UA / RU
Поддержать ZN.ua

Учебный год в ритме танго

Чему научил педагогов карантинный учебный год, и что дальше?

Автор: Елена Фиданян

Вроде только вчера нас радовало 1-е сентября, а уже близится завершение учебного года. Тревожно. Много непонятного, и это постоянно побуждает нас двигаться в сторону усовершенствования. Снова ждем решения, как будут сдавать выпускные экзамены (ГИА) наши одиннадцатиклассники.

Ну ладно, в прошлом году «зараза» была неожиданностью для всего мира, а что в этом году? Что мы сделали за год, чтобы стало понятнее, как спасать образовательный процесс? И что еще надо сделать?

Так что же мы смогли сделать?

Во-первых — усилили безопасность, наработали правила жизни в новых, ограниченных карантином, условиях: научились усиленной гигиене и ношению масок; отработали систему санитарной обработки детских помещений; научились заходить в детские заведения, пользуясь всеми существующими входами; ограничили доступ в помещения школ или садиков посторонних и даже непосторонних лиц; дважды переформатировали питание.

Во-вторых (хотя, видимо, должно быть «во-первых»): мы постоянно с колес совершенствуем, меняем, шлифуем, индивидуализируем образовательный процесс. Не имея времени на примерку, глубокие дискуссии и аналитику. И получается, что во всей этой круговерти как-то забывается: главное в образовании — правильно выстроенная система обучения. Забывается, что какие знания получит ребенок сегодня, такого врача, учителя, инженера... получит общество впоследствии. И это не лозунги. Потеря знаний — это потеря поколений, потеря в развитии всего государства.

Режим работы этого учебного года напоминал танго: плавные размеренные движения с резкими поворотами и изгибами. Мы, как и все отрасли, продолжаем зависеть от эпидситуации в городе, количества свободных коек в больницах… Такого я не помню за все годы своей работы в образовании.

Но что же нам удалось в образовательном процессе?

Каждое учебное заведение разработало свою индивидуальную траекторию движения на разных уровнях эпидопасности. И здесь имеется в виду не город или страна в целом, а ежедневная ситуация в отдельном садике или школе, в отдельном коллективе. Именно педагогическим коллективам пришлось принимать решения, брать ответственность за то, как их школа защитит детей и учителей, обеспечит обучение. Не кивать на чиновника, не ждать бумажки с подписью и печатью, а размышлять и действовать. Кому-то это удалось лучше, кому-то — хуже.

Мы поняли, что дистанционка для малышни — это самообман взрослых. Не могут малыши полноценно учиться при отсутствии прямого контакта с воспитателем/учителем. Кроме того, не все родители могут остаться с ребенком дома, если детское заведение закрыто. Некоторые работают. Именно поэтому воспитанников садиков и учеников начальных классов переводим на дистанционку только при чрезвычайных обстоятельствах. Детские заведения могут быть открыты даже в «красной» зоне. Но сейчас мы входим в жесткий локдаун и временно закроем и их.

Мы структурировали учебный год по другому принципу. Система обучения осталась семестровой, а вот акценты сместили, если быть точнее, — усилили. Определили категории особого образовательного внимания по семестрам: в І семестре в особом фокусе внимания — новообразованные коллективы (1-й, 5-й, 10-й классы); во ІІ семестре — выпускники (4-й, 9-й, 11-й классы). Весь учебный год работали в разном формате: очно/смешанно/дистанционно.

Научились делать беспрерывным процесс обучения как в школьных стенах, так и за их пределами. Каждая школа определилась с е-ресурсом, который является базовым для работы в дистанционном формате. Наполняем копилки собственным опытом и опытом работы коллег. Продолжаем наращивать банк телеуроков. Теперь уже их более 400 по 19 предметам. Еще не совсем успешно, но все же внедрили электронные журналы на уровне начальной школы. Это инструмент дистанционного администрирования, возможность быстрого контактирования с родителями учеников. Понимаем, что без такого контакта образовательный процесс не состоится. Нам, как никогда, нужны взаимопонимание и поддержка родителей, ведь сегодня в роли учеников оказались и дети, и родители, и учителя.

Все новое — подзабытое старое. Мы вспомнили об уроках Василия Сухомлинского на свежем воздухе. Немного видоизменили подход и активно в сентябре (пока было тепло) использовали уличное школьное пространство для проведения уроков. Планируем восстановить эту практику весной, как только потеплеет.

В целом графики работы заведений изменились радикально. Они остались в рамках, определенных Санитарным регламентом, но первый урок уже часто не начинается в одно и то же время для всей школы в 8:30. Да и продолжительность уроков теперь изменилась. Она существенно различается: очное обучение — (обычно 45 минут, кроме первых классов), дистанционное — (от 15 до 25 минут). Часть предметов периодически интегрируется, часть — ученики отрабатывают через проектную деятельность. В ход пошли принципы модульного обучения.

Мы поняли, что дистанционный режим обучения не предусматривает проведения всех уроков по расписанию под руководством учителя. Это может быть урок самостоятельной (или с группой одноклассников) работы над проектом. Или же после объясненной педагогом темы урока (20 минут) — самостоятельное выполнение упражнений в остальные 25 минут. Понятие урока видоизменилось, как его продолжительность, так и этапы. Нас больше не удивишь «перевернутым уроком». Все кружится вокруг ребенка и учителя с такой скоростью, что иногда хочется просить о передышке. Главное — мотивировать ученика к самостоятельному обучению, желанию учиться и достигать результатов, а учитель — всегда рядом, он ведет.

Каникулы мы тоже научились вводить по-разному: для учеников начальных классов — в один период, для средних и старших классов — в другой. Хорошо ли это? Нет. Удобно ли это и является ли тем изменением, которое следует ввести навсегда? Нет. Это временное требование. Реагирование на ситуацию ради защиты и сохранения жизни людей.

В этом учебном году мы продумали и провели городской этап школьных олимпиад по 15 учебным предметам тоже дистанционно. Не все сложилось так, как планировали. Да и начнем с того, что мы были вынуждены назвать эти соревнования по знаниям иначе. Алгоритм проведения дистанционных предметных олимпиад государство не разработало. Поэтому, чтобы попробовать свой вариант, мы назвали их Интеллектуальными соревнованиями учеников «Эрудит-2021». Более 10,5 тысячи учеников 7–11-х классов согласились в них участвовать. Школьники соревновались по физике, испанскому и английскому языку, офисным технологиям, экономике, географии, биологии, экологии и математике. Больше всего зарегистрировались на математику, украинский язык и литературу, биологию, английский язык. Особой организации требовали Интеллектуальные соревнования именно по этим предметам: участников с разных параллелей пришлось разводить не только по времени, даже в днях проведения, поскольку на английский язык, например, зарегистрировалось более 1800 учеников. Это тоже опыт, которым мы можем воспользоваться для разработки проекта проведения олимпиад (интеллектуальных соревнований) в дистанционном режиме.

Какие изменения предлагаем в конце учебного года?

Дать волю одиннадцатиклассникам. Речь идет не о разрешении пропускать или прогуливать уроки. Речь об академической свободе: свободе выбора собственной образовательной траектории в последний месяц обучения в школьных стенах. Как это? О чем это?

Мы предлагаем тем, кто сегодня к этому готов, ревизовать учебные программы и завершить изучение нового материала для выпускников 11-х классов до конца апреля. Потому что уже многие годы мы закрываем глаза на абсурдную ситуацию: по школьной программе одиннадцатиклассники до конца учебного года должны овладеть определенными темами, изучать и повторять материал, а в реальности уже в начале мая они сдают ВНО по всему изученному материалу.

Мы предлагаем провести учебный процесс в мае по принципу образовательного трансформера, разбив выпускников не по классам, а по группам, с учетом выбранного ими профиля дальнейшего обучения уже за пределами родной школы; дни перед ВНО превратить в дни предметного погружения (когда-то это называлось консультациями перед экзаменом).

Вы спросите: что же здесь нового или удивительного? Почти ничего, кроме того, что у нас с вами есть реальная возможность в мае уменьшить для учеников количество предметов для изучения с учетом индивидуальной потребности каждого из них для завершения обучения в школе (получения свидетельства) и максимального повышения шансов поступления в выбранное выпускником заведение высшего образования (ВНО). Сегодня недельная нагрузка на выпускника составляет до 36 часов в неделю (помним, что у взрослых она 40 часов). При условии организации школьного учебного трансформера реально уменьшить нагрузку на школьника до 12 часов, которые для него приоритетны, сохраняя при этом учительскую нагрузку и заработную плату в соответствии с тарификацией.

Конечно, такие изменения следовало ввести на всю последнюю четверть. Мы откровенно говорили об этом с директорами столичных школ. В Киеве есть коллективы, которые еще до COVID-19 занялись разработкой собственной школьной модели обучения выпускников. Успешно практикуют ее уже не один год. После бурных обсуждений решили, что начнем пошагово, — попробуют только те, кто уверен, что это посильно для педагогических коллективов.

Условия дистанционного режима обучения наталкивают на мысль, что нам ужасно не хватает 12-го года обучения. Надо хотя бы попробовать и сравнить результаты по знаниям. Без лишних криков, популизма. Мы должны спасать свое будущее. Оно в руках тех, кто сегодня учится в средней школе. Именно им угрожает системное накопление НЕзнаний, если мы, взрослые, не объединим свои усилия ради будущего нашего общества.

COVID-19 продолжает испытывать нас и учить. Он дает нам в руки новые инструменты, отдельные из которых навсегда войдут в нашу педагогическую жизнь, изменяя наше учительское сознание, шлифуя наше мастерство, развивая каждого из нас как личность. Он не отступает, а следовательно, изменения неминуемы. Не надо сидеть и ждать. Уверена: значительно интереснее вращаться в водовороте событий, менять и изменяться.

Здоровья нам всем!