В начальной школе отменили оценки. Причем началось это не сейчас — еще в прошлом учебном году такое нововведение было для третьеклассников, и вот теперь очередь дошла до 4-х классов. Минобразования издало соответствующий приказ, и это вызвало бурю: «чиновникам нечем заняться», «родители хотят, чтобы все панькались с их детьми», «это уничтожение украинского образования». Об уничтожении образования я бы поспорила. Помните, что ВНО по математике не сдали 30% школьников? Так вот, все они учились в школе с оценками. И что, это их спасло? Не в оценках дело, надо в консерватории что-то менять, как говорил Жванецкий.
«У нас на педсовете едва не врукопашную сошлись приверженцы и противники оценок, — рассказывала знакомая учительница. — Те, кто против, жаловались: «Но как же учить без оценок? Это же дети ничего не будут делать на уроках! И как я объясню родителям, что их ребенок ничего не знает?».
И тут переходим к важному моменту. Месседж «в школе отменили оценки» — это лишь половина правды. Ведь на самом деле отменили только цифровые оценки, а оставили так называемое вербальное оценивание — словесные комментарии. Ну, то есть теперь учитель не может сказать ребенку: «Садись, два», — и на этом умыть руки. Придется все объяснять, писать комментарий: что ребенок знает и умеет, а над чем еще надо поработать. Причем комментарий должен быть стимулирующим — с упором на хорошее, а не со скрытым посылом «ты — дебил». Для тех учителей, кто все же не может обойтись без оценок, есть своеобразный компромисс — можно оценивать ребенка с помощью букв: В — высокий уровень достижений, Д — достаточный, С — средний, Н — низкий.
Но это еще не все нововведения. Отныне в начальных классах не будет традиционных контрольных работ, вместо них появятся диагностические. Что это означает? То, что кроме задачек или упражнений в них будут вопросы вроде: «Легко ли было тебе выполнять это задание?», «Что помогает тебе учиться?», «Обозначь задания, вызвавшие трудности». И что плохого в таком подходе? Да еще если учитель даст после этого мотивирующий комментарий?
Фидбек от учителя важен для ребенка и для большинства родителей. И этого в образовании не хватает. Вот пример: во время международного исследования PISA 25% украинских школьников сообщили, что учителя никогда или почти никогда не говорят им об их сильных сторонах. Еще раз: не об ошибках, а именно о сильных сторонах. И это может негативно влиять на мотивацию учеников к обучению, указано в Национальном отчете по результатам PISA. Будем откровенны, — разговоры о сильных сторонах ребенка в школе часто сводятся к тому, как ему улучшить оценку, что пересдать.
В некоторых школах на классных стендах я видела рейтинги учеников по успеваемости, то есть по оценкам. Считается, что это хороший стимул для обучения, а еще это тешит амбиции некоторых родителей. Вот о мотивировочной роли рейтингов я бы поспорила, — некоторых они, наоборот, демотивируют, потому что навешивают ярлык лузера. По моему мнению, в успеваемости надо соревноваться не с другими, а с самим собой: сегодня я сделал что-то лучше, чем вчера, я прогрессирую.
Поэтому есть большой вопрос о том, что отображают школьные рейтинги. Например: Петя — отличник и любимец учителей, а Ивану обучение дается тяжело. Иван решил улучшить свои результаты, вкалывал над учебниками, старался, разбирал тему, готовился к контрольной. А Пете и так хорошо, — он не парился с учебой, выехал на старых запасах знаний. И вот результат: Петр — снова звезда, а Иван — традиционно в конце рейтинга, потому что, хотя и сделал большой рывок вперед (ошибок в его контрольной меньше, чем обычно), но это все равно низкий балл. А вот если бы не было оценок, то в вербальном оценивании учитель должен был бы сказать об этом, описать результат, поддержать и вдохновить.
Некоторые родители не хотят отказываться от оценок. И не только из-за того, что последние помогают оценить успехи ребенка на фоне других. Система оценивания в баллах — обычная и понятная для родителей, но они опасаются, что если ее отменят, воцарится полнейшая анархия. Это пугает, с оглядкой на не очень высокое доверие общества к качеству образования. Учтем также, что у нас сильные традиции авторитарной педагогики, потому что образование — это же не одинокий остров в океане, оно отображает все то, что есть в обществе. Мы все воспитывались в школе, где страх перед оценками часто был значительно более сильным стимулом, чем кайф от открытий и интересных заданий. И я знаю множество примеров, когда родители терпели то, что учитель унижает ребенка или ставит несправедливые оценки, потому что это же престижная школа, это же будущее ВНО.
Кстати, как подтвердил национальный мониторинг качества начального образования, лучшие результаты обучения продемонстрировали те школьники, которых поддерживают родители, разговаривают с ними об учебе. Думаю, что качественная вербальная оценка (именно качественная, а не отписка «Вася — молодец!») поможет родителям (не всем, конечно, а тем, кто интересуется школой) лучше понять ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, поддержать. Это не безликая цифра — оценка в баллах.
Комментарии об успешности ребенка помогут и учителям, — если родители будут получать регулярный фидбек, у них будет меньше недоверия к школе и тревожности.
Но я понимаю, что это идеальная картинка. Потому что комментировать успешность ребенка учитель должен не только устно, но и письменно. И если в маленьких классах частных школ это можно делать часто, то в классе на сорок детей учитель просто физически не может регулярно писать пространно о каждом. И даже если комментарий будет хотя бы раз в неделю каждому ребенку — это тоже хорошо. Но такая работа требует значительно больше времени. Кто оплатит его? И как здесь не вспомнить о реформе оплаты труда учителей, так и не состоявшейся? Одно из предложений тогда было таким — оплачивать учителям не количество уроков, а целый рабочий день: подготовку к урокам, проверку тетрадей, педсоветы, совещания и т.п. Учительские профсоюзы, да и многие педагоги, тогда не поддержали изменений, а теперь это пригодилось бы.
Как учителя воспринимают идею отказа от оценок в баллах, нам точно не известно. Единственное более или менее легитимное исследование на сегодняшний день — это опрос учителей, участвовавших в пилотировании Новой украинской школы. Так вот, 60% опрошенных заметили, что они — за традиционную оценку в баллах.
Приблизительно то же видим и в бурных дискуссиях в учительских пабликах. Вот несколько комментариев: «Почему детей упрямо пытаются поместить в комнате с мягкими стенами? Что страшного в обычном оценивании? Ничего, это выдуманная родительская проблема». «Ребенку необходимо учиться существовать в мире, где есть стрессы. А если он не умеет воспринимать поражение, это для него стресс, то что во взрослой жизни с этим невротиком делать? Допустит ошибку в работе и начнет от замечания ножками топать и по полу кататься?», «Пусть эти теоретики зайдут в класс 1 сентября и поработают хотя бы до декабря! Проведут собрания родительские, придумают, как научить ребенка, который на уроке решит под партой проявить свою индивидуальность, а потом скажут, какие изменения нужны и как это все оценивать!».
Хотя есть и другие отклики. «У ребенка вырастают крылья, он читает комментарии и понимает, что я, учитель, замечаю его старания, и это вдохновляет», «Родители рассказывали мне, что читают мои комментарии о ребенке всей семьей, и даже фотографируют и посылают дедушкам-бабушкам. Для них это важно».
Думаю, авторитарным учителям будет труднее всего воспринять новую систему оценивания. Недаром же выдающийся грузинский педагог Шалва Амонашвили считает оценку «костылем хромой педагогики» и подчеркивает: «...оценки держат храм авторитарно-императивной педагогики и пожирают педагогику сотрудничества». «Стыдно должно быть учителю, который будет смотреть на ребенка как на ходячую цифру. И в зависимости от цифр будет судить о нем: хороший он или плохой, способный или нет, развитый или «малоразвитый», выйдут из него люди или нет, — пишет Амонашвили. — Ведь пройдут годы, и сама жизнь покажет, что «плохие» ученики стали хорошими, добрыми людьми, кто-то из них даже проявил большой талант. А за туманностью оценок учительские глаза не видят этого».
Есть и еще одна причина того, что не все педагоги поддерживают новую систему оценивания. Отмена цифровых оценок будет означать для учителя, что у него теперь нет карающего меча, которым можно заставить учеников учиться. Отныне он должен проводить свои уроки так, чтобы заинтересовать учебой. А к этому готовы и хотят этого не все. Намного проще сказать: «Откройте тетради, прочитайте правило и выполните упражнение».
Но теперь подобное не всегда пройдет. В украинском образовании и в ожиданиях от него начинаются изменения, и это радует. Согласно результатам опроса, проведенного Украинским институтом будущего, большинство (70% респондентов) считают, что признаком качественного образования является мотивированный ребенок, который хочет и умеет учиться.
Кстати, во многих странах Европы начальная школа — без оценок. В Эстонии, Финляндии, Польше, Швейцарии, Норвегии вместо баллов применяется вербальная характеристика, а в Швеции и Норвегии она есть аж до 6-го и 8-го класса соответственно. В Канаде, Великобритании, Бельгии, Австралии в начальной школе применяется оценивание в уровнях или буквенная шкала, и учителя пишут комментарии, чтобы показать прогресс ребенка.
Да и у нас в альтернативных демократических школах — школах нового поколения (по крайней мере в тех, с которыми знакома я) — нет оценок даже в старших классах.
Лично мне нравится идея отмены оценок в начальной школе. И нет такой идеи, которую нельзя было бы исказить неудачным исполнением. И здесь есть несколько больших предостережений. Во-первых, формирующее словесное оценивание не должно свестись к пустым стандартным фразам и плюсикам в табличке — это ребенок умеет, а это — нет. Во-вторых, надо дать учителям инструменты и методики этого оценивания, — до сих пор от них требовали только проверить работу ученика, посчитать в ней количество ошибок и в зависимости от этого поставить оценку. Теперь во время оценивания учитель должен сосредоточиться не только на обучении, но и на индивидуальных особенностях учеников, комментировать их самостоятельность, мотивированность, коммуникацию с другими.
В-третьих, школам надо наконец начать пользоваться своей автономией. Согласно закону, они могут оценивать успехи детей по-своему (смайликами, наклейками, солнышками или цветочками), главное — чтобы в итоге перевели его в вид, утвержденный МОН.
В-четвертых, надо понять, что будет дальше, в старшей школе? Когда и как будет организован переход на оценивание в баллах? Если в пятом классе, то здесь есть сложность, ведь на этом этапе детям и так нелегко, — вместо любимой учительницы, которую понимаешь с полуслова и одного взгляда, появляется куча новых незнакомых учителей.
Если все это не будет учтено, новое (формирующее) оценивание превратится в фикцию. А оно — одна из немногих надежд на изменения в школе.
Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.