UA / RU
Поддержать ZN.ua

Виртуальные учебники

Заявление о 100-процентном выполнении госзаказа еще не означает, что общеобразовательные учебные заведения полностью обеспечены учебной литературой.

Авторы: Лидия Суржик, Оксана Онищенко

Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений: бравурные заявления руководства Минобразования о том, что дефицита учебников в школах в нынешнем году не будет, не что иное, как примитивный самопиар. «Впервые в начале учебного года государственный заказ на выпуск учебников для учеников 11 классов выполнен в полном объеме», - убеждал общест­венность Д.Табачник перед началом учебного года. Однако заявление о 100-процентном выполнении госзаказа еще не означает, что общеобразовательные учебные заведения полностью обеспечены учебной литературой. Из разных мест то и дело слышатся сетования на нехватку учебников: учителя, ученики и родители вынуждены метаться в поисках необходимых для учебного процесса книг, закупая их самостоятельно.

Еще в первых числах сентября по поводу неблагополучной ситуации со школьными учебниками ударил в набат Вячеслав Кириленко, обратившийся с депутатским запросом к премьер-министру Николаю Азарову. В своем запросе народный депутат привлек внимание к неудовлетворительной работе образовательного ведомства во главе с министром Дмитрием Табачни­ком в сфере печатания и доставки учебников. «До 1 сентября на места не поступили учебники всех наименований, а если и поступили, то не в полном объеме. В зависимости от региона Украи­ны, уровень обеспечения учебниками составляет от 50 до 90%» - говорится в запросе. И это при том, что в нынешнем году Кабмин своевременно выделил средства на печатание учебников. Министерство образования поторопилось опровергнуть «недостоверную» информацию о нехватке школьных учебников, сообщив, что «по состоянию на 9 сентября в областные книжные базы доставлено 99,75% учебников от плана завоза».

Но, кажется, кроме г-на министра, в эти цифры не верит никто: ни обманутые профильным министерством родители учеников, ни сама власть. Так что, очевидно, неспроста премьер-министр во время расширенного заседания Кабинета министров 2 ноября констатировал, что работу по обеспечению учебниками и школьными автобусами нередко подменяют показухой, и, обращаясь непосредственно к Табачнику, заметил: пора «прекратить такие игры и реально заняться работой».

Относительно показухи в работе руководства МОНМС Николай Янович, бесспорно, прав. Когда мы слышим заявления господина министра о почти стопроцентном выполнении «плана завоза», обращаем внимание, как он мастерски играет словами - удовлетворены не реальные потребности школ, а представление МОНМС об этих потребностях. Вот здесь и зарыта собака.

Журналистам редакции ZN.UA удалось раздобыть весьма интересные данные, которые наводят на мысль о «ноу-хау» Табач­ника и его команды в сфере обес­печения школ учебниками. По ин­формации из достоверного источника, в министерстве, чтобы имитировать «стопроцентное обес­печение» учебниками одиннадцатиклассников (с переходом на одиннадцатилетку возникла насущная необходимость в новых учебниках), МОНМС занизило количество учебной литературы для школ. И касается это фактически всех школьных дисциплин. Поскольку все познается в сравне­нии, мы сравнили данные за нынешний, «ударный», год с предыдущими. На­при­мер, по украинскому языку для 11 класса выпущено четыре учебника общим тиражом свыше 256 тыс. экземпляров, тогда как в прошлом году для 10 класса их было отпечатано свыше 476 тыс. Понятно, что прошлогодние десятиклассники теперь учатся в 11 классе, и на двух учеников нередко приходится один учебник.

В сущности, аналогичная ситуация наблюдается и с учебником «Українська література»: в 2011 году для потребностей общеобразовательных школ направлено 320 тыс. экземпляров (в 2010-м - 570 тыс.), что составляет 56 процентов от показателя в прошлом году. Приблизительно такое же соотношение по тиражам учебников по другим школьным предметам - всемирной литературе (52,6% от прошлогоднего показателя), всемирной истории (54%), алгебры (57,8%), геометрии (57,8%), физики (56,4%), биологии (58,5%), истории Украины (62,5%). Кстати, эта хит­рая арифметика держится в образовательном ведомстве за семью печатями и доступна только узкому кругу «посвященных». Для публики подается информация, что план обеспечения школ учебниками МОНМС выполнен. Но при этом, как уже было сказано, учебной литературы в школах все равно не хватает.

Еще одна причина недостатка учебников в том, что заказ на их выпуск формировался по принципу винегрета. То есть если нужно, скажем, прислать в школу 30 учебников по украинскому языку для 10 класса, то она получает это количество (а иногда и меньше), но из них десять - одного автора, пятнадцать - другого и пять - третьего. Понятно, что обеспечить полноценное обу­чение всему классу с таким «комплектом» невозможно. Вот и приходится учителю посылать родителей в книжные магазины докупать учебники, которых не хватает.

Интересно, что в ловушку, расставленную школам, попали и сами чиновники Минобразования. Так, в нынешнем году киевская гимназия №191 им. П.Тычины, в которой учится ребенок одного из руководителей образовательного ведомства, также не получила достаточного количества учебной литературы. Разгневанный отец-сановник прислал проверку в столичное управление образования с целью установить, почему так произошло и кто в этом виноват. Поговаривают, что после этого «наезда» известное учебное заведение получило достаточно учебников. Однако далеко не каждой школе выпало счастье учить детей высоких должностных лиц.

В самом трудном положении с обеспечением учебной литературой оказались заведения профессионально-технического образования. Учитывая то, что контингент учащихся таких учебных заведений наименее социально защищен, это особенно обидно. По результатам аудита Счетной палаты Украины, «заявления об обновлении содержания профессионально-технического образования путем издания современных учебников, пособий, учебно-методической литературы и т.п. остались декларативными». «На 2010 год в проектных показателях государственного заказа, присланных в Минэкономики, издание учебников для ПТУЗ... не предусмотрено. В результате таких действий МОН уровень обеспечения ПТУЗ учебниками по профтехциклу по состоянию на 01.09.2010 г. составлял 77% от потребности, а учебниками по общеобразовательным дисциплинам - 67%». Отраслевой целевой программой «Підручник для професійно-технічних навчальних закладів» на 2010-2012 гг. предусмотрено издание 53 наименований таких учебников. Однако выполнение указанной программы не подкреплено средствами.

На ключевых моментах решения проблемы обеспечения учебниками акцентировал в разговоре с журналистом нашего еженедельника директор Центра образовательного мониторинга Павел Полянский. «На фоне беспрецедентного провала в 2010 году ситуация этого года с обеспечением школьников, в первую очередь выпускников, учебниками выглядит традиционно проблемной, но не настолько драматической, как прошлогодняя, - считает Павел Брониславович. - Позднее и недостаточное финансирование стало главной причиной задержки с попаданием полного комплекта учебников на школьные парты, ведь конкурсы провели своевременно, и дело было только за авансированием издательств. Определяющим фактором стало то, что в феврале 2011 г. правительство выделило профильному министерству около 120 млн. грн. (реальные ежегодные потребности составляют сумму, втрое выше) на печатание учебников для учеников 11 классов. Это помогло издателям и полиграфическим предприятиям избежать цейтнота во время изготовления книг. Получив средства в мае-июне, издательства могут напечатать их не раньше сентября. Ежегодно в мае-августе типографии буквально завалены заказами и объективно не могут справиться с ними. Зако­нодательная же норма, в соответствии с которой учебники печатают «преимущественно» (на практике часто выходит «исключительно») в типографиях государственной формы собственности, приводит к потере времени и качества. Абстра­ги­руясь от вопроса, кому это выгодно, не исключаю, что вертикаль, выстроенная министерством в виде подчинения ему типографий ОАО «Укрвидавполі­гра­фія» и создания Государст­вен­ного фонда офсетной бумаги, объективно сделала зависимыми производителей от министерства и «дисциплинировала» их.

По официальной информации Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины (учреждение традиционно не «злоупотребляет» информированием общественности), в 2011 г. государственный заказ на печатание учебников для одиннадцатиклассников якобы стопроцентно выполнен, напечатано свыше 5 млн. книг. Конечно, «впервые», как и все, что теперь происходит с образованием.

Однако ученикам, их родителям и учителям от этого, так сказать, ни холодно ни жарко, потому что формальное выполнение государственного заказа издательствами и типографиями вовсе не означает, что учебники своевременно попадут в школы. Еще надо много времени, чтобы учебник преодолел путь от типографии до областной книжной базы. На этом этапе формально (но не фактически) завершается сфера ответственности МОНМС и переводится на областные управления, оттуда - на районные отделы образования, а уже потом - на руководителей школ. На местах традиционно ссылаются на отсутствие то средств, то автотранспорта, то горючего для вывоза книг, то еще чего-то».

Лилия Гриневич, первый директор Украинского центра оценивания качества образования, координатор направления «Об­ще­ство знаний» «Прави­тель­ства пе­ремен» Арсения Яценюка, обратила внимание на то, какими учебниками пользуются наши дети, какой они имеют вид после «многоразового использования». Износ учебника в школе составляет пять лет. «Сегодняшние учеб­ники для 3-го и 4 классов напечатаны еще в 2003 и 2004 годах. Они уже полностью изношены, потрепаны и, конечно, такими учебными книгами не приятно пользоваться. В следующем году такая же ситуация будет с учебниками для 5-го и 6 классов. Как планирует справиться с этой проблемой Минобразования? Какой-то настоящей стратегии относительно учебников у него, к сожалению, нет. Пока что МОНМС только реагирует на потребности новой программы 11 класса».

По мнению многих работников образования, не менее важной проблемой является качество учебников, их содержательное наполнение. На днях по этому поводу очень эмоционально высказалась в разговоре с нами автор одного из учебников. (К сожалению, нашего министра образования беспокоят только учеб­ники по истории.) Кстати, тема создания учебников неоднократно поднималась в нашем издании, но положительных сдвигов пока не видно.

- В соседних странах с развитыми системами образования (например, в Польше) работает другая система создания учебников. Издательства, специализирующиеся на учебной книге, выпускают учебники. После этого они проводят большую работу, чтобы продемонстрировать, что их учебник интересный, качественный. Очень часто издатели выпускают целый методический комплект для учителя. Есть институты внешнего оценивания качества предложенных учебников. Имен­но они дают гриф или допускают книги к использованию в школе. И средства на учебники отдаются в школы. В крайнем случае - местным органам управления образованием. Факти­чес­кий потребитель - школа - получает средства и сама решает, какие учебники ей покупать. У нас же финансирование закупки учебников централизованное. Школа фактически отстранена от выбора учебника и должна использовать то, что ей спустят сверху. А о крупных государственных тендерах, о том, как они проходят и бывают ли при этом финансовые злоупотребления, известно всем. По­этому качество украинского учебника вырастет тогда, когда будет действительно свободный соревновательный рынок создания учебников в Украи­не, и тогда, когда средства на учебники будут приближены к потребителю этого учебника, то есть к школам. И эти средства будут тратиться именно на те учебники, которые выберет школа, - считает Лилия Гриневич.

Эта идея - передать бюджетные средства, по примеру других стран, непосредственно школам, чтобы они сами закупали учебники, становится все более популярной. Если бы учебным заведениям выделили хотя бы половину этих средств, то, уверяет знакомая директор школы, ученики имели бы современные учебники, а учителя не ломали бы себе голову над тем, как учить детей по разным или навязанным сверху учебникам. Но вывод напрашивается как в известном анекдоте о слоне в зоопарке, который мог бы съесть и два ведра яблок - да кто же ему даст...