UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уроки цифрового образования

Как изменились преподаватели и студенты, чему научились за период виртуального обучения?

Автор: Евгений Сакало

Отключенные камеры, слабая активность в чате и полное непонимание, воспринимают ли информацию по другую сторону экрана и как именно воспринимают. Наверное, с этими проблемами столкнулись все преподаватели, учителя и спикеры, которые в начале весеннего семестра срочно и полностью перевели учебный процесс в онлайн-формат.

Вслед за «временным» и «экспериментальным» весенним онлайн-семестром осенью пришел уже новый плановый учебный год в онлайне. Как изменились преподаватели и студенты и, самое главное, чему научились за период виртуального обучения? Чем нужно овладеть, чтобы улучшить дистанционное обучение?

Новое преподавание — подходы и технологии

Онлайн-обучение позволило понять, что стандартный подход, когда преподаватель или спикер начитывает материал, а студенты его слушают, уже не работает. Административные методы еще обеспечивают виртуальное присутствие студентов на онлайн-лекции. Но их активность, вовлеченность, заинтересованность и способность воспринимать новую информацию преподаватель контролировать уже не в состоянии. Чтобы не превращать учебный процесс в имитацию, нужно находить, а иногда даже изобретать, и внедрять новые подходы к преподаванию материала. Это могут быть занятия в формате бизнес-игры, групповые дискуссии и обсуждения материала, проведение опросов во время лекции, привлечение гостевых спикеров из индустрии, активное использование контента из YouTube, live demo для наглядной демонстрации практики и т.п.

В начале карантина, из-за которого учебные заведения перешли на онлайн-обучение, был популярным такой термин, как «режим мессенджера». Так называли ситуацию, когда в качестве дистанционного обучения засчитывали простую переписку в почте и мессенджерах.

Однако полноценное удаленное обучение невозможно без специальных инструментов для него. Таких как Moodle, Google Classroom, Zoom, Google Suite/Docs, другие платформы для веб-конференций, создания тестов и задач, сервисы для ведения блогов и т.п. В идеале, у каждого учебного заведения должен быть доступ к LMS (Learning Management System). Это системы, позволяющие студенту и преподавателю общаться, выполнять и проверять задания, контролировать посещаемость, организовывать семестровый контроль и аттестацию и т.д.

Качественный онлайн-контент и трансформация студентов и преподавателей

Проблема онлайн-обучения заключается еще и в том, что студентам труднее получать информацию в видеоконференциях. Концентрация внимания снижена, а отсутствие взаимодействия усложняет восприятие контента. Выгорание ощущают как те, кто проводит онлайн-лекции, так и те, кто слушает их. Когда-то во время аудиторных занятий лектор имел монополию на внимание аудитории, и так или иначе студенты слушали преподавателя, независимо от качества контента, харизмы или ораторских способностей.

В онлайн-мире эта монополия лектора исчезает. Студенты имеют доступ к любому контенту от лучших образовательных учреждений и лекторов со всего мира. Поэтому нужна онлайн-трансформация преподавателя в видеоблогера, подкастера и контент-мейкера для привлечения и удержания аудитории. Чтобы помочь преподавателям в этом, мы в рамках инициативы Globallogic Education организовывали вебинар «Стримим лекции онлайн», где эксперты из индустрии делились своим опытом создания привлекательного и качественного онлайн-контента.

Кроме того, понятие «лектор» устаревает. Восприятие материала и в целом процесс обучения происходят намного эффективнее, если преподаватель оказывает персонализированную поддержку студентам, использует обратную связь и индивидуальную направленность. Ведь эффективность лекции по сравнению с другими видами обучения составляет всего 5%, а, например, на групповую дискуссию приходится 50% эффективности, а на обучение других — уже 90%. Поэтому преподаватель трансформируется в ментора, который, пользуясь всеми имеющимися и целесообразными средствами, и помогает максимально комфортно и эффективно усвоить материал.

Обратная связь, эмоциональный интеллект и ассертивность в мире онлайн

Вопрос обратной связи и в обычной офлайн-жизни был непростым. Адекватно реагировать и конструктивно предоставлять обратную связь — непростое дело для всех.

Кажется, какие там эмоции в онлайне, как их увидеть, кому они нужны? Но получается так, что, обучаясь и общаясь в Интернете, видеть эмоции, проявлять их и делать выводы не просто возможно, но еще и необходимо.

В этом нам поможет эмоциональный интеллект — умение осознавать и руководить своими эмоциями, выражать и контролировать их, понимать чувства других людей (что и отличает нас от машин) и сопереживать другим. В условиях new normal полезно и уместно проявлять эмпатию, то есть понимать чувства других людей.

Конечно, полную палитру чувств ощутить онлайн довольно трудно, но как минимум можно сопереживать, сказать: «Вижу, что тебе плохо, можно попробовать тебе помочь?». При таком подходе человек может раскрыться, проговорить свои переживания, и ему станет легче, — это позволяет выделять себя, актуализировать свои эмоции и потребности в условиях онлайн-общения. И этому следует учиться и студентам, и преподавателям, чтобы наладить эффективное сотрудничество и получить от обучения максимум.

Когда мы говорим о коммуникации онлайн, важно знать и понимать, что такое ассертивность. Это возможность и умение каждого из нас знать свои пределы: физические, моральные, эмоциональные; определять, в какой зоне нам комфортно. Ассертивность — это также об умении отстаивать свою точку зрения, не нарушая границ другого человека, способность воспринимать критику и умение сказать нет или да. Это особенно важно в современном мире, когда часто говорят: «Давай тебе посоветую, как делать лучше».

Small talk преподавателя со студентами в начале лекции о выходных, результатах спортивных соревнований или погоде либо предложение игрового формата занятия — разве это не новые реалии коммуникации между преподавателями и студентами? Реалии, к которым не все мы были готовы, но которые просто необходимо переосмыслить и принять.

Мир изменился, обучение — тоже, но в этом есть и свои преимущества. Студенты тренируют концентрацию, а преподаватели — творческий подход к образовательному процессу и использованию технологий. Мы овладеваем абсолютно новыми методами, к которым приближались бы, возможно, еще десятилетия.

Все статьи Евгения Сакало читайте здесь.