UA / RU
Поддержать ZN.ua

В содержании школьного образования должны произойти изменения

Ученые Академии педагогических наук Украины при участии научных сотрудников Академии медицинских наук Украины провели всесторонний и объективный анализ образовательных документов и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. На основании этого исследования подготовлен научно-аналитический доклад. К каким выводам пришли ученые?

Автор: Василий Кремень

В предыдущей нашей статье в ZN.UA речь шла о необходимости сущностных изменений в украинском образовании для подготовки человека к жизни и деятельности в новых цивилизационных условиях ХХІ в. Среди этих изменений, безусловно, важное место занимают изменения в содержании образования, в частности общего среднего образования. К этому призывают не только многочисленные сетования и критические замечания со стороны родителей, учителей и, самое главное, школьников, но и непредвзятый, объективный и всесторонний анализ образовательных документов и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Такой анализ недавно провели ученые Национальной академии педагогических наук Украины с участием ученых из Национальной академии медицинских наук Украины и подготовили научно-аналитический доклад, презентация которого состоялась несколько дней назад.

К каким же выводам пришли наши ученые? Здесь мы сможем привести только некоторые из них.

Надо согласиться с тем, что все составляющие нормативной базы содержания образования (стандарты, учебные планы и программы) требуют пересмотра, поскольку страдают из-за чрезмерного объема учебного материала, перегружены второстепенным или не отвечающим возрастным познавательным возможностям учащихся. Наблюдаем и нерациональное структурирование содержания учебных предметов и курсов. Так, например, согласно типовым учебным планам, нынешним старшеклассникам в каждом классе приходится изучать более 20 учебных предметов, из них от шести до девяти - одночасовых (а то и получасовых). Педагогической наукой давно доказано, что эффективность таких курсов крайне низкая, в основном близка к нулю. Поэтому их необходимо либо изымать, либо объединять с другими предметами, либо переводить в старшей школе в спецкурсы.

По результатам научного анализа, особенно остро проблема перегрузки учащихся стоит в начальной школе, где чрезмерность учебного материала превышает предельно допустимые санитарные нормы. Так, без предварительный апробации, вопреки рекомендациям ученых академии, со 2 класса внедрен курс "Сходинки до інформатики" (ныне "Информатика"), который по сути должен быть пропедевтическим. Вместо этого общим недостатком и программы, и учебников по данному предмету является их чрезмерная "технократичность" в изложении материала, в частности это касается изучения пакета программ Microsoft Office, с которыми целесообразно знакомить учащихся позже. Ведь в этом возрасте младшие школьники должны овладевать основами использования ИКТ и простейшими их средствами. При этом особое внимание необходимо обращать на информационную безопасность, защиту детей от компьютерной зависимости, этику общения в сетевом пространстве и т.п.

В связи со сказанным, требует изучения и целесообразность внедрения двухчасового курса природоведения с 1 класса вместо интегрированного предмета "Я в світі". По нашему мнению, в начальных классах следует вернуть предмет "Я і Україна". Этот учебный предмет был безосновательно изъят из учебного процесса, чем прервана преемственность с дошкольным образованием и ухудшены условия гражданского воспитания младших школьников. В целом, по заключениям наших ученых, необходимо оптимизировать объемы учебников согласно количеству часов и основной учебной деятельности младших школьников, а в отдельных случаях (например, по изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, охране здоровья) - отказаться от учебников, заменив их рабочими тетрадями или другими учебными пособиями.

Перегрузка, к сожалению, присуща и другим звеньям общеобразовательной школы. (К тому же эта негативная тенденция возросла в последние годы). Так, если сравнить Базовые учебные планы Государственных стандартов 2004-го и 2011-го, то оказывается, что предельно допустимая учебная нагрузка учащихся основной школы (5–9 классы) необоснованно возросла на 420 часов - с 5425 часов до 5845. Учебный материал в учебниках нередко превышает программные требования, местами содержит многословную текстуальную подачу лишней информации. Бывают случаи нарушения педагогического закона учета возрастных особенностей ребенка, что вызвано перенесением части учебного материала на более ранние этапы изучения предмета, попыткой подать материал на неоправданно высоком теоретическом уровне, недоступном учащимся такого возраста. Чрезмерным является и количество произведений, рекомендованных для изучения на уроках литературы. На одном уроке в 5-6 классах должно быть изучено одно поэтическое произведение или небольшой прозаический отрывок.

Мы считаем, что необходимо прекратить практику внедрения учебных программ и учебников без надлежащей педагогической апробации, что происходит в украинской школе в течение последних лет. Нужно взять за правило, что каждый учебник должен пройти этап экспериментирования, получив предварительно статус экспериментального, и только затем внедряться в массовый учебный процесс. Мы неоднократно обращались с таким предложением к министерству, готовили соответствующие нормативные документы, однако определенные юридические недоразумения до сих пор не дают возможности решить эту проблему.

И в начальной, и в основной школах, где обучение преимущественно предметное, возникает проблема формирования у учащихся базовых (ключевых) компетентностей, необходимых каждому человеку для успешной самореализации в жизни. Это и коммуникативная, и информационная, и математическая, и другие компетентности. Обычно они носят надпредметный характер и формируются на межпредметной основе. Приведу пример. Умение учиться, основы которого закладываются в начальной школе, постоянно развивается у учащихся на следующих этапах обучения. Сейчас это одна из определяющих характеристик современного успешного человека, который хочет достичь высоких карьерных результатов. Однако не существует и не может существовать такого отдельного предмета, который бы самостоятельно формировал эту способность личности. Поэтому целесообразно пересмотреть действующие стандарты и программы, чтобы реализовать в них указанную всеобщую, надпредметную составляющую содержания базового образования. При этом не увеличивая объем учебного материала, не внедряя дополнительный предмет, а углубляя в каждой образовательной области те содержательные линии, которые будут способствовать формированию общей учебной компетентности, т.е. умения учиться в течение всей жизни.

В целом, необходимо подчеркнуть, что, по мнению наших ученых, переход на компетентностные принципы обучения пока не отражен надлежащим образом в учебных программах и учебниках, где доминирует знаниевая компонента содержания. Деятельностная составляющая, ответственная за формирование способности и готовности учащихся самостоятельно решать жизненно важные задачи, остается недостаточно представленной в них. Поэтому следует привлечь внимание авторов учебников к насыщению их практико-ориентированными задачами, приближенными к жизненным ситуациям, чтобы те, кто учится, видели потребность в обретении знаний и умений, в овладении определенными компетенциями.

Крайне остро эта проблема стоит в старшей школе, которая вскоре станет профильной и потому особенно нуждается в полноценной реализации этой продуктивной идеи. Предусмотренное государственным стандартом распределение часов между образовательными областями, воплощенное в типовых учебных планах, фактически сводит профильное образование к углубленному изучению двух или трех предметов при чрезмерной загрузке учащихся многими общеобразовательными предметами, чем дискредитируется самая идея профильности обучения. Как правило, изучение профильных предметов предусмотрено в объеме одного часа в неделю, что малоэффективно.

По нашему мнению, для приближения профильного обучения к образовательным потребностям старшеклассников необходимо резко сократить количество предметов инвариантной (обязательной) составной части содержания, сведя его, максимум, к восьми предметам (вместо около 20 изучаемых сегодня), отдавая приоритет спецкурсам и факультативам на выбор учащихся. Кроме того, старшеклассники ощутят собственную ответственность за результат образовательной деятельности и будут идти к учебное заведение мотивированно - приобретать необходимые им компетентности.

В функционировании нынешней старшей школы существуют дополнительные трудности. Это обусловлено волюнтаристской отменой (после 9-летней реализации) перехода к 12-летнему общему среднему образованию. В результате, теперь действует предыдущий образовательный стандарт (2004 г.), ориентированный на трехлетнюю старшую школу, который не был скорректирован после перехода старшей школы к двухлетнему сроку. Нынешние учебные планы не отвечают указанному стандарту и составлены путем механического уплотнения и сокращения содержания предыдущих планов, рассчитанных на три года. С учебниками - еще большая проблема. На сентябрь 2010 г., когда вернулись к 11-летнему образованию, уже были отпечатаны учебники для 10 класса, отвечавшие программам трехлетней старшей школы. Поэтому в учебники для 11 класса втиснули материал, который предполагался раньше для 11 и 12 классов, но был механически сокращен. Разумеется, это отрицательно сказалось на качестве подготовки старшеклассников, и будет сказываться в дальнейшем.

Следующим шагом демократизации образования должны стать делегирование учителям возможности создания учебных программ по предмету. Кстати, такая практика существует во многих странах. Типовые программы, рекомендованные министерством, могут быть ориентиром для проектирования учителем объема программы предмета с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся конкретного класса. Конечно, для этого необходимо доработать образовательные стандарты в направлении конкретизации требований к обязательным учебным результатам для каждого уровня общего среднего образования. Именно такой подход демократизирует образовательный процесс и приблизит его к потребителям.

Напоследок следует отметить, что положенные в основу формирования и реализации содержания общего среднего образования компетентностный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы, составляющие базу государственных образовательных стандартов, в целом отвечают современным мировым тенденциям развития образования. В то же время отметим, что в процессе внедрения этих стандартов возник ряд проблем, связанных с определенным несовершенством как самих стандартов, так и научно-методического и дидактического обеспечения их реализации. Это предопределяет, прежде всего, необходимость согласования нормативных документов (государственных стандартов и программ), определяющих содержание общего среднего образования, учет образовательных потребностей украинских школьников, возрастных познавательных возможностей учащихся и обеспечение взвешенной учебной нагрузки, которая не повредит их здоровью.