данных научных изданий и полных текстов учебников из любой точки планеты. Введение аналогичных платформ в Украине — необходимое условие для качественного образования периода пандемии.

Перед началом учебного года бурно обсуждается вопрос вакцинации участников учебного процесса. Формирование политики в отношении вакцинации против коронавируса остается вызовом для украинских ЗВО. И если с вакцинацией преподавателей все понятно (государство дает им такую возможность), то по вакцинации студентов есть вопросы. Немало студентов и их родителей возмущаются решением некоторых ЗВО поселять в общежития только студентов, прошедших вакцинацию, однако не следует волноваться, ведь эти требования распространяются лишь на студентов, которые достигли возраста 18 лет и не имеют противопоказаний к вакцинации. В частности Одесский государственный экологический университет обнародовал такое решение. Принимая во внимание низкие темпы вакцинации в Украине и частые случаи заражения COVID-19 в общежитиях, университет таким образом хочет достичь вакцинации 80% поселенных. Руководство УКУ также приняло решение об обязательной вакцинации студентов, которые будут проживать в коллегиуме.

Требование вакцинироваться к преподавателям и студентам стало мировым трендом. Так, университеты Торонто и Оттавы (Канада) тоже будут требовать, чтобы студенты, живущие в кампусе, вакцинировались. В США 749 колледжей и университетов требуют от студентов и преподавателей подтверждения вакцинации. Студенты Университета Индианы (США) не соглашались с такой политикой ЗВО и обратились в суд. Однако судьи решили, что университет имеет право принять соответствующее решение, а студенты, которые не желают вакцинироваться, могут получить образование в другом ЗВО. Для руководителей университетов решение о требовании вакцинироваться логично, ведь уже десятилетиями студентам для обучения необходимо вакцинироваться от других болезней, так что ЗВО считают вакцинацию от коронавируса лишь продолжением действующих норм безопасности.

Решения университетов вряд ли могут удовлетворить всех преподавателей, студентов и их родителей. Некоторые украинские ЗВО до сих пор не определились с форматом предоставления образовательных услуг осенью, а также требованиями о вакцинации университетского сообщества. Однако в новом учебном году, бесспорно, всем надо быть готовыми быстро адаптироваться к изменениям. Увеличение количества зараженных коронавирусом и распространение штамма «Дельта» среди украинцев является признаком приближения нового пика пандемии, следовательно студентам и преподавателям стоит максимально эффективно использовать временя в начале осени для развития коллективов и студенческой способности качественно учиться онлайн.

Больше статей Елизаветы Щепетильниковой читайте по ссылке.